Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современный рынок аптечных товаров ощутил на себе влияние экономических санкций Запада, что обусловило внедрение активного импортозамещения ряда лекарственных препаратов и необходимость перераспределения и трансформации аптечного ассортимента .
Ряд аптечных сетей в этой ситуации пошли по простому пути, выбрав для себя стратегию предоставления населению максимального количества лекарственных препаратов по адекватным ценам, что привело к сохранению покупательской аудитории и достаточно устойчивому экономическому развитию сети .
Однако существуют такие сети, которые значительно сократили свой ассортимент, основываясь на том, что реализовывать дорогостоящие лекарственные препараты экономически не выгодно. У таких сетей, несмотря на высокий спрос на аптечную продукцию, наблюдается снижение темпов экономического роста и рентабельности деятельности .
Множество аптек, которые существовали в России еще несколько лет назад, прекратили свою деятельность из-за невозможности завоевать лидерские позиции на рынке, другие – осуществили ребрендинг, зачастую даже не меняя место локации .
Степень изученности проблемы. Вопрос о развитии аптечных сетей недостаточно на сегодняшний день изучен в научной литературе, поскольку ситуация постоянно меняется и довольно сложным является вопрос о грамотной оценке существующих экономических процессов, которые обуславливают тенденции данной сферы развития .
Цель исследования – провести анализ тенденций развития аптечных сетей в Российской Федерации.
Объект исследования – аптечные сети в Российской Федерации.
Предмет исследования – тенденции развития аптечных сетей в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие аптечной сети.
2. Определить показатели эффективности деятельности аптечных сетей.
3. Проанализировать основные экономические показатели развития аптечных сетей в Российской Федерации.
4. Рассмотреть перспективы развития аптечных сетей в Российской Федерации.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-источников, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме функционирования и основных показателей эффективности деятельности аптечных сетей как экономического субъекта. Полученные данные могут быть полезны для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа современного состояния экономического развития основных аптечных сетей России и возможностью выработки на основе данного анализа практических рекомендаций по повышению эффективности их деятельности. Полученные данные могут быть использованы для формирования стратегии экономического развития руководства любой аптечной сети, которая функционирует на территории Российской Федерации.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
В первой главе теоретические аспекты изучения деятельности аптечных сетей, освещаются вопросы определения аптечной сети, а также основные показатели их экономического развития.
Вторая глава посвящена анализу современного состояния деятельности аптечных сетей в Российской Федерации, выявлению основных экономических показателей развития аптечных сетей в Российской Федерации, а также определению перспектив развития аптечных сетей в Российской Федерации на ближайший период.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
1.1. Понятие аптечной сети
Говоря об аптечной сети как об экономическом явлении, нужно, прежде всего, отметить то обстоятельство, что данный термин никаким образом не отражается в нормативно-правовых актах.
Несмотря на то обстоятельство, что деятельность аптечных организаций регулируется рядом важных законов и подзаконных актов, ни один из них не раскрывает, что такое аптечная сеть и каковы основные нормы управления ею на всех управленческих уровнях .
При этом именно через аптечные сети реализуется более половины всех аптечных товаров, которые существуют на фармацевтическом рынке в последние десятилетия.
Также складывается такая тенденция, которая связана с тем, что количество аптечных сетей постоянно увеличивается, что связано с рентабельностью их деятельности и востребованностью среди наиболее активных потребителей аптечных товаров .
В научной литературе встречается довольно размытое определение аптечной сети. Под этим термином понимается специальная коммерческая организация, учредителями которой могут выступать как юридические, так и физические лица, целью которой является обеспечение населения и организаций лекарственными препаратами и приборами медицинского назначения, а также сопутствующими гигиеническими товарами .
Также указывается на тот факт, что современные аптечные сети в большинстве случаев бывают мелкорозничными, т.е. представлять собой специальные помещения, где каждый житель региона или населенного пункта может приобрести те аптечные товары, в которых он на данный момент нуждается .
В свою очередь мелкорозничная сеть – это сеть небольших по размеру аптек (аптечных пунктов, киосков, передвижных лекарственных лавок) предлагающие населению простые лекарственные формы, легкие лекарственные средства и медицинские изделия или аксессуары .
Кроме того, нужно отметить, что аптечная сеть может являться коммерческой и государственной организацией, хотя последних на сегодняшний день осталось крайне мало. Некоторые аптеки находятся также в муниципальной собственности .
Отличие данных форм собственности аптечных сетей довольно велико. Многие государственные и муниципальные аптеки предлагают населению низкие цены, различные льготные программы, реализуют бесплатные лекарственные средства по специальным рецептам. При этом данные аптечные сети стеснены в выборе поставщиков, не имеют право на использование собственных принципов ценообразования .
При этом коммерческие (частные) аптечные сети могут по-своему формировать ассортимент, выбирать для себя те фармацевтические компании, с которыми работать эффективно и выгодно, устанавливать собственные цены на различные аптечные товары.
К тому же, современные аптечные сети могут классифицироваться по принципу охвата. В данной классификации выделяют такие типы аптечных сетей как федеральные, муниципальные и городские, которые иначе называются локальными .
