Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбора темы.
Трансформационные процессы, происходящие в период нестабильного развития рыночной среды Российской Федерации, и сопровождаются затяжным экономическим и социальным кризисом, характеризуются рядом негативных явлений, которые влияют на уровень производства продукции субъектами хозяйствования. Сегодня их влияние нежелательно, поскольку Российская Федерация выбрала целевую ориентацию на инновационный путь развития, обеспечивает значительное ускорение социально-экономического роста его основных сфер деятельности, обеспечения конкурентоспособности страны на внутреннем и мировом продовольственном рынке. Особенно актуальны и остры эти вопросы для малых и средних субъектов хозяйствования, которые в первую очередь нуждаются в разработке мер государственной политики и новых стратегических моделей государственного управления для активизации своей бизнес деятельности на основе предлагаемых рынков техники, технологий и инновационных ресурсов.
Глава 1 Теоретические основы государственной экономической политики
1.1 Сущность государственной экономической политики и ее инструменты. Сущность государственного бюджета и бюджетной политики государства
Государственная политика опирается на устойчивую стратегию, созданную в ответ на признанную обществом (гражданами) проблему, которая касается многих. В идеале, такая стратегия должна разрабатываться в направлении снизу вверх, вовлекая в процесс все слои общества, которые обеспокоены данной проблемой. Стратегия, как правило, подразумевает масштабный план действий, в котором описываются цели и задачи различных групп заинтересованных сторон, включая государство, гражданское общество, бизнес и т.п.
1.2 Кредитно-денежная политика государства
Кредитно-денежная (монетарная) политика – это один из видов антициклической (стабилизационной) политики, которая нацелена на сглаживание колебаний экономики. Цель монетарной государственной политики – это обеспечение:
1) Роста экономики;
2) Полной ресурсной занятости;
3) Стабильности ценового уровня;
4) Равновесия платежного баланса.
Кредитно-денежная политика влияет на конъюнктуру экономики, влияя на совокупный спрос. Объектом регулирования в данном случае является рынок денег и денежная масса.
Монетарная политика определяется и реализуется Центральным банком. Но изменение денежного предложения в экономике реализуется в итоге операций не только Центрального банка, но и коммерческих банков, действий небанковского сектора (домохозяйств и компаний).
Основной проводник, тем не менее, денежно-кредитной политики государства – это Центральный банк. Он – субъект денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ осуществляет регистрацию кредитных организаций и осуществляет выдачу лицензий на право осуществления операций банками. Центральный банк осуществляет проверку, сможет ли создаваемая организация обеспечить надлежащий уровень оказания банковских услуг клиентуре . Также Центральный банк РФ может проводить проверки кредитных организаций и их филиалов. Коммерческие банки – это центр банковской системы, они играют важную роль в рыночной экономике. Важно развивать деятельность коммерческих банков, это является необходимым условием реального формирования механизма рынка.
Качественное и эффективное функционирование экономики без банков не представляется возможным. Банки проводят расчеты и платежи в хозяйстве. Современные банки – это не только коммерческие предприятия, которые нацелены на получение и максимизацию прибыли, но это и важные социальные институты, которые являются главной частью финансовой инфраструктуры и призваны обеспечить условия стабильности работы финансовой системы и экономики в целом. Целевыми ориентирами монетарной политики Центрального банка могут выступать:
1) Контроль за предложением денег (денежной массы);
2) Контроль над уровнем процентной ставки;
3) Контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Основная цель денежно-кредитной политики – помощь в системе экономики в достижении такого производственного уровня, который бы характеризовался состояние полной занятости и отсутствием инфляции.
Преимущества монетарной политики как способа государственного регулирования – быстрота и гибкость. Недостатки связаны с тем, что рассматриваемая политика может заставить коммерческие банки уменьшать или увеличивать кредиты.
Любые государственные действия в области монетарной политики реализуются при помощи длинного механизма, который включает в себя определённые этапы:
1) Решения в денежно-кредитной области (например, изменение резервов банка или изменение ставки процента);
2) Изменения инвестиционного объема;
3) Изменение валового национального продукта .
Сбои в работе на каждом этапе отрицательно сказываются на эффективности мероприятий денежно-кредитной политики. Поэтому рассматриваемая политика – не такое действенное средство, как фискальная политика.
Глава 2 Направления государственной экономической политики РФ
2.1 Особенности государственной экономической политики РФ с 2020 года (коронакризис)
2020 год явился стартом важнейших экономических и институциональных мер политики, проводимых Правительством М. Мишустина – А. Белоусова.
Он начался с капитальных изменений в составе и структуре Правительства РФ, режиме работы его аппарата. Далее последовали:
– конституционные реформы, в ходе которых были проголосованы и приняты важнейшие поправки к Конституции РФ, в том числе затрагивающие основы государственной власти, введение в систему пространственной организации экономики, власти и управления статуса «федеральная территория»). Сформирован благоприятный конституционный климат для «постковидного» прорыва и трансформационного поворота, преодоления пробуксовки и неэффективности до кризисных реформ 1-го и 2-го десятилетия 2000-х годов. Выборы в органы законодательной власти сформировали депутатский корпус, способный (хотелось бы думать) к более самостоятельным и ответственным решениям .
