Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определена возросшими требованиями, которые предъявляются сегодня к профессиональной хореографии. Исполнительская техника сегодня в танце значительно выросла. Разнообразный лексический багаж женского танца, хорошая прыжковая и трюковая мужская техника, усложнение раздела вращений, выразительность и методическая грамотность исполнения – все это характерно для ансамблей.
Артистизм - это то качество, которое необходимо танцору, без воспитания которого хореография не будет подлинным искусством, способным вызывать человеческие чувства радости, счастья, гордости, гнева, сопереживания, а потому не сможет духовно обогатить зрителей. В данном контексте великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме ... танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом».
В педагогике балета вопросы развития артистизма признаются актуальными и находят отражение в работах О.А. Апраксиной, Л.С. Майковской, К.Н. Федоровой, Г.А. Гариповой и др., в трудах по классическому танцу, хореографии А.Я. Вагановой, Н.Тарасова, Р.В. Захарова и др.
Школа классического танца – основа основ систематического, последовательного, методического обучения профессии артиста балета. Именно классический танец (лат. Classicus – образцовый) является основополагающей дисциплиной в хореографическом училище, ему принадлежит ведущая роль в профессиональном обучении будущих артистов балета.
Ежедневно на уроках классического танца познается язык хореографии, развивается артистизм и навыки сценического перевоплощения.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические и методические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность развития артистизма учащихся на занятиях хореографии.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «артистизм».
2. Раскрыть условия развития артистизма учащихся на уроках хореографии.
3. Выявить эффективные методы и приемы развития артистизма у учащихся на уроках хореографии.
Объект исследования – артистизм как способность к творческой деятельности учащихся.
Предмет исследования – процесс развития артистизма учащихся на уроке хореографии.
Методы исследования:
- изучение и обобщение опыта;
- наблюдение;
- теоретический анализ литературы;
- рефлексия опыта собственной педагогической деятельности.
Концептуальная идея исследования – усиление эмоциональной составляющей, актерского мастерства, развитие образного мышления и творческого самовыражения на уроках хореографии и грамотное овладение ими учащимися общеобразовательной школы.
Исходя из вышеизложенного, изучение данной темы является важной, поскольку перед учителем хореографической направленности ставится задача реализации возможности каждому ученику удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие артистизма в психолого-педагогической литературе
В современной научной литературе довольно часто подчеркивается значение артистизма в той или иной художественной, творческой или профессиональной деятельности. Однако сущность самого понятия «артистизм» при этом остается до конца не раскрытой. Его часто определяют как комплекс умений, в круг которых входят актерские, режиссерские, интеллектуальные навыки, позволяющие исполнителю (актеру, педагогу) воздействовать на эмоциональную сферу личности в процессе восприятия ею красоты окружающего мира, искусства, человеческих отношений.
Исследователи видят в артистизме особый образно-эмоциональный язык творения нового, проникновенный стиль сотворчества исполнителя и слушателя, актера и зрителя, педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с другим.
За артистизм принимается способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе; богатство личностных проявлений, игра воображения, одухотворенность, ощущение внутренней свободы; свойство концертности, возвышенно- приподнятая манера высказывания (Т.А.Курышева); способность «влучать» эмоционально-эстетическую, душевную энергию в человека посредством создания особой установки на восприятие произведения искусства, совместное его переживание, яркое, творческое по характеру исполнение (Э.Б. Абдуллин). Артистизм - это способность вызывать у человека аффективно-эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию предлагаемого материала - произведения искусства, обращенной к слушателям речи и пр. (Л.С. Майковская).
Приведенные выше трактовки понятия «артистизм» не противоречат друг другу, а скорее дополняют одна другую. Важную роль в проявлении артистизма выполняет воображение. Являясь особой формой мышления, воображение трактуется психологами как личностное образование, позволяющее создавать нечто новое в результате переработки прошлого опыта. Воображение следует рассматривать в качестве важного атрибута художественной, творческой деятельности. В художественно-коммуникативном аспекте воображение выполняет особые функции: помогает актеру, музыканту-исполнителю, педагогу представить модель предстоящего художественного взаимодействия с произведением искусства и аудиторией; стимулирует творческое самочувствие, приводит в наиболее целесообразную эмоционально-эстетическую «форму»; помогает уже в реальной деятельности осуществлять интуитивный поиск необходимых средств «энергийного» воздействия на аудиторию.
