Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Просветительский реализм как художественное направление занимает важное место истории как мировой, так и русской литературы. Авторы, работавшие в этом направлении, написали произведения, вошедшие в сокровищницу мировой и отечественной литературы. Они оказали большое влияние на дальнейший литературный процесс.
При этом, как правило, просветительский реализм и в мировой, и в русской литературе рассматривается в период наибольшего расцвета – в XVIII в. Тем важнее рассмотреть это направление и его видоизменения в следующем столетии – в XIX в. Просветительский реализм просуществовал в русской литературе XIX в. сравнительно недолго, вскоре уступив место классическому реализму. Важно изучить это наследие для понимания роли этого направления в отечественной литературе. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является просветительский реализм как художественное направление.
Предметом исследования является влияние просветительского реализма на русскую литературу XIX в.
Цель данной работы – изучить специфику просветительского реализма и его влияние на русскую литературу XIX в.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
• дать характеристику просветительского реализма в мировой культуре;
• дать характеристику просветительского реализма в русской культуре;
• проанализировать роман А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества»;
• проанализировать роман В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова».
Эмпирическую базу исследования составили произведения русского просветительского реализма начала XIX в.: роман А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» и роман В. Т. Нарежного «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова».
Научные методы исследования – анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение.
Научная новизна работы состоит в собственном анализе произведений русского просветительского реализма начала XIX в.
Практическая значимость работы: работа может быть применена для дальнейшего углубленного изучения особенностей просветительского реализма и его влияния на русскую литературу XIX в.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова, А. В. Идеи эпохи Просвещения в русской литературе // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «ДОННУ». – Донецк: ДОННУ, 2022. – Вып. 14. Т. 2: Социально-гуманитарные науки. – С. 16-19.
2. Борев, Ю. Б. Просветительский реализм // Теория литературы: в 4 т. – М.: ИМЛИ РАН, 2001. – Т. 4. – С. 205-211.
3. Буранок, О. М. Русская литература XVIII века: учеб.-метод. комплекс для студентов филолог. спец. ‒ М.: Флинта: Наука, 1999. ‒ 256 с.
4. Воронин, Т. Л. История русской литературы XVIII столетия. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 304 с.
5. Ганин, В. Н. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков : учебник для вузов / В. Н. Ганин, В. А. Луков, Е. Н. Черноземова ; под редакцией В. Н. Ганина. – М.: Юрайт, 2022. – 415 с. – (Высшее образование).
6. Дидро, Д. Сочинения в 10 т. – М., Л.: Academia; Гослитиздат, 1935-1947. – Т. VI. – 608 с.
7. Дидро, Д. Сочинения в 10 т. – М., Л.: Academia; Гослитиздат, 1935-1947. – Т. V. – 597 с.
8. Дидро, Д. Сочинения в 10 т. – М., Л.: Academia; Гослитиздат, 1935-1947. – Т. I. – 515 с.
9. Живов, В. М. Язык и культура в России XVIII века. – М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. – 591 с.
10. История всемирной литературы: В 8 т / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983-1994. – Т. 5. – 1988. – 784 с.
11. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко.– М.: Высш. шк.; 2001. – 335 с.
12. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. – М.: Владос, 2001. – Ч. 1. – 288 с.
13. Козлов, А. Е. «Российский Жилблаз» В. Т. Нарежного в аспекте формирования провинциального текста // Филология и человек. – 2014. – № 1. – С. 65-71.
14. Кривушина, Е. С. Французская литература XVII–XX вв. Поэтика текста. Иваново: ИвГУ, 2002 ‒ 209 с. С. 52.
15. Лотман, Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
16. Манн, Ю. В. У истоков русского романа // Нарежный, В. Т. Сочинения: в 2 т. – М.: Художественная литература, 1983. – Т. 1. – С. 5-44.
17. Минералов, Ю. И. История русской словесности XVIII века. – М.: Владос, 2003. – 257 с.
18. Москвичева, Г. В. Русский классицизм: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с.
19. Надеева, Е. И. Сюжетно-композиционная организация романа А. Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» // XII ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых. Материалы межрегиональной научной конференции. В 2-х т. – Т. 2. – 2018. – С. 216-220.
20. Никуличев, Ю. В. Воцаренное слово: Екатерина II и литература ее времени // Вопросы литературы. - 2000. – № 1. – С. 132-160.
21. Недзвецкий В. А., Полтавец Е. Ю. И.С. Тургенев. «Отцы и Дети». В помощь учителям, старшеклассникам, студентам. Издательство Академии Наук Казахской ССР - Москва, 205. - 105 с.
22. Полтавец Е. Ю. «Тургеневские чтения», в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Госстатиздат - Москва, 2019. - 703 с.
23. Пашкуров, А. Н. Система просветительского реализма как научная проблема // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-prosvetitelskogo-realizma-kak-nauchnaya-problema (дата обращения: 15.10.2022).
24. Половцов, А. А. Измайлов, Александр Ефимович // Русский биографический словарь. В 25 т. – Т. 8. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-8/149 (дата обращения: 14.10.2022).
25. Рублева, Л. И. Василий Нарежный и Давид Теньер: к вопросу о том, как изображать «низкую действительность» // Филологический журнал. – 2016. – № 21. – С. 35-38.
26. Свифт, Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера. – М.: Азбука-классика, 2019. – 384 с.
27. Смирнова, Н. В. Просвещенный разночинец // Русская речь. – 2010. – № 3. – С. 85-90.
28. Тургенев, И. С. «Отцы и дети» НТЦ "Университет", Универ-Пресс - Москва, 208. - 505 с.
29. Тургенев, И.С. в презентации для школьников: «Отцы и дети» с приложением лучших сочинений (подгот.текста Петрова В.В.); Петрозаводск: Амитье - Москва, 206. - 144 с.
30. Тургенев, И.С. «Отцы и дети» Мир «Искателя» - Москва, 2012. - 176 с.
31. Тургенев, И. С. Рассказы. «Дворянское гнездо». «Отцы и дети». АСТ, Астрель - Москва, 20. - 608 с.
32. Федоров, В. И. Русская литература XVIII века: Учеб. для студентов ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 351 с.
33. Фортунатов, Н. М. История русской литературы первой трети XIX века : учебник для вузов / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. – М.: Юрайт, 2022. – 245 с. – (Высшее образование).