Фрагмент для ознакомления
2
Проблема общения является одной из важнейших сфер в жизни подростка и старшеклассника. Все психологи единодушны в признании важности общения в формировании личности подросткового и юношеского возраста. Эти периоды очень важны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как складывается общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится очень актуальным. Его актуальность значительно возрастает на данном этапе развития общества, когда происходит резкое изменение общественных отношений, характера личных взаимодействий, нравственных норм, ценностей и т. д.
Основным содержанием подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития претерпевают качественную перестройку, возникают и формируются новые психологические образования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс трансформации определяет все основные черты личности детей-подростков. Мы рассмотрели эти характеристики на данных бытовой психологии в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, И.В. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Д.Р..[1, 2, 4, 6, 11, 13, 15, 16].
Эти исследователи, так или иначе, сходятся во мнении, что признают исключительную важность общения со сверстниками для подростков. оно находится в центре жизни подростка и во многом определяет все остальные стороны его поведения и действий.
В процессе общения молодые люди могут испытывать различные трудности. Такие коммуникативные трудности являются одной из самых сложных проблем в психологии. Проблема коммуникативных трудностей (или «барьеров») как предмет специального исследования отечественными и зарубежными психологами изучается с середины ХХ века (Д. Кати, Г. Лассуэлл, М. Андерсон, Б. Д. Парыгин, Н. Л. Коломинский, Е. А. Климов и др.)
Целью курсовой работы теоретически изучить и экспериментально проверить трудности общения подростков со сверстниками
Объектом исследования процесс общения подростков со сверстниками
Предметом исследования является общения подростков со сверстниками
Задачами курсовой работы являются:
1. Проанализировать понятие «общение» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Рассмотреть Общая характеристика общения подростка со сверстниками
4. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования: МОУ СОШ № 125 7 «а» класс
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Анализ понятия «общение» в психолого-педагогической литературе
Общение является одним из важнейших инструментов социализации человека, способом существования человека, удовлетворяющим и регулирующим базовые потребности, основным каналом межличностных взаимодействий.
Потребность в общении является одной из основных потребностей. Важность общения определяется тем, что оно диктует поведение человека.
В отечественной науке сложилась устойчивая традиция сочетания понятия «общение» с категорией «действие». При этом, как отмечает А. А. Реан, общение трактуется лишь как форма, вид действия, как процесс, порожденный потребностями совместных действий. В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дается следующее определение: «Общение — это сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместных действиях и предполагающий обмен информацией, выработку единого взаимодействия, восприятия стратегий и взаимопонимания людьми».
Это определение подчеркивает вторичный характер общения по отношению к деятельности и выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации (общение), взаимодействие (взаимодействие), познание людьми друг друга (восприятие).
В подтверждение связи между «общением» и «деятельностью» приведем определение понятия «общение», данное Л. П. Буевой: «Общение есть процесс взаимодействия и взаимосвязи социальных субъектов (личностей, групп), характеризующийся путем обмена информацией, опытом, деятельностью, навыками, компетенциями и способностями, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.
Это определение носит общий характер, предназначено для изучения любых отношений между людьми, социальными группами.
Категория «общение» также рассматривается с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан). Процесс общения в этом случае является не только средством, но и целью и выступает как самомотивированный процесс.
В психологическом словаре под редакцией В. Давыдова и В.П. Зинченко, коммуникация рассматривается как самостоятельное понятие: «... .
В следующих главах мы подойдем к профессиональному педагогическому общению, что предполагает его связь с профессиональной педагогической деятельностью. Исходя из этого, на наш взгляд, целесообразно иметь основное положение о соотношении «общения» и «деятельности». Кроме того, межличностное общение всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общения людей друг с другом остаются процессы труда, обучения, игры и т. д. немыслимы. Вид деятельности, в которую включено общение, влияет на содержание и формы самого общения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2010
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 2010
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 2019
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 2015
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1979
6. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2012
7. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 2014
8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978
9. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 2017
10. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2017
12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2019
13. Немов Р.С. Психология Кн. 2. – М., 2018
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 2014
15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2011
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 2015
17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 2016
18. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 2017.- с.8-12.
19. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика, 2010. -с.219-226.
20. Мир детства: Подросток /Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 2019.- с. 76-96.
21. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 2012.- с.19-31.
22. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 2019.-с. 113-134.
23. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агенство. 2016.- с.287-304.
24. Общение и формирование личности школьника: Опыт экспериментального и психологического исследования/ Под ред. А. А. Бодолева, Р. Л. Кричевского.- М.: Педагогика, 2017.- с.17-41.
25. Осорина М. В. Зачем дети строят штабы?// Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-с.355-359.
26. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.-с. 301-304.
27. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.: Российское педагогическое агенство,2017.- с.151-158.
28. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2013.- с.61-62, 69-70.
29. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.- с.636-643.
30. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе.- М.: Знание,2011.- с.28-33