Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В реалиях современности трансформация инфраструктуры считается основным фактором развития экономики. Соответственно проблемы совершенствования инфраструктур территориальных образований важны в работе аппарата государства и местного самоуправления. Правильная инфраструктура стимулирует приток дополнительного объема необходимых инвестиций, воздействует на улучшение потенциала регионов, что позитивно воздействует на территориальную инвестиционную среду, являющую интегрированную структуру интересных условий для инвестиций.
Исследование теоретических основ проявляет сложности совершенствования государственно-частного партнерства. Уточним, большое значение данному вопросу придают не только российские ученые и практики, но и из других стран.
Среди основных характеристик ГЧП определяют: 1) участники ЧГП – государство и частный бизнес; 2) взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе; 3) взаимодействие сторон имеет равноправный характер; 4) ЧГП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность; 5) в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон; 6) финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам частных партнеров, а, наоборот, государство приглашает частных партнеров принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Рассматриваемая современная форма партнерства – базовый элемент отечественной современной инновационной политики, т. к. в случае качественной организации, данное партнерство формирует дополнительные плюсы инвестиций в государственные научные исследования, формируя положительные предпосылки для совершенствования инноваций на постоянной основе. А это стратегический стимул развития экономики.
Степень изученности проблемы. Изучением направлений инновационного развития предпринимательства, тенденций и особенностей развития ГЧП. занимались С. С. Емельянов, А. Г.Зельднер, И. И. Смотрицкая, О. В. Злывко, С. М. Рыкова. В рамках исследования они обращали внимание на вопросы влияния ГЧП на инновационное развитие предпринимательства, а также акцентировали внимание на механизмах инновационного развития предпринимательства на основе ГЧП.
Несмотря на имеющиеся труды в области партнерства бизнеса и государства, вопросы использования инструментов ГЧП в инновационной сфере с участием субъектов предпринимательства недостаточно изучены.
Объектом исследования является партнерство государства и бизнеса.
Предметом является новая модель инвестиционного партнерства государства и бизнеса.
Цель исследования – изучить новую модель инвестиционного партнерства государства и бизнеса в России.
Задачи работы:
изучить сущность инвестиционного партнерства государства и бизнеса в России;
рассмотреть партнерство государства и бизнеса как основу модернизации экономики;
представить итоги инвестиционного партнерства государства и бизнеса в России в 2021 г.;
предложить пути совершенствования инструментов государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере.
Методология исследования. В работе будут использоваться следующие методы:
метод индукции;
метод дедукции;
сравнительный метод.
Теоретическая и практическая значимость исследования: концептуальные выводы, представленные предложения имеют потенциал к применению аппаратом государства для организации и реализации экономической политики ГЧП, увеличении значимости его в ликвидировании масштабных проблем в различных сферах.
Информационная база исследования: статистические данные по частно-государственному партнерству.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические основы инвестиционного партнерства государства и бизнеса в России
1.1. Сущность инвестиционного партнерства государства и бизнеса в России
Партнерство в качестве формы сотрудничества российского частного сектора и государства фундаментально трансформирует отрасли, классически считающихся прерогативой государства .
Такое партнерство классифицируется как инновационная форма эффективного сотрудничества государства и коммерческих структур. Для отечественной экономики указанный аспект жизненно важен. Это является характеристикой тренда на стабилизацию, исследуются и выявляются факторы современного совершенствования промышленности, территорий РФ.
Дефиниция «государственно-частное партнерство» (далее по тексту – ГЧП) зародилась в Англии в качестве ответа на реализуемые Маргарет Тэтчер административные преобразования, предполагающие делегирование классически принадлежащих государству функций в коммерческий частный сектор. При аккумуляции практики ГЧП характеризуется более масштабно, в качестве баланса выгод для государства и частного бизнеса, обладающих отличными друг от друга целями относительно претворения в жизнь социально важных проектов. Большое значение начали придавать потенциалу ГСП в сфере общественных отношений.
Трансформации и инновации, наблюдаемые в высшем образовании, является только шагом в сторону формирования современного рынка образования. При реформировании законодательства сфера отечественного образования проявляет себя как инструмент для профильных компаний, как эффективная форма инвестиций, формирующих востребованных профессионалов. Ответом на подобное инвестирование является комплексный контроль образовательного процесса: от вступительных испытаний абитуриентов, до выпускных испытаний. Соответственно, компании будут иметь возможность формировать интересующую образовательную программу, необходимые учебные материалы, принимать участие в итоговых испытаниях студентов. Это дает уверенность в качестве подготовки и профессионализме потенциальных сотрудников.
Важным средством увеличения результативности инвестиционной работы государства необходимо определить государственно-частное партнерство. Одной из наиболее распространенных форм государственно-частное партнерство считается контрактная система. Опираясь на фундамент современного контрактного договора, подписываемого с двух выше названных сторон, реализуется большая доля всего спектра государственных программ. Такая система притягивает в претворение в жизнь подобных программ как подрядчиков/субподрядчиков коммерческие компании с разным масштабом бизнеса, превращая частный бизнес в государственных партнеров. При этом государство играет роль владельца, источника финансирования, заказчика, носителя потенциальных рисков. Развитые государства отличаются интегрированным комплексом государственных институтов, помогающих в реализации коммуникаций при заключении и развитии контрактов в данной сфере .
Например, американскую контрактную систему можно трактовать как интегрированную систему коммуникаций, сформированную государством и частным бизнесом. Указанная система считается важнейшим инструментом реализации промышленной политики, главным средством финансово-хозяйственного регулирования, координирующим около 43 % финансов государственного бюджета. Государственные расходы, направляемые на приобретение необходимого ассортимента товаров и услуг для удовлетворения существующих потребностей государства, составляют 1,6 - 1,8 трлн. долл., что равно около 21% общего портфеля заказов для бизнеса. Для их выполнения трудятся опосредовано либо напрямую 14-18 % активного населения США. На любой ступени управления имеют место контрактные центры. Это определенные институты, помогающие в жизнедеятельности проектов, внедряемых на фундаменте контрактов .
