Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и актуальна в нашем современном мире по сей день. С этой проблемой сталкиваются практически все семьи, когда приходит время отдавать ребенка в детский сад. Особенно это касается дошкольников. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к условиям детского сада часто бывает очень болезненной. Задача воспитатели организовать период адаптации таким образом, чтобы ребенок не пострадал. Приход ребенка в детский сад, чужие дети, взрослые, вся обстановка вызывает у ребенка сильный стресс.
Во избежание осложнений в начале адаптационного процесса на начальном этапе и обеспечения его оптимального течения взрослый должен постепенно приучать ребенка к условиям детского сада. Правильно организованная деятельность воспитателя с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс приспособления может быть наиболее эффективно поддержан при хорошо организованной деятельности воспитателя и ребенка. Существует способ совместной работы, который может помочь вашему ребенку справиться с разлукой со знакомым окружением, уменьшить тревогу и улучшить эмоциональное состояние.
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И.Г. Кумарина С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер). Социально- психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой, социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить роль речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Объект исследования – процесс использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Предмет исследования – речевые игры как средство адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Задачи исследования:
-проанализировать понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе
- рассмотреть роль речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
- выявить уровень адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
- Программа по использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. МБОУ № 123
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград : Воспитатель, 2018. – 188 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. – М. : Просвещение, 2011. – 228 с.
3. Алямовкая, В. Ясли – это серьезно [Текст] / В. Алямовская. – М. : Линка-Пресс, 2019. – 144 с.
4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2012. – №3. – С. 31-35.
5. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж : Воспитатель, 2016. – 236 с.
6. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н.Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 2013. – 170 с.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : [Текст] Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца [и др.]. – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144 с.
8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2010. – 1008 с.
9. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 18-21.
10. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М. : Линка-Пресс, 2011. – 204 с.
11. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] / Е.А. Евстратова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2013. – С. 56-62.
12. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / О.Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2017. – 79 с.
13. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста [Текст] : Пособие для воспитателей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М. : Просвещение, 2013. – 80 с.
14. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст] / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2016. – 112 с
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Владос, 2014. – 416 с.
16. Кроха [Текст] : Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – 253 с.
17. Остроухова, А. Успешная адаптация [Текст] / А. Остроухова // Обруч. – 2010. – № 3. – С. 16-18.
18. Педагогика раннего возраста [Текст] / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М., 2018. – 342 с.
19. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. – М. : Просвещение, 2016. – 214 с.
20. Смирнова, Е.О. Социализация детей раннего возраста [Текст] / Е.О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2013. – С. 186-194.
21. Социальная адаптация детей в ДОУ [Текст] / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М., 2010. – 315 с.
22. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 46-51.
23. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М. : Просвещение, 2017. – 432 с.