– реформа системы институтов развития; она оптимизирована с точки
зрения количества институтов, их места в системе государственного управления, непосредственной увязки с системой национальных стратегических задач, сформулированных в президентских указах В.В. Путина;
– реформа государственного управления. Она ставится в прямую зависимость от Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики, долгосрочные структурные изменения, и уточненных национальных целей развития. Правительство разработало оптимальные решения и единые стандарты организационной модели управления.
Государственное управление получило внятную и понятную главную цель:
– эффективное/социальное государство без бюрократизма, необременительное для людей и бизнеса, в котором не надо просить об услугах;
– достройка здания государственного стратегического планирования.
Коронакризис подстегнул процессы развития стратегического планирования.
Основой антикризисной и антипандемической политики стал Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) N П13-60855 от 2 октября 2020 г.).
2.2 Направления развития бюджетной политики РФ. Влияние современной фискальной политики государства на инфляцию (2022 г.). Санкции и внешнеэкономическая политика России
Выполнение целей, задач и функций государства (совместно с муниципальными образованиями как организационно обособленным продолжением того же государства ), осуществляемое главным образом за счет бюджетных расходов, напрямую зависит от собираемости доходов бюджетов. На собираемость доходов бюджетов, в свою очередь, влияет множество экономических, правовых, социальных и иных факторов. Одним из этих факторов является эффективность бюджетных расходов, представляющая интерес с той точки зрения, что требование эффективного расходования бюджетных средств исходит непосредственно от общества . Указанное требование обусловлено тем, что доходы бюджетов-это в некотором смысле складчина членов общества для финансового обеспечения решения коллективных проблем. При этом государство выступает как инструмент общества для их решения, а бюджет-как инструмент государства, который оно использует в данных целях.
В таком случае, если эффективность бюджетных расходов достигаться не будет, то останутся нерешенными проблемы общества, следовательно, его члены потеряют интерес к формированию бюджетов как способа удовлетворения коллективных потребностей. Собираемость доходов бюджетов и функционирование государства в таких обстоятельствах окажутся под вопросом.
Обеспечить должное состояние эффективности бюджетных расходов представляется возможным с помощью правового регулирования. Однако российское государство предпринимает далеко не все правовые меры, способствующие повышению эффективности бюджетных расходов и собираемости доходов бюджетов, а иногда происходит прямо противоположное. В результате наблюдается падение собираемости доходов бюджетов. Примером служит период, начиная с замены единого социального налога на взносы в государственные внебюджетные фонды, которые стали регулироваться отдельным федеральным законом , и до «возвращения» указанных взносов в НК РФ . Е.С. Недосекова указанное падение собираемости связывает с тем, что в обозначенный период администрирование страховых взносов вместо Федеральной налоговой службы осуществляли сами государственные внебюджетные фонды, которые делали это менее эффективно . Между тем представляется, что причина здесь находится глубже: рассматриваемое падение обусловлено низкой заинтересованностью плательщиков в уплате взносов, которая проявилась на контрасте, в условиях перехода на администрирование собираемости взносов недостаточно приспособленными для этого субъектами.
Сам уровень данной заинтересованности от субъектов-администраторов взносов не зависел. К сожалению, в последнее время изменения законодательства в сфере социального обеспечения не способствуют повышению указанной заинтересованности.
Еще одним средством повышения собираемости доходов бюджетов можно назвать привлечение общества к участию в распределении бюджетных расходов. Инструментом для реализации этой задачи служит бюджетный калькулятор. Он представляет собой интерактивную цифровую технологию, позволяющую каждому человеку через специальный сайт (страницу сайта) органа власти субъекта Российской Федерации или муниципальной администрации в сети Интернет изменять величину бюджетных расходов на цели, предусмотренные законами (решениями) о бюджете на текущий финансовый год. Аналогичная идея, хотя и в меньшей мере, реализована в отношении бюджетных доходов.
2.3 Цифровизация в банковском секторе как важный вопрос современного развития кредитно-денежной политики
Характерной чертой социального развития в современной цивилизации является цифровизация бытия, то есть перевод бытия на язык цифры, ускоренное и повсеместное развитие и распространение дистанционных технологий.
Банковская сфера, равно как и другие сферы жизни общества, развивается в общем русле новейших изменений и научно-технического прогресса.
Ключевой предпосылкой цифровой трансформации банковских бизнес-моделей является изменение коммуникационной среды и потребительских ожиданий в отношении скорости, простоты и каналов поставки финансовых продуктов. Цифровизация банкинга развивается, преимущественно, в двух направлениях - это создание дистанционных сервисных моделей, не требующих физического присутствия клиента, и анализ больших данных, позволяющий получать и монетизировать информацию о потребностях клиентов и их намерениях.
