Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что правотворческая деятельность является одним из главных источников формирования правил жизни общества и государства. Федеральный парламентский законопроектный процесс, будучи видом законодательного, а шире - правотворческого процесса, есть нормативно установленный порядок осуществления законодательной деятельности палат Федерального Собрания РФ, иных субъектов, направленной на установление и корректировку законодательной системы страны путем разработки и принятия законов федерального уровня.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением правотворчества.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правотворческую деятельность, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данного исследования ставится комплексное изучение принципов права и правотворчества.
Задачами работы является:
• рассмотреть принципы права;
• исследовать характеристику правотворчества;
• проанализировать принципы правотворчества;
• изучить стадии правотворчества.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Авакьян С.А., Колюшин Е.И., Лукьянов А.И., Гранкин И.В., Витрук Н.В., Марченко М.Н., Иванников И.А., Оксамытный В.В., Сырых В.М, Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. и других.
Нормативно-правовой основой данной работы являются Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и заключения.
1. Принципы права и понятие правотворчества
1.1. Принципы права
Под правом понимают систему норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.
В правовой науке принцип, как правило, определяется в качестве теоретического обобщения наиболее существенного, типичного, составляющего основу какой-либо отрасли знания. В современной теории права принцип права определяется как «комплекс основополагающих идей», «своеобразная несущая конструкция, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система», «руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе» и т.п.
Некоторые ученые высказывают мнение о том, что принцип права должен иметь не только идейное содержание, но и нормативное закрепление. Другие считают, что принципы права представляют собой непосредственно действующие и регулирующие общественные отношения независимо от их закрепления в правовых нормах.
С.Н. Братусь считал, что «основные принципы какой-либо отрасли права мы должны обнаружить в самих нормах, составляющих в совокупности данную отрасль, но если они там прямо не сформулированы, то они должны быть обнаружены из общего смысла правовых норм». Аналогичного мнения придерживаются в настоящее время другие ученые.
Принципы права - это общие начала, основные, базовые положения права. В принципах находит свое выражение сущность права, проявляются закономерности его развития.
Принципы права представляют собой правовые нормы наиболее общего характера. На базе принципов как исходных, фундаментальных положений строится вся система права. С их помощью достигается устойчивая связь между отдельными правовыми нормами, правовыми институтами и отраслями права.
Принципы играют роль системообразующего фактора в праве. Они обеспечивают единообразие в формировании правовых норм и их применении. Иными словами, они служат правовыми ориентирами («маячками») как для правотворчества, так и для правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Особо следует отметить значение принципов для устранения пробелов права. С их помощью суды и иные правоприменительные органы могут решить конкретное юридическое дело даже при отсутствии соответствующей правовой нормы. Принципы права кладутся в основание решения по конкретному юридическому делу при использовании аналогии права.
Принципы выводятся из смысла правовых предписаний либо непосредственно сформулированы в правовых нормах (такие нормы называются нормами-принципами). Нормы-принципы содержатся обычно в конституциях или отраслеобразующих законах (кодексах и т.д.).
Д.В. Грибанов, отметил, что принципам права свойственны такие характеристики (качества), как гуманизм, императивность, универсальность, признание основных прав и свобод человека и гражданина.
В литературе проводятся различные классификации принципов права. Например, А.С. Пиголкин и Ю.А. Дмитриев выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.
Принципы права могут быть общеправовыми, то есть распространяться на всю сферу права, все его отрасли, а могут покрывать лишь отдельные отрасли (межотраслевые) или одну конкретную отрасль (отраслевые принципы) и даже подотрасль права (подотраслевые принципы, которые существуют, например, в налоговом и бюджетном праве). К числу общих начал права (общеправовых принципов) относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина и возможность их ограничения только законом; социальная справедливость; равноправие; гуманизм; единство прав и обязанностей; законность; демократизм; федерализм; сочетание убеждения и принуждения.
Таким образом, принципы права, являясь правовыми идеями и отражая существующий социально-экономический и политический строй в стране, могут быть сформулированы не только в законе, но и в иных источниках права, в том числе обычаях, а также могут выводиться из общего смысла источников права, как правило, правоприменительными органами.
Общие принципы права наиболее полно отражаются в нормах международного права. Они представляют собой отправные исходные начала мировой правовой системы.
Принципы права обладают свойствами неопределенности и получают свою дальнейшую трансформацию в нормах права, т.е. правилах поведения, которые носят конкретный, формально-определенный характер.
Принципы права выступают своеобразным "мостиком" между социальными притязаниями и нормой права.
Принципы права изложены в основных нормативно-правовых актах.
Конкретизация принципов права и формирования прообраза юридической нормы происходит в результате деятельности высших судебных органов власти, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В результате деятельности данных органов вырабатываются правоположения, устраняющие правовую неопределенность в праве, конкретизирующие правовые принципы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4916.
5. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральный конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801. Ч. 1. Ст. 7579.
6. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22.
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801.
8. Абрамова А. И. Актуальные проблемы планирования законодательной деятельности // Журнал российского права. 2012. № 3.
9. Бондаренко О.В. Судебная практика и уголовное правотворчество: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 13.
10. Дербина А.В. Правосознание как элемент правовой позиции субъекта правотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2011. С. 8.
11. Каминская Е.А. Муниципальное правотворчество в механизме правообразования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2013.
12. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. С. 65.
13. Краснова А.А. Проблемы терминологии при определении налогового законотворчества субъектов Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 1. С. 177.
14. Липень С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 12.
15. Нормы права: теоретико-правовое исследование: монография / Ю.Р. Барышникова, Р.Г. Валиев, Т.В. Губаева и др.; отв. ред. Т.В. Губаева, А.В. Краснов; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2014. С. 87.
16. О законопроектной деятельности указанных субъектов см.: Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 52 – 53.
17. Румянцев М.Б. Принципы правотворчества и их классификация // Законодательство и экономика. 2015. N 11. С. 48.
18. Синюков С.В. Механизм правотворчества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 8.
19. Смирнова М.Г. Принципы права как выражение социальных притязаний // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 3. С. 20.
20. Филатов С.В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 34 -
21. Чечельницкий И. В. Цели и средства современного правотворчества // Юрист. 2014. № 1.
22. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017.