Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации закрепляет, что Россия - соци-альное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Та-ким образом, черты социального государства отражаются в его социаль-ной политике, распространяющейся на всей территории страны. В зависи-мости от профессиональной деятельности человека, территории прожива-ния и субъектов социальной политики она может приобретать отличитель-ные особенности.
Социальная защита представляет собой форму государственного обеспечения, которая гарантирует гражданам поддержку при наступлении трудной жизненной ситуации в виде пенсий, социальных пособий и соци-альных пособий, и социальных услуг, которая также при этом включает различные мероприятия по профилактике и предотвращению социальных рисков.
Любое общество включает в себя группы населения, вследствие определённых причин не способные к поддержанию своего дохода на уровне, соответствующем жизненному стандарту данного общества. Для таких групп граждан осуществляется специальная социальная защита. Се-годня такую государственную и общественную поддержку необходимо оказывать не только инвалидам, многодетным семьям, пенсионерам, но и военнослужащим.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1. Характеристика понятия «выслуга лет»
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы со-циального обеспечения военнослужащих в связи:
- с проводимым комплексом мер социальной политики государ-ства, необходимость которой обусловлена негативными трендами, сло-жившимися в социально-экономическом развитии страны в результате пе-рехода к рыночным отношениям;
- с углублением противоречий в социальном развитии нашей страны (коммерциализация социальной сферы, а именно платность медицинских, образовательных и прочих социально-значимых услуг) и снижение для во-еннослужащих и членов их семей части социальных гарантий;
- со сложившейся ситуацией на политической арене, необходимо-стью обеспечения национальной безопасности и проведением различного рода военных действий и контртеррористических операций, например, Сирийской арабской республике, что предъявляет требования принятия дополнительных мер социальной защиты военнослужащих, участников боевых действий и членов семей погибших военных .
В ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О госу-дарственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Феде¬ральный закон № 166-ФЗ) приводится ряд ключевых понятий, при-меняемых в целях регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
Первоочередным понятием, закреплен¬ным в указанной статье, явля-ется понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Сле-дуя буквальному содер¬жанию, указанное понятие подразумевает по собой «выплаты в денежные, осуществ¬ляемые государством ежемесячно в отно-шении конкретных определенных катего¬рий лиц, обладающих правом на получе¬ние соответствующих выплат. В любой из выделенных в определе-нии форм выплат указывается на компенсационный харак¬тер - то есть, пенсии по государственному пенсионному обеспечению выполняют в первую очередь компенсационную функ¬цию» .
В числе категорий лиц, на которых рас¬пространяется действие госу-дарственного пенсионного обеспечения, являются воен¬нослужащие, а так-же иные приравненные к ним группы лиц.
Пенсия за выслугу лет является одним из видов вы¬плат, осуществля-емых в рамках государ¬ственного пенсионного обеспечения - что прямо следует из содержания ст. 5 Феде¬рального закона № 166-ФЗ. Однако сама по себе категория «выслуга лет» в данной норме, равно как и в иных об-щих положе¬ний цитируемого закона, не раскрывается - что порождает во-прос о том, что следует понимать под выслугой лет.
Как отмечает Ю.А. Шахбанова «условия назначения пенсии за вы-слугу лет военнослужащим, сформулированные в специальном законе, указывают на кон¬кретную продолжительность выслуги лет, необходимой для получения права на со¬ответствующий вид пенсий - фактически, речь идёт о специальном трудовом стаже и четко определенной в законе про-должи¬тельности данного стажа» .
1.2. Круг лиц, имеющих право на получение пенсий за выслугу лет
Государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет осуществ-ляется на строго определенных в законе основаниях и в отношении строго установленного круга лиц. Основания назначения государственной пенсии по выслуге лет военнослужащих будут рассмотрены во второй главе рабо-ты, а сейчас обратимся к анализу субъектов-получателей данного вида пенсионного обеспечения.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется двумя зако-нами – Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О госу-дарственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Зако-ном РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Госу-дарственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Рос-сийской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Фе-дерации, и их семей». Первый нормативно-правовой акт регулирует пен-сионное обеспечение военнослужащих в случае инвалидности, а членов их семей в случае потери кормильца военнослужащего. Второй же закон ре-гулирует общественные отношения по назначению пенсии за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет назначается целому ряду категорий граждан проходящих государственную службу. Условно можно разделить данные категории на две группы: лиц, проходивших военную службу и лиц, про-ходивших службу, приравненную к военной службе.
Первая группа содержит следующие категории лиц, проходивших военную службу:
а) лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, пра-порщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве сол-дат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ и Объединенных ВС СНГ, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, вой-сках гражданской обороны, органах ФСБ (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, воен-ных следственных органах СК РФ, органах государственной охраны, фе-деральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной под-готовки и мобилизации, других воинских формированиях РФ, в ВС, вой-сках и органах КГБ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР, а так же лиц, проживающих в бывших республиках СССР, не являющихся участниками СНГ, если зако-нодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, прохо-дивших военную службу;
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Определение права военнослужащих на пенсию за выслугу лет
Вопрос определения права военнослужащих на пенсию за выслугу лет является важнейшей составляющей процедурных правоотношений по установлению пенсионного обеспечения по выслуге лет.
