Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена высокой значимостью развития де-мократических институтов в России, как базовых основ государственности и человеческих прав с углублением в исторический контекст. В период с 1905 года, с поражением в Русско-Японской войне Российскому монарху Николаю II пришлось издать манифест о создании государственной думы. Данный ор-ган сильно отличается от парламента образаца 1990х годов или даже совре-менного, однако это стало первым шагом к становлению демократии. После выхода из Первой мировой войны и февральской революции 1917 года в стране сформировалось временной правительство, которое пыталось взять курс на демократизацию, хотя и с опорой на самодержавие. Имелось множе-ство точек зрения, однако построить демократическую республику так и не удалось и к власти пришли большевики, которые взяли курс на построение социализма, который уже в самом начале имел зачатки тоталитарной дикта-туры. Лишь после распада СССР в России было создано демократическое государство на протяжении десяти лет все демократические институты актив-но развивались., однако после прихода к власти нынешнего президента В.В. Путина был взят курс на авторитарный стиль управления.
Демократический крах России должен быть отнесен к числу наиболее серьезных неудач среди третьей и четвертой волн демократизации. Всеобъ-емлющее объяснение перехода России от автократии и обратно опирается как на структуру, так и на агентство, но склоняется к агентству. Структурно Россия была вынуждена проводить демократические и рыночные реформы, одновременно управляя распадом Советской империи. И все же влияние от-дельных действующих лиц, возможно, сыграло более решающую роль: именно Михаил Горбачев, а не ослабление государственных институтов или провал командной экономики, спровоцировал смену режима в Советском Союзе. Вслед за Горбачевым Борис Ельцин принял решения, которые подо-рвали демократическую консолидацию и в некоторой степени проложили путь к будущей автократической реставрации. Наиболее заметным из них было назначение Ельциным Владимира Путина своим преемником. В то время как русские могут быть сформированы историческим наследием, неизменными культурными нормами или статичными институтами, они не попадают в их ловушку навсегда [21]. Если некоторые россияне в прошлом принимали решения, которые привели к автократии, то другие в будущем могут сделать выбор, который породит демократию.
Объектом исследования является демократическая культура в России. Предметом исследования – влияние демократической культуры на развитие государства.
Целью работы является исторический анализ политической культуры демократии в России с 1905 по 2000 год.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ демократической культуры и ее основных составляющих;
2. Рассмотреть исторический период с 1905 по 1917 год в контексте развития демократии
3. Изучить, какие демократические изменения случились в России с приходом большевиков и в период перестройки
4. Рассмотреть демократическую культуру с 1991г. по 2000г.
Методы исследования: анализа исторических источников, синтеза ин-формации.
При работе над диссертацией автор также опиралась на теоретические подходы исследования современной политики в условиях глобального мира, разработанные российскими учеными А.А Дынкиным, Н.И. Ивановой, В.Г. Барановским, И.С. Семененко, Н.В. Загладиным, В.В. Лапкиным, В.И. Пан-тиным.
1. Теоретические аспекты формирования демократии
1.1 Базовые демократические ценности и права
Люди со всего мира определили основные принципы, которые должны существовать для того, чтобы иметь демократическое правительство. В де-мократическом обществе эти принципы часто становятся частью конституции или билля о правах Хотя нет двух абсолютно одинаковых демократических стран, люди в демократических странах поддерживают многие из одних и тех же основных принципов и желают одних и тех же выгод от своего прави-тельства [2].
1. Участие граждан Одним из самых основных признаков демократии является участие граждан в управлении государством. Участие - это ключе-вая роль граждан в демократии. Это не только их право, но и их долг. Уча-стие граждан может принимать различные формы, включая выставление сво-ей кандидатуры на выборах, голосование на выборах, получение информа-ции, обсуждение проблем, посещение общественных собраний, членство в частных добровольных организациях, уплату налогов и даже протесты. Уча-стие создает лучшую демократию.
2. Равенство Демократические общества подчеркивают принцип равен-ства всех людей. Равенство означает, что все люди ценятся одинаково, имеют равные возможности и не могут подвергаться дискриминации из-за их расы, религии, этнической группы, пола или сексуальной ориентации. В условиях демократии отдельные лица и группы по-прежнему сохраняют свое право иметь разные культуры, личности, языки и убеждения.
3. Политическая терпимость Демократические общества политически терпимы. Это означает, что в то время как большинство людей правит в де-мократия, права меньшинства должны быть защищены. Людям, которые не находятся у власти, должно быть позволено организовываться и высказы-ваться. Меньшинства иногда называют оппозицией, потому что у них могут быть идеи, отличные от идей большинства. Отдельные граждане также должны научиться быть терпимыми друг к другу. Демократическое обще-ство часто состоит из людей, принадлежащих к разным культурам, расовым, религиозным и этническим группам, которые придерживаются точек зрения, отличных от взглядов большинства населения. Демократическое общество обогащается разнообразием. Если большинство отрицает права на и уни-чтожает их оппозиция, то они также разрушают демократию. Одна из целей демократии - принять наилучшее возможное решение для общества. Для до-стижения этой цели необходимо уважение ко всем людям и их точкам зрения. Решения с большей вероятностью будут приняты даже теми, кто выступает против них, если всем гражданам будет разрешено их обсуждать, дискути-ровать и подвергать сомнению.
4. Подотчетность В условиях демократии избранные и назначенные должностные лица должны быть подотчетны народу. Они несут ответствен-ность за свои действия. Должностные лица должны принимать решения и выполнять свои обязанности в соответствии с воля и пожелания народа, а не для себя.
