Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что рост теневой экономики может запустить разрушительный цикл. Операции в теневой экономике избегают налогообложения, тем самым сохраняя налоговые поступления ниже, чем они были бы в противном случае. Если налоговая база или соблюдение налогового законодательства подрываются, правительства могут отреагировать повышением налоговых ставок, поощряя дальнейшее бегство в теневую экономику, что еще больше усугубляет бюджетные ограничения для государственного сектора. Растущая теневая экономика может создать сильные стимулы для привлечения отечественных и иностранных работников из официальной экономики.
Объект работы – теневая экономика.
Предмет работы – теневой сектор экономики России.
Цель работы – проанализировать сущность и основные черты теневой экономики, ее виды, причины и последствия для государства, а также провести анализ развития теневого сектора экономики в России и республики Татарстан.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность теневой экономики,
- изучить основные причины развития теневого сектора экономики,
- определить последствия теневого сектора для государства,
- проанализировать тенденции развития теневого сектора экономики в РФ,
- предложить меры борьбы с теневой экономикой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Для раскрытия темы были использованы статистические данные Росстата, МВФ, Министерства труда РФ, ресурсы Интернета. Также были использованы труды и исследования таких авторов, как: Авдийский, В.И. Бекжанова, Т.К., Сулакшин С.С., Клямкин И., Купрещенко Н.П., Рябушкин Б.Т.
1. Теоретические аспекты анализа теневой экономики
1.1. Сущность и структура теневой экономики
Недостаточный уровень развития экономических отношений в стране, государственного управления приводит к такому негативному явлению, как теневая экономика.
Рис.1.Понятие теневой экономики [6, c.154]
Хотя преступность и теневая экономическая деятельность уже давно стали фактом жизни и в настоящее время растут во всем мире, почти все общества пытаются контролировать их рост из-за потенциально серьезных последствий.
Процветающая теневая экономика делает официальную статистику (по безработице, официальной рабочей силе, доходам, потреблению) ненадежной. Политика и программы, разработанные на основе недостоверных статистических данных, могут быть неуместными и обреченными на провал.
Рост теневой экономики может запустить разрушительный цикл. Операции в теневой экономике избегают налогообложения, тем самым сохраняя налоговые поступления ниже, чем они были бы в противном случае. Если налоговая база или соблюдение налогового законодательства подрываются, правительства могут отреагировать повышением налоговых ставок, поощряя дальнейшее бегство в теневую экономику, что еще больше усугубляет бюджетные ограничения для государственного сектора.
С другой стороны, по меньшей мере две трети доходов, полученных в теневой экономике, немедленно расходуются на официальную экономику, что приводит к значительному положительному стимулирующему эффекту для официальной экономики [5, c.111].
Также называемая подпольной, неформальной или параллельной экономикой, теневая экономика включает в себя не только незаконную деятельность, но и неучтенный доход от производства легальных товаров и услуг, будь то от денежных или бартерных операций. Следовательно, теневая экономика включает в себя все виды экономической деятельности, которые, как правило, подлежали бы налогообложению, если бы о них сообщалось налоговым органам.
Однако точное определение теневой экономики довольно сложно, поскольку теневая экономика постоянно развивается, приспосабливаясь к изменениям в налогообложении и регулировании [13, c.116].
Оценить размеры теневой экономики довольно сложно. В конце концов, люди, занимающиеся подпольной деятельностью, делают все возможное, чтобы избежать обнаружения. Но директивным органам и правительственным администраторам нужна информация о том, сколько людей активно работает в теневой экономике, как часто происходит подпольная деятельность и каковы масштабы этой деятельности, чтобы они могли принимать соответствующие решения о распределении ресурсов.
Таким образом, экономисты и государственные статистики провели множество расчетов, чтобы оценить, насколько велика теневая экономика.
Растущая теневая экономика может создать сильные стимулы для привлечения отечественных и иностранных работников из официальной экономики.
Рис.2. Направления теневой экономики [11, c.165]
Страны с относительно низкими налоговыми ставками, меньшим количеством законов и нормативных актов и хорошо зарекомендовавшим себя верховенством закона, как правило, имеют меньшую теневую экономику.
Исследования макроэкономического и микроэкономического моделирования, основанные на данных по нескольким странам, показывают, что основными движущими силами размеров и роста теневой экономики являются растущее бремя налоговых платежей и выплат по социальному обеспечению в сочетании с растущими ограничениями на официальном рынке труда. Ставки заработной платы в официальной экономике также играют определенную роль [12, c.76].
Налоги и взносы на социальное обеспечение увеличивают стоимость рабочей силы в официальной экономике и, следовательно, являются ключевыми факторами, стимулирующими рост теневой экономики. Чем больше разница между общей стоимостью рабочей силы в официальной экономике и доходами от работы после уплаты налогов, тем больше стимулов у работодателей и работников избегать этой разницы и участвовать в теневой экономике. Поскольку разница в значительной степени зависит от системы социального обеспечения и налогового режима, они являются ключевыми факторами, определяющими теневую экономику.
Несколько исследований выявили убедительные доказательства того, что налоговый режим влияет на теневую экономику. В Австрии бремя прямых налогов (включая выплаты по социальному обеспечению) оказало наибольшее влияние на рост теневой экономики, за которым следует количество нормативных актов, затрагивающих фирмы и работников, а также сложность налоговой системы. Другие исследования показывают аналогичные результаты для скандинавских стран, Германии и Соединенных Штатов. В Соединенных Штатах анализ показывает, что по мере увеличения предельной ставки федерального подоходного налога с физических лиц на один процентный пункт при прочих равных условиях теневая экономика растет на 1,4 процентных пункта. Также в Соединенных Штатах удержание верхней предельной ставки подоходного налога может предотвратить дальнейший рост теневой экономики [8, c.160].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2025 года
2. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года»
3. Стратегии экономического развития регионов РФ до 2025 года
4. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: моногр. / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - Москва: Огни, 2020. - 496 c.
5. Бекжанова, Т.К. Методы оценки размеров теневой экономики в Казахстане и отражение ее в системе национальных счетов: моногр. / Т.К. Бекжанова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 175 c.
6. Гордиенко, Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2021. - 224 c.
7. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. - М.: Научный эксперт, 2018. - 305 c.
8. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 1: моногр. / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 667 c.
9. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 2 / Коллектив авторов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 850 c.
10. Инновационные преобразования. Как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. - М.: Анкил, 2017. - 688 c.
11. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Экономика, 2019. – 350 с.
12. Сулакшин С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект): моногр. / C. С. Сулакшин. - М.: Научный эксперт, 2019. - 219 c.
13. Реальные перспективы развития российской экономики// ИГСУ– 2018. - №6. – с.32
14. Расходы федерального бюджета РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.reactor.cc/post/2533981?next=random
15. портал статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statdata.ru/
16. федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
17. минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/
18. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/
19. Портал внешнеэкономической информации России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
20. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/