Россия не только стабильно входит в число мировых лидеров цифрового банкинга , но и сохраняет значительный потенциал для роста - для осуществления банковских запросов интернетом пользуется сегодня 30% россиян против почти 90% европейцев . В то же время анализ банковской практики позволил выявить факторы, в значительной степени тормозящие переход на цифровые каналы обслуживания.
Регуляторные риски
Лидерство в технологической сфере может обернуться для банка как санкциями со стороны надзорных органов, таки существенными потерями, если инновации в какой-то момент окажутся вне закона. Это происходит из-за принципиального противоречия между темпами развития банкинга и его нормативно-правовой базы.
Финтех и банки. Развитие цифровых технологий и поощрение регуляторами открытого банкинга (open API) постепенно стирает грань между банковской и небанковскими видами деятельности, способствует появлению новых игроков и вытеснению банков из их традиционной сферы деловой активности - посредничества в платежах. Скорость, с которой происходит создание новых платежных инструментов, явно опережает возможности приспособления к ним банковской среды.
Заключение
Итак, дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика
2) Научно-техническая и инновационная политика;
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика;
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика;
5) Внешнеэкономическая политика государства;
6) Социальная политика.
Под бюджетной политикой понимается изменение доходов государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги – это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к манипулированию бюджетом государства .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Афанасьев М. П., От профицитной к дефицитной бюджетной политике // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 5. — С. 42-53
2) Байназаров Н. Цифровой банкинг – чего мы ожидали и что полу-чили/ Rusbase. – 31 июля 2018.
3) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. учебник – М.: ОМЕГА-Л , 2020.
4) Городецкий А.Е. Новая фаза в государственной экономической политике: от эклектической к системной информации//Вопросы политической экономии, 2021. №. 4. С. 88-102
5) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2021.
6) Елебесов А. Дж. Внешнеэкономическая политика государства /А. Дж. Елебесов // Вестник КЭУ им. Рыскулбекова. – 2017. – No 3 (41). – С. 55-57
7) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2021.
8) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 15.10.2022)
9) Недосекова Е. С. Актуальные вопросы и финансово-правовое значение передачи налоговым органам РФ администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Юрист. 2017. № 4. – С. 42-45
10) Новак А. З., Вызовы во время и после пандемии: нет единой универсальной бизнес-модели // Философия хозяйства. — 2021. — № 6 (138). — С. 175-180
11) Полянин А. В., Антикризисное управление экономикой в форс-мажорных обстоятельствах // Менеджмент в России и за рубежом. — 2021. — № 1. — С. 29-35
12) Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем./ Общ. Ред. Л.И. Цедилина и К. Херманн-Пиллата, вступ. сл. О.Р.Лациса. – М.: «Прогресс», 1995. – 496 с.
13) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019.
14) Рыбаков Ф.Ф. Экономическая политика и ее промышленная составляющая (эволюция и типология) // Вестник Удмуртского университета. – 2014. – No2-1. – С. 72-78.
15) Санталова М.С. Экономическая политика государства: теория, методология и практика. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 191 с
16) Сапир Ж., Будет ли инфляция главной проблемой 2022 года? // Эксперт. — 2022. — № 4. — С. 9
17) Селюков А. Д. Финансовая деятельность государства как категория финансового права // Государство и право. 2021. № 4. –С. 71-75
18) Сулакшин С.С. Научные подходы к формированию Экономической доктрины РФ. // Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН. Труды Центра. Вып. No 10. – М.: Научный эксперт, 2008. – С. 67-107
19) Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики : учебное пособие для вузов / В. Л. Тамбовцев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак. – М.: ИНФРА-М, 2021.
20) Тобин Д. Денежная политика и экономический рост. — М. ЛИБРОКОМ, 2021.
21) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738
22) Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4176
23) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2017 N 92-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216074/ (дата обращения 15.10.2022)
24) Филоненко В., Бюджет 2022-2024: постпандемийный и уже не антикризисный // Российская Федерация сегодня. — 2021. — № 11. — С. 38-41
25) Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / Анисина К. Т., Бадмаев Б. Г., Бит-Шабо И. В. и др.; под ред. Цинделиани И. А. М.: Проспект, 2019.
26) Цхададзе Н.В. Понятие и сущность банковских рисков /Сб. научных трудов Экономика и менеджмент: от теории к практике.-Ростов-на-Дону, 2020 - С.21-25.
27) Шульц Д. Н., О некоторых аспектах оптимизации денежно-кредитной политики // Экономическое развитие России. — 2022. — Т. 29, № 3. — С. 9-21
28) Южакова Д.А. Принципы внешнеэкономической политики государства: смена приоритетов / Д.А. Южакова // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы всероссийской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. В 2-х ч. – Омск, 2021. – С. 271-278.
29) ЦБ заявил, что инфляция в РФ в 2022-2023 гг. превысит прежние прогнозы// https://www.interfax.ru/business/830036 (дата обращения 15.10.2022)
30) EMEA Digital Banking Maturity 2018: How to become a DigitalChampion and why only few succeed? Deloitte Development LLC,2018. – 30 p