Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Реализация интерактивных методов обучения в информационном современном обществе отводится информационно-коммуникативным технологиям, как основного современного инструмента педагогической деятельности. Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет изменять процессы обучения, за счет внедрения моделирования, прогнозирования, что обеспечивает модернизацию современного образования.
Исследования таких авторов, как И.В. Роберт, И.Г. Семакина, Л.Б. Юговой показывают высокий уровень эффективности возможности применения информационно-коммуникативных образовательных технологий и ресурсов в формировании личности школьников, однако наблюдается недостаток программ по реализации дистанционного образования школьников с применением цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР).
В рамках данного исследования рассмотрим особенности реализации информационно-коммуникативных технологий на уроках закрепления и развития знаний, умений и навыков по русскому языку. Работа в данном направлении имеет большое значение в связи со спецификой учебной дисциплины «Русский язык», так что актуальность темы работы высокая.
На основании вышеизложенного установлено противоречие между актуальностью использования информационных технологий и недостаточностью методического обеспечения в данном направлении.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы условия проведения уроков закрепления и развития знаний, умений и навыков по русскому языку с использованием информационно-коммуникативных технологий?
Цель исследования: выявить условия и особенности организации и проведения уроков закрепления и развития знаний, умений и навыков по русскому языку в 8 классе с применением информационно-коммуникативных технологий.
Объект исследования: информационно-коммуникативные технологии.
Предмет исследования: методика использования информационно-коммуникативных технологий на уроке закрепления и развития знаний, умений и навыков по русскому языку.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности информационно-коммуникативных технологий при изучении русского языка
2. Определить условия проведения уроков русского языка средствами информационно-коммуникативных технологий.
3. Разработать проект урока закрепления и развития знаний, умений и навыков средствами информационно-коммуникативных технологий для учащихся 8 класса
Для решения поставленных задачи использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение имеющейся информации по данной теме, анализ опыта педагогов и научное обобщение материалов исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Компьютерные, информационные, информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку: обзор педагогической, психологической и методической литературы
На современном этапе развития образования, в соответствии с ФГОС необходимым условием педагогического процесса является использование информационно-коммуникативных технологий. О.В. Прокофьев рассматривает использование информационно-коммуникативных технологий в обучении в научно-педагогической литературе как интерактивный процесс с заданной целью, в ходе которого взаимодействие преподавателя и учащихся происходит вне зависимости от расположения во времени и пространстве всех участников данного процесса [24].
Как отмечает В.А. Красильникова, использование информационно-коммуникативных технологий в современных условиях позволяет обеспечить широкий доступ к образовательным услугам, повысить качество индивидуального обучения, интерактивность и вариативность содержания образовательного процесса. Образовательные организации создают единую информационную среду, обеспечивающую использование различных видов информационно-коммуникативных технологий с учетом основных потребностей школьников. Современной тенденцией является использование информационно-коммуникативных технологий в дистанционном обучении посредством образовательных платформ [17].
По мнению Е.И. Машбиц, информационно-коммуникативные технологии обеспечивают персонализацию, помогают сформировать проектное мышление, увеличивают скорость обработки учебной информации, стимулируют процессы самообразования и саморазвития учащихся. Использование в педагогической практике ИКТ позволяет применять передовые методики преподавания, рассматривать наиболее интересные практические ситуации, внедрять проблемно-ориентированные копинг-стратегии в поведении учащихся[20].
Н.А. Завалько полагает, что критериями выбора информационно-коммуникативных технологий могут являться:
- удобство функционала для всех категорий пользователей (педагоги, учащиеся, родители, администрация образовательной организации);
- уровень финансовых затрат на содержание ИКТ и поддержании их функционала;
- используемые методы и средства обучения;
- широта каналов обратной связи;
- удобство техподдержки [11].
Выбор конкретных онлайн сервисов и платформ при использовании ИКТ определяется исходя из поставленных целей, задач, а также прогнозируемых результатов.
Т.С. Курылёва в своём исследовании отмечает, что в настоящее время с целью эффективного использования информационно-коммууникативных технологий Apple, Amazon и японские операторы Softbank активно продвигают планшетные компьютеры, такие как ipad/ kindle, которые были успешно опробованы в образовательной индустрии. В этой деятельности многие образовательные организации достигли серьёзных успехов. В то же время такие компании, как Google, используют технологию облачных вычислений, которые позволяют поместить содержимое библиотек, учебников и книг в облако, при этом создаются образовательное облако, книжное облако и облако курсовых программ[18].
