Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность этого исследования заключается в том, что одной из основных задач современного начального образования является не просто овладение знаниями, а предоставление учащимся всестороннего опыта деятельности, развитие навыков самостоятельного определения целей обучения, разработка способов их достижения, мониторинг и оценка их достижений. Это требует создания определенных условий в образовательной практике для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, особенно в исследовательскую деятельность.
При организации расширенной образовательной деятельности или формировании ее отдельных компонентов в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, способствующий формированию исследовательских навыков.
Цель исследовательской деятельности - дать возможность учащимся овладеть навыками функционального исследования как универсального способа познания реальности, развить способность мыслить типом исследования. Активизация личной позиции учащегося в учебно-воспитательном процессе происходит на основе приобретения новых знаний по предмету - самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и имеют личное значение для конкретного учащегося [Карпов, 2019, с. 22]. Проблема формирования исследовательских навыков в начально школе озвучена в трудах В.И. Андреева, Л.Б. Богоявленской, А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.Я. Савченко и др.
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских навыков в младшем школьном возрасте в образовательном процессе
1.1 Сущность понятия «исследовательские навыки» в психолого-педагогической литературе
Актуальной является проблема подготовки подрастающего поколения, способного самостоятельно приобретать новые знания, мыслить нестандартно, искать информацию в новых, непривычных условиях. О создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина России, воспитания поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении всей своей жизни, говорится в государственном документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» [Алексеев, Леонтович, 2020, с. 25].
Сегодня нужны не только знающие люди, но и такая категория людей, способная самостоятельно видеть, формулировать и решать новые проблемы. Формирование и развитие исследовательских навыков учащихся - актуальная проблема современного обучения.
Умение - это основа мастерства и творчества человека. Д. Пойа отмечает, что «умение - это умение, умение, чтобы человек мог использовать имеющиеся у него знания для достижения своих целей» [цит по Новиков, 2019, с. 66]. Часто ученые, изучающие навыки, называют это знаниями в действии. Важной особенностью навыков является их обобщение, в результате чего они успешно выполняются в различных и разнообразных ситуациях.
В широком смысле навык - это приобретенная готовность сознательно решать определенные задачи. Умение обеспечивает хорошую ориентацию в новых условиях и включает элементы творчества. Г.С. Костюк считает, что навыков столько же, сколько и различных специальных видов человеческой деятельности [Богоявленская, 2020, с. 42].
В работах В. И. Андреева, Н.Г. Недодатко, В.В. Успенского, В.П. Ушачёва учебные и исследовательские навыки выделены в отдельную группу. Необходимость выделения исследовательских навыков в отдельную группу обусловлена ростом темпов развития техники, техники, науки, ролью научного подхода к любой деятельности, пусть даже и не имеющей научного характера [Андреев, 2014, с. 76].
Под «учебно-исследовательскими навыками» студентов понимают умение использовать технику соответствующего научного метода познания в условиях решения задач, в процессе выполнения научно-исследовательской задачи [Андреев, 2014, с. 88]; интеллектуальные, практические навыки, необходимые для выполнения работы или ее части, а также систему навыков воспитательного труда [Подьяков, 2020, с. 45]; способность студента выполнять мыслительные и практические действия, соответствующие его научно-исследовательской деятельности, и подчиняться логике научного исследования, опираясь на знания и умения, приобретенные в процессе изучения основ наук [Леонтович, 2019, с. 114]; сложное психическое творение (синтез интеллектуальных и практических действий, усвоенных и фиксированных форм деятельности), составляющее основу готовности учащихся к познавательному поиску [Кузнецова, 2020]; черта личности, характеризующая способность личности осуществлять поисково-преобразующую деятельность в процессе обучения, а также способность приобретать новые знания, умения и навыки, способствующие ее развитию [Балл, 2016, с. 101].