Увеличивается количество заключенных договоров таких центров с компаниями, работающими в промышленности, на общие НИР. Масштабные национальные лаборатории трансформировались в компании ГЧП. Инвестиции бизнеса в научные разработки составляют около 45 % от общего объема инвестиций. Считаем, обосновано американскую экономику именуют «контрактной». Совершенствование партнерских связей этих рассматриваемых двух секторов сделало масштабный вклад в инновационное трансформирование государственного регулирования. На практике за рубежом непростые многоплановые юридические конструкции договоров в рассматриваемом аспекте начали диктовать необходимость модернизации законодательства, разработки инновационных правил и норм во всех сторонах жизни. Современные виды партнерства требуют разнообразных многоаспектных эффективных правовых режимов. В каждом государстве такой режим имеет свои особенности.
В преобладающей доли всего списка европейских государств вопросы бизнес- управления государственной собственностью, к примеру, концессий, определяются конкретными нормами публичного и в то же время гражданского права. Но в нескольких государствах ЕС они регулируются общим правом. Создание позитивной внешней среды важно для совершенствования такой формы партнерства, формирования комплекса определенных институтов, совершенствующих партнерские коммуникации. Например, ассоциации, агентства, проектные и управляющие компании, государственные корпорации.
При объединении интересов государства и коммерческих структур государство является головным партнером. Оно диктует специальные рамочные условия таких взаимоотношений, правила и формирование типов ГЧП. Напрямую не воздействуя на производственный процесс, государство реализует важную функцию надзора за процессом реализации условий, определенных официальным договором. Государство берет на себя контроль цен, качества услуги/продукта, масштабирование и ответственность потенциальных рисков .
По причине коммерциализации управления государственной собственностью, к работе сотрудников органов власти, должностным лицам, компетенциям этих людей формируются другие требования, вбирающие понимание норм рыночного поведения. Перевод процессов разработки и принятия решений в формальные рамки уменьшает потенциал самостоятельного, хаотичного поведения должностных лиц, проявлений коррупции. ГЧП характеризуется как активный инструмент увеличения объема инвестиций. Такое партнерство можно считать эффективным в целях развития интеграции бизнеса, государства и общества в помощь ликвидации значимых проблем экономического и социального характера. Это стоит трактовать как серьезное конкурентное преимущество нашей страны. Вышеперечисленное вносит вклад в развитие российского интеллектуального ресурса.
Считаем, актуальная задача – необходимость конкретного разделения прав, обязанностей и функций управления инвестиционной сферы федерального, регионального и муниципального уровня. Значимо стимулировать дополнительные объемы притока инвестиций, необходимых для модернизации сложившейся инфраструктуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 29 (часть I). - ст. 4350.
2. Айрапетян, М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства / М.С. Айрапетян. - М.: Глобус, 2020. - 344 с.
3. Амунц, Д.М. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства в экономике России / Д.М. Амунц // Управление собственностью. - 2019. - № 3. - С. 49-57.
4. Белолипецкая, А.В. Легкость ведения бизнеса как фактор социально-экономического развития городов и регионов России / А.В. Белолипецкая // ЭКО. – 2021. – № 8 (506). – С. 141-152.
5. Былым, Е.С. Перспективы финансирования государственно-частного партнерства в России на современном этапе / Е.С. Былым // Вестник РУДН. – 2022. – № 5. – С. 188-195.
6. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления / В.Г. Варнавский // Отечественные записки. - 2021. - № 6. - С. 23-36
7. Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник / Н.А. Игнатюк. – М.: Юстицинформ, 2021. – 420 с.
8. Йеском, Э.Р. Государственно-частное партнерство: основные принципы финансирования / Э.Р. Йеском. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 457 с.
9. Калинин, Н.В. Теоретическая ретроспектива эффективной стратегии сотрудничества государства и бизнеса / Н.В. Калинин, Т.В. Медведева // Концепт. – 2021. – № 5. – С. 114-120.
10. Коваленко, Е.Г. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2022. – 406 с.
11. Коновалова, М.Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России / М.Е. Коновалова // Проблемы современной экономики. - 2022. - № 2. - С. 82-85.
12. Коровин, Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки / Е. Коровин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://regionaiistika.ucoz.ru.
13. Новоселова, М.А. Механизмы государственно-частного партнерства на региональном уровне / М.А. Новоселова, А.А. Фирсова // Известия Саратовского университета. – 2020. – № 3-2. – С. 439-444.
14. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2020. – 320 с.
15. Панферова, Е.В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы / Е.В. Панферова // Концепт. – 2021. – № 10. - С. 42-44.
16. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: учебник / А.В. Пикулькин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 638 с.
17. Постовой, Н.В. Проблемы компетенции в системе местного самоуправления и пути их решения / Н.В. Постовой. – М.: Юриспруденция, 2022. – 112 c.
18. Сазонов, В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / В.Е. Сазонов. – М.: Феникс, 2021. – 492 с.
19. Фомина, В.П. Система государственного и муниципального управления. Система муниципального управления: учебное пособие / В.П. Фомина, С.Г. Алексеева. – М.: МГОУ, 2021. – 112 с.
20. Шадрина, Е.В. Законодательство о ГЧП: экономическое обоснование и мировая практика / Е.В. Щадрина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 4. – С. 166-190.
21. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2021 год // https://www.economy.gov.ru/material/file/de1738536995153cc65c8b47c5ff2520/reiting_gchp_2021.pdf.