Рассмотрим некоторые варианты использования информационно-коммуникативных технологий в изучении русского языка. В последние годы в этом процессе актуальными становятся различные курсы видеоуроков, электронные словари, образовательные сайты, электронные пособия и справочники, позволяющие систематизировать и обобщить изученные ранее правила.
Учителю важно продумать логику изложения изучаемого материала, сжато, но вместе с тем без нарушения его языковой целостности донести необходимую информацию до обучающихся. Известно, что если автор излагает свои мысли ясно, точно выражая смысл, описывает различные языковые явления красивым правильным русским языком, то даже самый трудный текст будет усвоен его читателем (или слушателем). Использование цифровых образовательных ресурсов в данном процессе способствует лучшему усвоению учебного материала.
Для практической отработки знаний и навыков, полученных в ходе теоретической подготовки, используются тестирующие системы, которые мы предлагаем разделить на две подгруппы: ресурсы, предлагающие комплексные тестирования, и ресурсы, позволяющие рассмотреть определённые темы и разделы. Так, например, при подготовке задания, связанного с овладением орфоэпическими нормами современного русского языка, альтернативой бумажному варианту орфоэпического словника могут стать цифровые приложения для смартфонов («Ударения», «Ударения – подготовка к ЕГЭ», «Орфоэпия» и др.). Они обладают удобным функционалом: можно подключить виджет для рабочего экрана или функцию напоминания через push-уведомления. К тому же в указанных приложениях есть возможность проходить тестирования по пройденному материалу.
Большое количество тренажёров также представлено в Интернете. К наиболее популярным можно отнести такие, как онлайн-тренажёр «Ударения», платформа для быстрого формирования навыков «Skills4u», интерактивная онлайн-платформа «Образавр» и др. Использование таких ресурсов позволяет сделать подготовку систематической, ученик избегает стандартного «заучивания», а в привычной для себя форме готовится к заданию.
При подготовке к заданиям, в которых проверяется знание школьниками лексических норм, возможно использование большого спектра цифровых ресурсов. Каверина В.В. и Панков Ф.И. в методических комментариях к выполнению этого задания отмечают, что «самым лучшим способом выработки навыка правильного употребления слов является выполнение большого количества упражнений. А расширению словарного запаса способствует вдумчивое чтение, в процессе которого надо обязательно обращаться к толковым словарям». Поэтому работа с цифровыми тренажёрами и словарями актуальна.
Как указывалось ранее, учитель может самостоятельно создавать цифровые образовательные ресурсы. Так, при работе над лексическими нормами (и не только) возможно использовать ресурсы сервисов Learning Apps, EdForum, Bookwidgets, WordWall, Quizlet, ClassTools для создания тренажёров по отработке тех или иных паронимов. Например, на сервисе Learning Apps для этого подойдут такие шаблоны, как «Найди пару» и «Классификация». При работе над заданием, где проверяется знание морфологических норм русского языка, регулирующих процессы формообразования слов. Ученикам нужно найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно соответствовало литературной, письменной норме.
Исследователи подчёркивают, что «ошибки, которые допустили экзаменуемые, связаны с отсутствием систематизированных знаний о нормах формообразования изменяемых частей речи» [21]. Поэтому важно при работе над этим заданием систематизировать теоретический материал и представить его ученикам дозированно, в понятной и удобной форме, а также предложить практический материал для отработки каждого правила в отдельности. Помочь в этом может создание собственного сайта на одной из бесплатных платформ (Wix, uCoz, Tilda и др.), где материал (теория и практика) по каждой части речи будет представлен на отдельных страницах. Указанные платформы также поддерживают интеграцию сторонних ресурсов (видео, таблицы и схемы, интерактивные задания на представленных ранее ресурсах по их созданию). Такой вариант работы позволить собрать воедино собственные наработки и обеспечит структурированность и логичность в подаче теоретического материала.
Возможность включения практических заданий после каждого правила позволит ученикам сразу на практике отработать изученный материал, а учителю понять, все ли школьники усвоили.
Ещё одним заданием, проверяющим сформированность языковой компетенции у выпускников, является задание, в котором школьникам необходимо квалифицировать в указанных предложениях грамматические (синтаксические) ошибки и соотнести с указанными типами ошибок. Проверяемое в этом задании умение методически значимо.