5. Прозрачность Чтобы правительство было подотчетно, люди должны быть осведомлены о том, что происходит в стране. Это называется прозрач-ностью в правительстве. Прозрачное правительство проводит публичные со-брания и позволяет гражданам присутствовать на них. В условиях демокра-тии пресса и народ могут получать информацию о том, какие решения при-нимаются, кем и почему [2].
6. Регулярные, свободные и справедливые выборы Одним из способов выражения гражданами страны своей воли является избрание должностных лиц, которые будут представлять их в правительство. Демократия настаивает на том, чтобы эти избранные должностные лица были избраны и мирно от-странены от должности свободным и справедливым образом. Запугивание, коррупция и угрозы в адрес граждан во время или до выборов противоре-чат принципам демократии. В условиях демократии выборы проводятся ре-гулярно раз в столько-то лет. Участие в выборах не должно основываться на богатстве гражданина. Для проведения свободных и справедливых выборов большинство взрослых граждан должны иметь право баллотироваться на государственные должности. Кроме того, не должно существовать препят-ствий, которые мешают людям голосовать.
7. Экономическая свобода Люди в условиях демократии должны иметь ту или иную форму экономической свободы. Это означает, что правитель-ство допускает некоторую частную собственность на собственность и пред-приятия, и что людям разрешено выбирать свою собственную работу и профсоюзы. Роль, которую правительство должно играть в экономике, от-крыта для обсуждения, но общепризнано, что при демократии должны су-ществовать свободные рынки и государство не должно полностью контро-лировать экономику. Некоторые утверждают, что государство должно иг-рать более активную роль в странах где существует большое неравенство в богатстве из-за прошлой дискриминации или другой несправедливой прак-тики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Апольский Е.А. Некоторые проблемы классификации политических режимов / Е.А. Апольский, Н.Ф. Кабыш, М.В. Султанова // Вестник СвКавГТИ. – 2017. – №1(28). – С. 59-61. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLIBRARY.
2. Барбашин М.М. Институциональная демократия и социальные дилеммы. Опыт постсоветских трансформаций//LAP LAMBERT – 2011. 159с.
3. Белозеров А.С. Политические режимы / А.С. Белозеров, И.Ю. Никодимов // Типология государства и генезис развития социальной идеи : сб. ст. – Москва, 2018. – С. 48-63.
4. Дудин Н.М. Российское государство: форма правления и политический режим // Социальная значимость правовых знаний в жизни российского общества : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. – Воронеж, 2017. – С. 3-7.
5. Дьякова Л.В. Эволюция демократии и формирование современной модели общественно-политического развития: опыт чили. ФГБОУ Институт Латинской Америки Российской академии наук. дисс. докт. полит. наук. М: 2018. 575 с.
6. Ефимова К.А. Политический режим и его характерные черты / К.А. Ефимова, К.Э. Бирюкова // Весник науки и образования. – 2018. – Т2, №5(41). – С. 118-199.
7. Кожевников С.Н. демократия в России: социальные и правовые свойства // Научные проблемы водного транспорта. - 2014 - №39 - С: 15 -23.
8. Колесников В.А. Политический режим в современной России: аспектный потенциал исследования // Теории и проблемы политических исследований. – 2019. – Т.8, №1А. – С. 175-185.
9. Костева Д.А. Политический режим современной России: становление и развитие // Контентус : сетевое изд. – 2019. – №5(82). – С. 31-39.
10. Лукьянова Е.А. Политические режимы, коррупция и конституционализм // Вопросы теоретической экономики. – 2020. – №1(6). – С. 92-105.
11. Мирончуковская В.В. Развитие демократии в России: правовой аспект // Вестник ВУиТ - 2019 - №2- С: 14-22.
12. Политико-правовой режим в сущностном и национальном измерении / Е. А. Апольский, А. Ю. Мордовцев, С. М. Хоменко. – Ростов-на-Дону, 2020. – 194 с.
13. Федорченко С.Н. Сетевая легитимация политических режимов: теория и технологии: монография / С. Н. Федорченко; Моск. гос. обл. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Информационно-издательское упр. МГОУ, 2021. – 240, с.
14. Федорченко С.Н. Сетевая легитимация политических режимов: теория и технологии : монография / Сергей Федорченко. – Москва, 2018. – 202 с.
15. Хамидуллина Р.Р. К вопросу о содержании законности как политического режима // E-SCIO. – 2020. – №6(45). – С. 502-506.
16. Харитонова О.Г. Политические режимы и режимные изменения в зеркале научного дискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2017. – № 4. – С. 379-391.
17. Kremenyuk. V. prospects for democracy in Russia//Korea Journal of Population and Development – 1996 - № 25 (2). p. 217-233.
18. Post-Soviet Russia. Britanica [Электронный ресурс] URL: https://www.britannica.com/place/Russia/Ethnic-relations-and-Russias-near-abroad (Дата обращения 20.10.2022)
19. Soviet democracy. Wilipedia. . [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Soviet_democracy (Дата обращения 20.10.2022)
20. The Russian Revolution of 1917: History, Memory, and Politics. Russia. Global Affairs. [Электронный ресурс] URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/the-russian-revolution-of-1917-history-memory-and-politics (Дата обращения 20.10.2022)
21. Vershinin A. The Empire and the Nation in the 20th Century [Электронный ресурс] URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/empire-nation-20th-century/ (Дата обращения 20.10.2022)