Артистизм – умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Артистизм – это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки. Согласно словарю Ожегова С.И., артистизм – тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе, не только непреложный атрибут творческой деятельности, но и критерий свободы, компетентности человека. Человек, обладающий артистическими данными, по С.И. Ожегову, – виртуоз, мастер своего дела [36, с.26].
Артистизм как объект исследования многосторонен. В изучении данной проблемы участвуют представители различных наук: философы, социологи, психологи, педагоги, искусствоведы и т.д. Принципиальное значение для данного исследования имеют взгляды деятелей, работавших в области искусства. Они использовали приемы и методы работы, с помощью которых наиболее эффективно можно овладеть артистизмом, а именно процессами восприятия, воображения, развить творческое мышление, эмоциональную гибкость, способность к импровизации (К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. И.А. Моисеев и А.Я. Ваганова). К.С. Станиславский, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредотачивал на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжения актера. Актер не себя должен любить в образе, а образ в себе, и выходя на сцену не демонстрировать себя, а свой образ. В.Э. Мейерхольд считал, что артистическое воздействие – это способность воздействовать и заражать зал.
Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к артистизму в хореографии. По мнению А.Я. Вагановой основная задача танцора в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы, отвечающие задачам балетмейстера [8, c.68]. Один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от отточенной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. А великий хореограф Игорь Моисеев писал о том что «танец как вид искусства всегда выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения – в любом виде искусства» [29, c.15]. Великий балетмейстер Ростислав Захаров неоднократно подчеркивал, что «танец всегда должен быть содержательным, иначе он превратится в абстрактное, холодное сочетание телодвижений. Состояние человека, образ которого воплощает исполнитель, выражается в танцевальных движениях определенного характера, благодаря чему зритель воспринимает мысль и чувство, которые были вложены в танец. Только при подлинном мастерстве и артистизме танцовщика мысли и чувства, наполняющие его, овладевают зрительным залом» [18, с.20].
Искусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно–выразительных движениях человеческого тела, которые свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, своеобразие личности. Хореография основана на том, что характерно–выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора в единое целое. И здесь исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.
Хореография – искусство изначально синтетическое, и вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Вместе с тем хореография – зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда – роль костюма, декоративного оформления и др.).
Как же добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу.
Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа классического, да и народного танца одна, с небольшими нюансами у каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий. Однако о том, какова роль артистизма в искусстве хореографии не уделяется должного внимания. Специфика хореографического искусства – выразительность, красноречие человеческого тела. Оно связано с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть связана с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Макаренко сказал, что «труд ради труда ещё не сделал ничего положительного. Только труд через эмоциональное состояние дает потрясающие результаты» [7, c.156].
Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности. По сути, актерское мастерство – это умение быть самим собой, играя какую-то роль. К этому умению добавляется обладание и другими, не менее важными навыками. Сюда можно отнести внутреннее раскрепощение, управление мышцами лица и тела, дыхание, внимание, взаимодействие с партнером, преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, развитие и улучшение пластики и памяти. И все они обязательно нужны человеку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Асафьев Б.В.- Л.: Музыка, 1990, 100 с.
2. Базарова Н. Азбука классического танца: Учебно -методическое пособие/Н. Базарова, В. Мей -Изд. 2 -Ленинград: Искусство, 1983. -207 с.
3. Баранов, А.Б. «Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах» Журнал «Дополнительное образование» №11,2003г., с.13
4. Баскаков В. Ю. Свободное тело. − М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001.
5. Безуглая Г. А. Концертмейстер балета. Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром/Г. А. Безуглая. -Санкт -Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2005. -200 с.
6. Бурцева, Г. В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности/Г. В. Бурцева. -Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006.-315 с.
7. Ваганова А. Я. Основы классического танца/А. Я. Ваганова. -6 -е изд. -Санкт -Петербург: Лань, 2001. -192 с. -Алф. указ.: с. 191-192.
8. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – М. : Искусство, 1980. – 68 с.