Методисты отмечают, что «умение опознавать тип грамматической ошибки актуализирует личностно-регуляторный компонент языковой и коммуникативной компетенции, а именно навыки самооценки и самокоррекции, направленные на оценку собственной речи с точки зрения правильности – соответствия грамматическим нормам русского литературного языка, осознанное исправление грамматических ошибок в собственной речи» [21]. Как показывает анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2021 году, только треть выпускников выполняет за это задание максимальный балл (5), что свидетельствует о неглубоком знании синтаксических норм значительной группой выпускников. Одним из вариантов подготовки к выполнению этого задания может стать использование видеоуроков, в которых будет наглядно показан подробный разбор учителем каждого типа ошибки.
На большом количестве примеров при помощи средств рисования и выделения можно показать типичные ошибки в согласовании и управлении. Видеоуроки являются средством комплексного воздействия на ученика, так как сочетают теоретическую, иллюстративную, справочную, тренажёрную и контролирующую части. К ресурсам этой категории можно отнести портал «ЯндексРепетитор», сайт «Центра педагогического мастерства», образовательный сайт «4ЕГЭ», образовательный проект «Российская электронная школа» и др. К тому же учитель может самостоятельно создавать обучающие видео, например, при помощи программы для записи скринкастов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37
2. Бороненко Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). – С. 167–193.
3. Брыксина, О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, МН. Сонина. – М: ИНФРА-М, 2022. – 549 с.
4. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27. С. 120-127
5. Бурангулов Э.Р. Государственная политика в сфере высшего образования современной России: этапы и особенности. Диссертация кандидата политических наук. 2019 г. 254 с.
6. Вандышева, О. А. Развитие речемыслительных умений учащихся в процессе осмысления, переработки учебно-научных текстов на уроках русского языка / Вандышева О. А.// Столица науки. - 2020. - № 5 (22). - С. 283-298.
7. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
8. Гостева, Ю.Н. Научно-методическое сопровождение Концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Ю.Н. Гостева Ю.Н., И.Н. Добротина, В.М. Шамчикова // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. – Т. 1. – № 1(65). – С. 84-98.
9. Гринев В.П. Государственное регулирование цифровой экономики. Право и цифровая экономика. 2018. № 2
10. Ефимушкин В.А. Вопросы инфокоммуникационного обеспечения цифровой экономики. // Электросвязь. 2017. № 10. С. 83-88
11. Завалько Н.А. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых отношений // Креативная экономика. 2017. № 6 (54) С. 54.
12. Зырянова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ / Е.В. Зырянова, И.Г. Овчинникова, А.Р. Чудинова; Под ред. Е.В. Зыряновой. – М.: Флинта, 2010. – 288 с
13. Капарова Ж.О. Оказание образовательных услуг в РФ. // Экономика и социум. 2018. №5. С. 572-578
14. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности // Вопросы психологии. 2015. №5. С.54 - 65.
15. Кашицин В. П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. №3. С. 52 - 65
16. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылёв С.Г. Стратегия для России: образование. М. : Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018. 118 с.
17. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании М.: ООО «Дом педагогики», 2016. 231 с.
18. Курылева Т.С. Совершенствование ИКТ-компетенций будущего учителя средствами цифровой образовательной среды. Казань, 2021. 87 с.
19. Ляшко Г.М. Cложности внедрения систем анализа больших данных в процессы управления образованием. // Инновации в управлении социально-экономическими системами. под ред. Великороссова В.В., Филина С.А. 2020. С. 164-17
20. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика. 2018. 192 с.
21. Олефир, С. В. Профессиональные компетенции педагога в сфере развития читательской деятельности школьников / Олефир С. В. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 1 (42). - С. 15-23.
22. Омарова, С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (9). С. 78–83.
23. Павлова М. Н. Системно-деятельностный подход в формировании читательской грамотности на уроках русского родного языка / Павлова М. Н., Мордвинова Н. Г. // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литературы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 252-255.
24. Прокофьев О.В. Ряды динамики процесса освоения компетенций цифровой экономики. // Современные информационные технологии. 2018. № 27. С. 10-17
25. Рахимова, О.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении русскому языку / О.Р. Рахимова // Научный журнал, 2020. – №2 (47). – С. 67-68.
26. Роберт И.В. Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе // Школьные технологии. 2017. № 6. С. 19-28.
27. Самохина М.В. Цифровая трансформация образования как новая возможность развития традиционного образования [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/03/01/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-kak-novaya-vozmozhnost (Дата обращения: 11.09.2022)