Федеральные аптечные сети отличаются тем, что их представительства существуют в различных регионах страны, они известны потребителям всего государства и стараются открыть больше филиалов в различных городах .
Городские (локальные) аптечные сети концентрируют свою деятельность в одном городе и иногда области, относящейся к этому городу. Муниципальные аптечные сети встречаются очень редко и охватывают одной муниципальное образование .
Кроме того, как уже было сказано ранее, деятельность аптечных сетей регулируется рядом нормативно-правовых актов, которые напрямую не отражают данное понятие, но определяют права и обязанности аптеки как
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 года (в действ. ред. 14 июля 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/
2. Федеральный закон Российской Федерации № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 (в действ. ред. от 11 июня 2006 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
3. Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года (в действ. ред. 01 мая 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
4. Федеральный закон Российской Федерации № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года (в действ. ред. от 14 июля 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109180/fd49f79396a6da140d633e6f45c6c13d5b130535/#dst100022
5. Александров, И.М., Лагутина, Е.Н., Соманенко, И.И. Современные проблемы организации работы аптечных сетей в регионах Российской Федерации: основные направления деятельности и перспективы развития / И.М. Александров, Е.Н. Лагутина, И.И. Соманенко // Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития фармацевтического рынка России». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. – С. 50–63.
6. Валтузина, А.П., Марьянова, И.М., Хвостовская, Е.Е. Основные экономические показатели деятельности аптечной сети: теория и практика исследования / А.П. Валтузина, И.М. Марьянова, Е.Е. Хвостовская // Сборник статей Казанского государственного университета. Вып. 4. Здравоохранение и фармацевтика. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2022. – С. 60–74.
7. Верникова, Г.А., Филоненко, С.И., Завадская, И.Т. Принципы формирования ассортиментной политики современных аптечных сетей: российский и зарубежный опыт / Г.А. Верникова, С.И. Филоненко, И.Т. Завадская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и основные тенденции развития фармацевтической отрасли в современном мире». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2021. – С. 56–68.
8. Галатдинова, Е.А., Федорова, М.И., Тарновская, О.В. Современное состояние экономических показателей в аптечной торговле: основные критерии оценки / Е.А. Галатдинова, М.И. Федорова, О.В. Тарновская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации современного здравоохранения: российский и зарубежный опыт». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2020. – С. 13–24.
9. Гусарова, Е.А., Демидовская, И.М., Филатова, Н.А. Сущность и виды аптечных сетей / Е.А. Гусарова, И.М. Демидовская, Н.А. Филатова // Вестник Красноярского государственного университета. – 2020. – № 12. – С. 40–52.
10. Денисова, М. Аптечные сети / М. Денисова // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. – 2003. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aptechnye-seti-1 (дата обращения: 20.10.2022).
11. Казьмин, К.Н. Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации / К.Н. Казьмин // Вопросы экономики и управления. – 2017. – № 1 (8). – URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1652/
12. Куприянова, А.А., Куропаткина, О.Р., Голованов, С.М. Розничные аптечные сети как объект экономического исследования: проблемы и перспективы развития / А.А. Куприянова, О.Р. Куропаткина, С.М. Голованов // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Экономика. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 78–90.
13. Мирошниченко, Г.В., Аванесова, Г.Г. Принципы анализа экономической эффективности деятельности современной аптечной сети: методология исследования / Г.В. Мирошниченко, Г.Г. Аванесова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2021. – № 12. – С. 47–59.
14. Оноприенко, М.И., Кустодиева, Н.А., Парецкая, Е.С. Прибыль и рентабельность современных аптечных сетей: основные показатели и проблемы / М.И. Оноприенко, Н.А. Кустодиева, Е.С. Парецкая // Вопросы организации здравоохранения и фармацевтики. – 2022. – № 7. – С. 90–104.
15. Пигарева, М. Аптечные сети: перспективы развития / М. Пигарева // Московские аптеки. Фармацевтическая газета. – 2022. – URL: https://mosapteki.ru/material/aptechnye-seti-perspektivy-razvitiya-1944
16. Рейтинг аптечных сетей по итогам первого полугодия 2022 года // DSM Group. Маркетинговый портал. – 2022. – URL: https://dsm.ru/news/2437/
17. Скоробогатова, Н.А., Мануйлова, Г.В., Щербакова, В.А. Организация современной аптечной сети в условиях экономического кризиса: социальные, политические, экономические, технологические и маркетинговые аспекты исследования / Н.А. Скоробогатова, Г.В. Мануйлова, В.А. Щербакова // Сборник статей Челябинского государственного университета. Вып. 9. Медицина и фармация. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2022. – С. 106–119.
18. Хабарова, Е.Н., Щекотурова, С.М., Велигодская, Ю.Б. Формирование ассортимента и развитие ассортиментной политики аптечных сетей / Е.Н. Хабарова, С.М. Щекотурова, Ю.Б. Велигодская // Сборник статей Ульяновского государственного университета. Вып. 9. Экономика организации. – Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2022. – С. 99–109.
19. Чуковская, И.Т., Смольянинова, Ю.С. Маркетинговый анализ современной аптечной сети: проблемы исследования основных показателей эффективности деятельности / И.Т. Чуковская, Ю.С. Смольянинова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 88–101.