1.2. Проблема развития исследовательских навыков младших школьников
Одна из основных задач содержания начального образования - дать учащимся всесторонний опыт деятельности, а не просто знания. Эти навыки формируются на основе компетентного и активного подхода, при котором ученик учится понимать, что он делает сам, как и насколько он успешен. При организации развернутой образовательной деятельности или формировании ее отдельных компонентов в современной начальной школе активно используется метод исследовательского обучения, который способствует формированию исследовательских навыков [Асмолова, 2008, с. 44].
Цель исследовательской деятельности состоит в том, чтобы учащиеся овладели навыками функционального исследования как универсального способа познания реальности, развили способность мыслить исследовательским типом. Происходит активизация личной позиции учащегося в учебно-воспитательном процессе на основе приобретения новых знаний по предмету - самостоятельно полученных знаний, которые являются новыми и имеют личное значение для конкретного учащегося.
Проблеме формирования у младших школьников учебно- исследовательской деятельности посвящены научные труды В.И. Андреева, Т.А. Байбара, Н.И. Бибик, В.В. Давыдова, JI.В. Занкова, А. Савенкова, Я.С. Кодлюк, В.А. Паламарчук, А.Я. Савченко, Т.К. Чернецкой и др.
Важной задачей начального образования является формирование общеобразовательных навыков и умений, уровень обучения которых во многом определяет успешность дальнейшего образования.
Основной результат обучения заключается в том, что то, как учащиеся достигают новых уровней развития в процессе овладения универсальными формами действий и формами деятельности, кажется уникальным для изучаемых предметов. Внедрение исследовательского подхода в образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности преподавателя и учащихся [Иванова, 2018, с. 144].
В работах многих педагогов и психологов отмечается, что оригинальность мышления, способность к сотрудничеству, а также творческие способности школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются, особенно в деятельности, ориентированной на исследования. Этот факт актуален для учащихся начальной школы, поскольку в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных когнитивных характеристик ребенка начальной школы. Качество личности, такое как исследовательский интерес, особенно присуще ребенку, только что поступившему в школу.
Исследовательская ориентация сама по себе концентрирует инновационный подход в процессе обучения, целью которого является расширение возможностей учащихся овладеть новым опытом. Образовательная и исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Это позволяет студентам полностью развиваться и развивать как свои интеллектуальные, так и творческие способности. В современной педагогической практике обучение посредством исследований рассматривается как один из эффективных способов познания ребенком окружающего мира.
В начальной школе важно создать условия для реализации возрастных требований к поисковой деятельности.
Основой исследовательской деятельности являются:
― обучающиеся развивают познавательные навыки и умения учащихся;
― умение ориентироваться в информационном пространстве;
― возможность самостоятельно разрабатывать свои знания;
― способность интегрировать знания из различных областей науки;
― способность критически мыслить [Онисимова, 2019, с. 16].
Глава 2 Опытно-поисковая работа по развитию исследовательских навыков младших школьников в процессе изучения общеобразовательных дисциплин
2.1. Программа и результаты констатирующего эксперимента
Исследование уровня сформированности исследовательских умений младших школьников было организовано и проведено нами на базе.
Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса (10 девочек, 10 мальчиков), средний возраст учащихся 8,5 лет. По словам классного руководителя, у учеников высокий уровень успеваемости и активности. Среди учеников есть очень талантливые. Они умеют анализировать, подводить итоги, делать выводы, самостоятельно работать на уроке. Но есть также люди, которым трудно учиться, которые не понимают учебный материал. На занятиях ученики ведут себя активно, любознательно, инициативно, внимательны. Некоторые школьники систематически проводят презентации по литературному чтению и окружающему миру. Многие участвуют во внутришкольных олимпиадах по математике и русскому языку.
Исследование состояло из двух этапов:
I этап – констатирующий эксперимент. Проведение первичной диагностики по выявлению уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников.
II этап – формирующий. Разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников.
Для изучения исследовательских умений младших школьников нами были использованы следующие методики:
-Методика на выявление исследовательского навыка выдвигать гипотезу по модификации методики А.И. Савенкова.
-Методика на выявление исследовательского навыка задавать вопросы по модификации методики Н.Б. Шумаковой.