9. Вернигора О.Н. Импровизация как технический прием поиска индивидуальной пластической выразительности студента-хореографа в авторской методике преподавания современного танца // В сборнике: Культура в евразийском пространстве: традиции и новации Международная научно-практическая конференция, посвящённая 40-летию Алтайской государственной академии культуры и искусств и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. - 2015. - С. 233-236.
10. Виды современных танцев: хореография на любой вкус // Музыкальный класс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://musiceducation. ru/vidy- sovremertnyh-tantsev-horeografiya-na-lyuboj -vkus/
11. Гердт О. Contemporary dance: история трех смертей [Электронный ресурс ] // Театр. – 2015. – № 20. – URL: http://oteatre.info/ contemporary-dance-istoriya-treh-smertej/
12. Гиршон А. Истории, рассказанные телом. – М.: Издательские решения, 2016. – 172 с.
13. Гиршон, А. Импровизация и хореография/А. Гиршон //Sportonline. -Режим доступа: http://sportonline.biz/blog/sovremennie-tanci/34908.html
14. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. − СПб. : Речь, 2005.
15. Даренская Н.В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства // В сборнике: Культурология и искусствоведение материалы II Международной научной конференции. Сер. "Молодой ученый" - 2016. - С. 42-43.
16. Дункан А. Моя жизнь. − М. : Центрполиграф, 1992.
17. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учебное пособие/Д. Зайфферт/пер. с нем. В. Штакенберга. -Санкт-Петербург: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2012. -128 с
18. Захаров, Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 20 с.
19. Иванов, С.А. Танцы, игры, для красивого движения./ М., 2000.- 102 с.
20. Какая она - современная хореография? // ФБ.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fb.ru/article/64476/kakaya-onasovremennaya-horeografiya.
21. Кисеева Е.В. О некоторых принципах музыкального формообразования в постановках танца постмодерн // Проблемы музыкальной науки. - 2015. - № 3. - С. 47-54.
22. Козева М.Б. Контактная импровизация как направление современного танца // В книге: Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. - 2016. - С. 211-216.
23. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. − СПб. : Речь, 1999. – с. 214
24. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Интегративная танцевально-двигательная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.
25. Культурная традиция и современный танец в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона/под ред. Г. В. Бурцевой. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 227 с
26. Левина Т. Мэри Вигман: история выразительного танца//PRO ТАНЕЦ. 2012. № 3. С. 40-44
27. Матушкина М.В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале ХХ в // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 98-101.
28. Медоуз Д. Танцы с системами // Проблемы управления в социальных системах. - 2009. - Т. 1. - № 1. - С. 46-55.
29. Моисеев, И.А. «Я вспоминаю... Гастроль длинною в жизнь.»/ Москва. «Согласие». Издание 2-е, исправленное и дополненное, 1998.-15 с.
30. Некрасова Л.М. Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». — 2007. — № 1 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1- 2007/nekrasova_7-04-2007
31. Нестерова К.В. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 114-115.
32. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Москва: ГИТИС. 2011. 7 c.
33. Никитин В.Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика терпсихоры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6 (62). - С. 292-298.
34. Никитин, В. Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии: монография/В. Ю. Никитин. -Москва: МГУКИ, 2005-310 с.
35. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце / Пер. с фр. под ред. А.А. Гвоздева . 2-е изд., испр . — СПб.: Издательство «Лань» ;/ «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» , 2007. - 61 с. :
36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / 1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой)./ / Москва.,1992 – 26 с.
37. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца. /М., 1995. - с. 156.
38. Пэкстон С. История и будущее импровизации [Электронный ресурс] // Сайт А. Гиршона. – URL: old.girshon.ru›www.dancetrio/ Articles/paxton1.htm
39. Современная хореография // Энциклопедия «Art.Ioso-Wiki» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://art.ioso.ru/wiki/index.php/
40. Станиславский, К. С. Работа актера над собой/К. С. Станиславский. -Москва: Артист. Режиссер Театр, 2008.-409 с.
41. Харлашко, М.А. «О важности формирования артистических навыков у учащихся младшего школьного образования» - Вестник МГУКИ – 2008г. № 1, 109 с.