Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в Российской Федерации учебно - воспитательный процесс в системе среднего профессионального образования предполагает гуманизацию и индивидуализацию в обучении, заботу о здоровье обучающихся и уважение каждого школьника как личности.
Сегодня дети школьного возраста постоянно находятся в стрессогенном обществе, в виду чего нарушается психологическое здоровье личности. Каждый, безусловно, обладает определенным ресурсом здоровья, однако это понимание ценности здоровья в жизни со временем утрачивается. Отсюда становится актуальной проблема сохранения здоровья.
Эта проблема не является исключительно новой в научном мире. Проблему озвучили В. А. Ананьев [5], В. М. Бехтерев [10] и многие другие ученые.
Интересны исследования проблемы сохранения здоровья человека с точки зрения гуманистической психологии (А. Маслоу и К. Роджерс).
Эту идею поддерживают и развивают С. Д. Смирнов, И. С. Якиманская, Д. Ж. Маркович, К. Н. Вентцель. Они понимают, что сохранить здоровье возможно в случае, если личность включается в познавательную и ценностно - ориентированную деятельность, имеет волю для здорового образа жизни.
Ряд ученых анализируют образовательную среду как социальное окружение человека (А.Я. Пономарев, А.В. Мудрик, В.А. Петровский и др.).
Данная проблема далеко не изучена, имеет ряд противоречий, которые существуют в школьном образовании. Важнейшей задачей системы образования является сохранение психологического здоровья школьников, в то время как в учреждениях образования не всегда имеет место психологическое сопровождение его сохранения; наблюдаются противоречия между тем, что школьники должны вести здоровьесберегающую деятельность во время своего обучения, но они не умеют и не знают, как практически это сделать.
Объектом исследования является здоровье детей школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогическая проблема здоровья детей школьного возраста.
Цель исследования - обосновать психолого-педагогические проблемы здоровья школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что здоровье школьников будет сохраняться, если:
- разработать программу психолого-педагогического сопровождения, систематизирующую психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья: социальные (организация взаимодействия участников образовательного процесса), педагогические (просвещение школьников и педагогов о проблеме здоровья) и психологические (организация психологической службы и проведение тренинга);
-педагогические технологии (психологические упражнения, игры, социально - психологический тренинг), способствующие осуществлению психолого-педагогического сопровождения сохранения здоровья школьников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме здоровье школьников как психолого-педагогическая проблема
2. Обосновать формирование культуры здоровья у школьников как приоритетная задача системы образования.
Теоретико - методологическими основаниями исследования явились личностно - ориентированный подход к сохранению здорового образа жизни и психологического здоровья личности (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев), концепции здоровья, в том числе психологического (Д. Б. Эльконин, Б. С. Братусь, И.В. Дубровина), гуманистическая психология личности (А. Маслоу), духовно-нравственные личностные ценности в сохранении здоровья (И. А. Ильин, Б. С. Братусь).
Теоретические источники исследования рассматривают идеи, которые имеют свои основания в исследовании:
о психологической коррекции (В. И. Гарбузов [20], Л. С. Выготский [19], Г. А. Цукерман и Т. С. Тамбовцева);
развивающей среды в формировании личности (А. Г. Асмолов [7], Д. Б. Эльконин [57]);
психологии личности (Б. Г. Ананьев [4], Б. С. Братусь [13], Л. С. Выготский [18] );
психология в юношестве (А. В. Мудрик, Б. Г. Ананьев [5], Г. С. Абрамова [2]);
психологического здоровья и его составляющих (В. А. Ананьев [6], Б. С. Братусь [13], С. Л. Братченко [12];
Структура работы логически включает в себя две главы с выводами, заключение, список литературы и приложения. Имеют место таблицы, графики и схемы.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме здоровье школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие и сущность здоровья детей школьного возраста в психолого-педагогической, педагогической и специальной литературе
В настоящее время выявлена устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. В последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей. По мнению различных специалистов такое положение связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, уменьшением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных регионов, в частности, Архангельской области, в связи неблагоприятными климатическими условиями и ухудшением экологической обстановки в регионе. Воздействуя на неокрепший организм ребенка, эти факторы повышают напряжение механизмов адаптации, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Меньшие возможности находиться на свежем воздухе снижают двигательную активность северных детей по сравнению с детьми, проживающими в более южных районах страны.
Проблема здоровья неоднократно поднималась многими учеными. Большой вклад в понимание здоровья с точки зрения психологии внесли А.Н. Леонтьев [28], В.Н. Мясищев [36], Б.Г. Ананьев [4], А.Е. Личко и др.
Понятие «здоровье» рассматривается в Уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических недостатков».
В. Н. Мясищев рассматривает человека как сложную живую систему, у которой все системы функционируют на биологическом, социальном и психологическом уровне.
В.А. Мищук под понятием здоровье понимает способность активного приспособления к меняющейся среде, в противостоянии болезням, в восстановлении своей внутренней среды при внешних и внутренних раздражителях [35].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: Академия, 1997. - 365 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - 4 - е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704с.
3. Алиева М. А. и др. Тренинг развития жизненных целей. - СПб., 2001. - 72 с.
4. Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 332 с.
5. Ананьев Б. Г, Избранные психологические труды: В 2т. - М., 1980. Т. 1. - 230 с.
6. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пос. - СПб.: 158 с.
Балтийская педагогическая академия, 1998.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, Щ «Академия», 2002. - 416 с.
8. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе, - СПб.: Речь, 2002. - 251 с.
9. Белов В. И. Психология здоровья. - СПб, 1994. - 279с.
10. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья СПб, 1905
11. Битянова М, Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Новая школа, 1997. -298 с.
12. Битянова М, Р. Психология личностного роста. – М.: Новая школа, 1995. - 62 с.
13. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Медицина, 1988. -304 с.
14. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: ФИС, 1997,- 222 с.
15. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Фис, 1996. -206 с.
16. Васильева О. С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. - Ростов - на - Дону, 1997,вып. з. - с. 406 - 411.
17. Водопьянова Н. Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья. Вестник Ленинградского университета. Сер. 6,1991. вып. 4. 2 27. с. 50 - 58
18. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - т. з. - м., 1983.
19. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж, 1996.
20. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб.: Сфера, 1994. - 160 с.
21. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Новая школа, 1996. - 319 с
22. Дубровина И. В, Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 1998. - 525 с.
23. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковой, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. - М.: Медицина, 1990. - 280 с.
24. Здоровый образ жизни. Социально - философские и медикобиологические проблемы. - Кишинев, 1991. - 184 с.
25. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
26. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2012. - 578с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
27. Казанский О. А. Игры в самих себя. - М.: Роспедагенство, 1995. - 128 с.
28. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т 1. - М., 1983
29. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2001. - 251 с.
30. Лидерс А. Г. Психологические игры с подростками // Журнал практического психолога. - 1996. - N21. - С. 54 - 62.
31. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. - М.: Медицина, 1982. - 40 с.
32. Маркова А. К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии, - 1977. -N2 4. - С. 40 - 51.
33. Маслоу А. Самоактуализация /Психология личности: Тексты. - М., 1982. С. 108 - 117.
34. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. - М.: Рефл - Бук, Ваклер, 1997. - 307 с.
35. Мищук В. А. Мосткова Е. В Основы здоровья. – Медицина, 1994
36. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд - во ЛГУ, 1960. - 526с.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии; В 2т. - М.: Просвещение, 1989. - 328 с.
38. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурноисторической теории Л. С. Выготского), - М.: Тривола, 1994, - 168 с.
39. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников /Вопросы психологии. 1994. 22. - С.64 - 68.