Проанализировав и обобщив исследования А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича, мы можем выделить следующие критерии и характеристики уровней сформированности исследовательских умений у младших школьников (Таблица 1) [Громова, 2018, с. 87-88].
2.2. Содержание программы по развитию исследовательских навыков младших школьников
Основываясь на констатирующем этапе эксперимента, была определена цель формирующего этапа: сформировать исследовательские навыки учащихся начальной школы с помощью проектной деятельности на уроках общеобразовательного цикла.
На данном этапе мы разработали мероприятия по применению проектной деятельности на уроках как средство развития исследовательских навыков младших школьников.
Прежде чем организовывать экспериментальные исследования по теме исследования, мы обратились к архиву журнала начальной школы и изучили опыт учителей практиков в развитии исследовательских навыков учащихся средних школ посредством проектной деятельности.
Хорошо, учитель начальной школы г. Югры Е.В Гредских уже не первый год раскрывает студентам оригинальность проектной деятельности на уроках литературного чтения. E. В Гредских он утверждает, что необходимо воспитывать у детей потребность в чтении, интерес. Необходим творческий процесс, в котором будут участвовать все студенты. По его мнению, именно проектное обучение повышает общую культурную компетентность, а также коммуникативные, информационные, образовательные и когнитивные компетенции. Кроме того, проектная деятельность является эффективным методом [Гредских, 2018].
При организации этого исследования для учащихся начальной школы на уроках литературного чтения педагог в первую очередь учитываю возрастные психологические и физиологические особенности детей. Предмет проекта, обеспечивающий мотивацию к включению в самостоятельную работу, должен находиться в сфере познавательных интересов ребенка и находиться в его ближайшей зоне развития.
С целью создания условий для самостоятельной творческой проектной деятельности младших школьников, Е.В. Гредских проводит подготовительные работы:
1. Прежде всего, рассчитываются ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки детей.
2. Учитывается степень, в которой учащиеся обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями (начальными зонами) в области содержания проекта, поскольку учитываются специальные дизайнерские навыки и навыки, которые им понадобятся в определенной степени после этого, созданные для самостоятельной работы. Новая информация предоставляется учащимся в ходе проекта, но в очень небольшом объеме и предоставляется только по запросу детей.
Как отмечает Е.В. Гредских, школьники приобретают определенные навыки и умения, которые способствуют самосовершенствованию и самообразованию во время работы над проектом [Гредский, 2013, с. 22].
Учитель начальных классов Г. Пугачев, Л.А Хмелюк считает, что вовлечение учащихся в проектную деятельность должно осуществляться постепенно, начиная с первого класса. Вначале ставятся творческие задачи, и в 3-4 классе ученики проявляют большой интерес к довольно сложным проектам. Л.А. Хмелюк выбрал следующие принципы организации проектной деятельности:
Учитывая интересы детей, это ситуация, когда ученики строятся и вынуждены делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с дизайном. В проекте ребенок решает лично для себя важную задачу. Если он не включен лично, проекта тоже нет.
2. Учение через деятельность - проектная деятельность через деятельность предполагает вовлечение учащегося в поисковую, исследовательскую деятельность; систематический мониторинг результатов работы преподавателя и ученика, проведение презентаций.
3. Познание и знания - это результат преодоления трудностей.
4. Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь, Л.А Хмелюк говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем, преподавателями предметной области и самими учениками [Левитес, 2019, с. 34].
Заключение
В рамках этого исследования мы рассмотрели проблему развития исследовательских навыков в учебной деятельности учащихся средних школ.
Под исследовательскими навыками понимается система интеллектуальных и практических навыков воспитательной работы, способность к самостоятельным наблюдениям, опыт, приобретенный в процессе решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, а также оказывает непосредственное влияние на показатели умственной деятельности: умение классифицировать, обобщать, выбирать все возможные варианты решения; программировать действия своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать разные объекты; выполнять задания по предложенной теме; самоконтроль.