Определение права военнослужащих на пенсию по выслуге лет со-стоит из двух аспектов: установить, является ли лицо подлежащим пенси-онному обеспечению по выслуге лет, а так же установить, наступили ли условия, необходимые для назначения пенсии по выслуге лет.
В законе установлено два варианта возникновения права военнослу-жащих на пенсию по выслуге лет: по так называемой «чистой» выслуге и по «смешанной» выслуге.
Так называемая «чистая выслуга» заключается в том, что лицо, про-ходящее военную службу и службу, приравненную к ней на день увольне-ния имеет 20 лет выслуги на службе .
Возникновение права на пенсию по выслуге лет по «смешанной» вы-слуге предусматривает следующее:
а) увольнение со службы:
- по достижению предельного возраста пребывания на службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) достижение на день увольнения 45-летнего возраста (для сотруд-ников органов внутренних дел с 1 января 2012 года – 50 и 55 (полковник полиции) лет);
в) общий трудовой стаж составляет не менее 25 лет;
г) из указанных 25 лет, не менее 12,5 лет составляет военная служба и (или) приравненная к ней служба .
Для определения права на пенсию за выслугу лет по «смешанной» выслуге необходимо раскрыть порядок исчисления общего трудового стажа. Так, в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, кото-рый был установлен для назначения и перерасчета государственных пен-сий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам рассмотрения положений законодательства, специа-лизированной литературы мы приходим к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу являет-ся формой материальной (денежной) поддержки сотрудников и их семей со стороны государства в случаях, установленных законом, - выход на пен-сию имеет длительный срок службы.
Военнослужащие ни в нашем, ни в любом другом государстве нико-гда не были оставлены без должного внимания со стороны государства. Военная служба отличается повышенной опасностью и рисками для жизни и здоровья. Достойное пенсионное обеспечение лиц, служивших в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – важное направление деятель-ности государства в социальной сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468–I «О пенсионном обес-печении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутрен-них дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждени-ях и органах уголовно–исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (ред. от 16.02.2022) // «Российская га-зета» от 26 февраля 1993 г.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166–ФЗ «О государствен-ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2022) // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // «Собрание зако-нодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 07.10.2022) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
6. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О по-рядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Госу-дарственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголов-но–исполнительной системы, органах принудительного исполнения Рос-сийской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федера-ции, и их семьям в Российской Федерации» (ред. от 11.09.2021) // Собра-нии актов Президента и Правительства Российской Федерации от 4 октяб-ря 1993 г., № 40, ст. 3753.
Научная литература
7. Беляева, Р.И. Пенсионное обеспечение: учебно–методическое пособие / Р.И. Беляева. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 42 с.
8. Киселева, А.Б. Понятие выслуги лет и ее роль в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обес-печении лицам / А.Б. Киселева, С.В. Старцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 11–1. – С. 143–145.
9. Козюлина, В.И. Современные проблемы назначения и предо-ставления пенсии за выслугу лет военнослужащим / В.И. Козюлина // Мо-лодежь и XXI век – 2022. Материалы 12–й Международной молодежной научной конференции. В 4–х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. – Курск, 2022. – С. 52–56.
10. Матяшов, В.В. Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей / В.В. Матяшов, А.А. Мухин // Актуальные вопросы воен-ной социологии: образование, право, управленческая практика. – 2020.
11. Савин, И.Г. Пенсия за выслугу лет. особенности пенсионного обеспечения военнослужащих / И.Г. Савин // Право в вооруженных силах – военно–правовое обозрение. – 2018. – № 11. – С. 22–32.
12. Смирнова, В.А. Проблемы пенсионного обеспечения военно-служащих / В.А. Смирнова // Закон. Право. Государство. – 2020. – № 3 (27).– С. 188–191.
13. Тютюнов, Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспече-ния российских военнослужащих / Н.В. Тютюнов // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 4. – С. 59–64.
14. Шайхатдинов, В.Ш. О некоторых правовых вопросах пенсион-ного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей / В.Ш. Шайхатдинов, Е.Ю. Говорухина // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2018.
15. Шахбанова, Ю.А. Виды пенсий для военнослужащих в Россий-ской Федерации / Ю.А. Шахбанова // Наука и образование сегодня. 2018. – № 7 (30). – С. 61–66.
16. Шахбанова, Ю.А. Особенности назначения пенсии военнослу-жащим Российской Федерации / Ю.А. Шахбанова // Аллея науки. – 2018.
17. Шахбанова, Ю.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации / Ю.А. Шахбанова // Юридический факт. – 2018. – № 23. – С. 55–59