Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в России происходит активная трансформация духовной и социально-экономической сферы жизни. На этом фоне появляется ряд острых вопросов, к которым относится и проблема досуговых практик.
Данная тема привлекает внимание исследователей из различных областей наук, что говорит о ее безусловной актуальности. Досуговые практики играют важную роль в жизни социума, что обусловлено их развивающим и воспитательным потенциалом. На современном этапе развития российского общества их структура и содержание подвержены изменениям, что обусловлено социокультурными трансформациями, происходящими в стране.
Одним из негативных последствий социально-экономических реформ в России явилось сокращение возможностей полноценного отдыха и организации социально-полезного досуга для детей и молодежи. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ.
К этому следует добавить значительные разрушения социальной инфраструктуры культуры, что усугубляет трансформацию ценностных ориентаций, прежде всего, молодого поколения. Сегодня театры, специально ориентированных на работу с детской и подростковой аудиторией, отсутствуют в половине субъектов Российской Федерации.
Досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Отсутствие качественных культурных заведений и стратегии по развитию и направлению досуговой деятельности молодежи со стороны представителей руководства местных органов власти, депутатского корпуса, общественности, ее мотивации в соответствующих образовательных структурах приводит к развитию и зарождению своеобразных, свободных форм молодежного досуга, выражающихся порой в протестных акциях на площадях.
Сущность формирования досуговой культуры подрастающего поколения определяется особым педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит выработка механизмов вовлечения личности в процесс непрерывного творчества.
Одним из приоритетных направлений деятельности специалистов учреждений культуры клубного типа является работа с подростками. Это: патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое, правовое и др. Не менее важным является и формирование досуговой культуры подростков, способствующей развитию интеллектуальных, морально-этических, духовно-нравственных качеств, а также повышению общественной и социально-экономической активности личности.
Проблема исследования состоит в противоречии между имеющимися формами досуга подрастающего поколения и государственной политикой молодежного досуга.
Актуальность изучения данной проблемы состоит в том, что досуг подрастающего поколения в последнее время имеет огромное значение. Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения досуговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется, сама преобразуется в связи с деятельностью человека.
Организация досуга населения является объектом исследования педагогов, психологов, социологов и т. д. Большую роль в этом играет организация клубной деятельности, которая является одним из главных направлений деятельности учреждений культуры. По мнению М. И. Васильковской «тяга к творческому развитию и самовыражению – характерный мотив участия в клубной деятельности. Стимулирование творческого процесса, управление им требуют соблюдения определенных организационно-педагогических правил» . Она считает, что клубные объединения выполняют в социально-культурной сфере дифференцированный социальный заказ, который отражает усилия участников клуба и направлен на развитие социально-культурного пространства.
Вопросам деятельности клубных формирований посвящены исследования Е. В. Богдановой, М. И. Васильковской, И. Н. Грушецкой, К. Джоракулыева, И. В. Колесова, Н. Поладова, С. Ю. Сергина, Н. Хошгелдиева и др.
Цель исследования: изучение опыта и проблем деятельности клубных учреждений в организации досуга подрастающего поколения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие досуга и досуговой деятельности.
2. Изучить опыт становления и развития клубных учреждений в России.
3. Исследовать специфику культурно-досуговой деятельности клубных учреждений в организации досуга подрастающего поколения.
Объект исследования: клубные учреждения.
Предмет исследования: культурно-досуговая деятельность дома культуры в работе с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Р. Н. Досуг современной молодежи / Р. Н. Азарова // Внешкольник. 2003. №10. С. 19–21
2. Асанова З.С. Организация досуга людей пожилого возраста средствами любительского творчества / З.С. Асанова, С.Ш. Умеркаева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 1676-1680
3. Бестужев-Лада И.В. Какая ты молодежь? / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Моск. Рабочий, 1988
4. Богданова Е. В. Клубные формы работы с подростками в дополнительном образовании // Модели создания воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления: наука, технологии, практики : сборник статей / под ред. Т. Н. Владимировой, Н. Ю. Лесконог, Л. Ф. Шаламовой. – Москва : МПГУ, 2018. – С. 57–71
5. Васильковская М. И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 38. – С. 152–158
6. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст] : учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.–социал. ин–т. – Москва : Моск. психол.- социал. ин-т : Флинта, 1998.
7. ГОСТ Р 55594-2013 Услуги населению. Услуги по обучению населения на курсах и в кружках. Общие требования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200105565
8. Грибкова Г.И. Организация семейного досуга в условиях культурно-образовательной деятельности музея / Г.И. Грибкова, С.Ш. Умеркаева // Социально-культурное партнерство: вуз-музей-библиотека в условиях инновационного развития: сборник научных трудов. – М.: ООО «Перспектива», 2016. – С. 90-99
9. Грушецкая И. Н. Типология современных технологий организации досуга молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – № 4. – С. 282–283
10. Зборовский, Г. Е. Социология досуга и социология культуры : поиск взаимосвязей / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2006. – № 12. – С. 56–64.
11. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. Ю. Исаева. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта, 2016
12. Клубные формирования в учреждениях культуры : сборник методических материалов / сост. В. В. Уланова – Томск. – 2020
13. Колесов И. В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21. – вып. 9 (161). – С. 72–78
14. Лобанова, М. В. Досуговые практики молодежи крупного города [Электронный ресурс] / М. В. Лобанова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Ин-т гуманитар. и соц.-эконом. образования, Каф. социологии и соц. работы. – Екатеринбург, 2019.
15. Орлов, Г. П. Свободное время и личность / Г. П. Орлов. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.
16. Погорелова, А.Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодёжи в процессе декоративно-прикладного творчества: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / А.Н. Погорелова. – Казань 2009. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika
17. Поладов Н., Джоракулыев К., Хошгелдиев Н. Клубные объединения как форма воспитания социальной активности старшеклассников // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования : материалы II Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 170–173
18. Сергин С. Ю. Особенности организации досуга подростков и молодежи на региональном уровне // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 11 (55). – С. 254–259.
19. Соколов, Э. В. Свободное время и культура досуга [Текст] / Э. В. Соколов. – Ленинград : Лениздат, 1977. – с. 180
20. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов ; М-во культуры Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2002.
21. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов (на материале вокально-хоровой работы): дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Умеркаева София Шавкатовна. – М., 2008
22. Шмаков, С. А. Досуг школьника: Проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений / С. А. Шмаков. Липецк: Липецкая организация Союза писателей РФ, 1991.