Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная сфера - одна из динамично развивающихся сфер социальных отношений. Образовательные учреждения являются своего рода "спусковым крючком", который подталкивает развитую часть общества к стремлению к прогрессу.
В связи с принятием нового закона" Об образовании в Российской Федерации " проблема правового регулирования в сфере образования вызывает большой интерес у исследователей. Эта область включает в себя многогранные социальные отношения, которые представляют собой формы социального взаимодействия, регулируемые нормами различных отраслей права.
В нашей стране вводятся новые стандарты Союзного государства, создается многоуровневая система высшего образования, создается сеть национальных и федеральных исследовательских университетов, создаются условия для выбора студентами индивидуальных образовательных траекторий, механизмы развития обучения постоянно совершенствуются, что приводит к глобальным изменениям в системе образования.
Для формирования целостного механизма правового регулирования в сфере образования необходимо знать, что такое общественные отношения, как они соотносятся с другими правоотношениями, возникающими в этой сфере; какие меры принимаются государством и его органами в сфере образования; влияют ли они на образование как на социальный институт?
Эти вопросы требуют тщательного изучения и научного обоснования. Изучение данной проблемы имеет значение как для теории государства, так и для теории права, для методологии правового регулирования деятельности, сочетающей в себе разнородные по своей природе отношения, а также для практической работы органов власти роль государства в решении задач модернизации системы образования.
Объект исследования - система высшего профессионального образования
Предмет исследования - правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации
Цель исследования – рассмотреть особенности правового регулирования системы высшего образования
Задачи исследования:
-изучить нормы правового регулирования системы высшего образования
-рассмотреть структуру нормативно-правовой документации в сфере высшего образования
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Основы правового регулирования в сфере образования
Для определения объекта правового регулирования в сфере образования следует обратиться к понятию "правовое регулирование". Ф. Н. Фаткуллин под правовым регулированием понимает "конкретную деятельность государства, его органов и общественных организаций, уполномоченных регулировать общественные отношения путем установления правовых норм, при необходимости путем принятия индивидуальных решений в соответствии с этими нормами в отношении личных участников этих отношений".
Как видим, данное определение правового регулирования, как объекта, не включает в себя деятельность непосредственных субъектов общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств правового регулирования для приведения их поведения в соответствие с законом. Ряд исследователей (Н.А. Лукашева, М. Ф. Орзих, Л. С. Явич и др.), определяя правовое регулирование, акцентируют внимание на правовом воздействии не на общественные отношения в целом, а на субъектов этих отношений. [5]
Таким образом, личный аспект связей с общественностью выходит на первый план. Таким образом, под правовым регулированием понимаются "различные формы правового воздействия государства на поведение субъектов общественных отношений", "определение границ волевого поведения лиц, подчинение воли субъекта нормам права", "все виды воздействия права на поведение субъектов общественных отношений". сознание и поведение людей: воспитательное, ценностно-мотивационное, конкретно-правовое", "ценностно - механизм") на субъектов правовой коммуникации, вызывающее их ответное поведение, адекватное влиянию; ориентация поведения субъектов права на соответствующие нормативные институты".
Образовательные отношения находятся в постоянном взаимодействии с основными сферами жизни общества. Соответственно, правовое регулирование общественных отношений включает такие виды общественных отношений, как социальные, политические, экономические и духовные отношения.
Помимо сферы правового регулирования, существует еще одна категория, играющая важную роль, - это границы правового регулирования. Они представляют собой границы, рамки, в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Границы правового регулирования зависят, прежде всего, от объекта правового регулирования. Общественные отношения, которые не подлежат внешнему контролю, не могут регулироваться законом. [6]
Границы бывают 2 видов:
- объективные - определяются самими общественными отношениями, зависят от факторов, делающих невозможным влияние на субъект права;
- субъективные - определяются самим законодателем, а именно его волей и желанием. Он имеет большое значение при определении границ правового регулирования, которое выступает субъектом: государством, образовательными организациями, общественными объединениями, семьей и т. д. ограничения также зависят от временных и пространственных факторов: в разных условиях времени и места требуется регулирование разного характера. Роль государства как создателя права строго ограничена.
1.2.Образовательные правоотношения
Образовательные правоотношения - это общественные отношения, регулируемые нормами образовательного права.
Отношения в сфере образования-совокупность общественных отношений для реализации права граждан на образование, целью которых является содержание образовательных программ (образовательные отношения), а также общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и цель которых состоит в том, чтобы создание условий для реализации прав граждан на образование.
Участники образовательных отношений-учащиеся, родители (законные представители) работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
Субъекты образования-субъекты образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения
Отношения в сфере образования:
- административные отношения
- финансово-экономические отношения
- трудовые отношения
Причины возникновения образовательных отношений:
- акт организации, осуществляющей образовательную деятельность
- договор об образовании
Договор об образовании - это простой письменный договор между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего);
2) организация, осуществляющая образовательную деятельность, физическое лицо, осуществляющее обучение, и физическое или юридическое лицо, которое обязуется оплачивать обучение лица, зачисленного на обучение.
В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе тип, уровень и / или направленность образовательная программа (часть образовательной программы определенных уровень, вид и (или) направленность), форма обучения, период освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об образовании, заключенном при поступлении на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее-договор об оказании платных образовательных услуг), указывается общая стоимость платных образовательных услуг. [7]
Договор об образовании не может содержать условий, которые ограничивают права лиц, имеющих право на образование определенных уровней и сфер деятельности, и кандидатов на обучение (далее-поступающих), а учащиеся или снижают уровень предоставления им гарантий в отношении на установленных условиях.
Если условия, ограничивающие права на поступление и обучение или снижающие уровень их предоставления, являются гарантиями, включенными в договор, эти условия не применяются.
Допуск к обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется на основе принципа равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которые в силу настоящего Федеральный закон предоставляет особые права (льготы) при приеме на обучение.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана информировать поступающего и (или) его родителей (законных представителей) в соответствии со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством государственной аккредитации, с программами и другими нормативными правовыми актами.
При приеме на конкурсной основе также предоставляется информация о проводимом конкурсе и о результатах его проведения. Зачисление на программы базового общего образования и программы среднего профессионального образования бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджеты субъектов Российская Федерация и местные бюджеты являются общедоступными, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дети с ограниченными возможностями допускаются к обучению по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителями (законными представителями) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Прием на обучение по программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российская Федерация и местные бюджеты формируются на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Прием на дополнительные образовательные программы, а также на местах с оплатой обучения и / или юридические лица обязаны на условиях, определенных Уставом этих организаций в соответствии с законодательством Российская Федерация.
Требования для поступления на базовое профессиональное обучение образовательные программы должны быть гарантированы при соблюдении права на образование и зачисление. [8]
При поступлении на базовое профессиональное обучение образовательные программы по профессиям, специальностям, сферам деятельности перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, допускаются к медицинскому освидетельствованию (освидетельствованию) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного договора по должности, профессии или специальности.
Порядок приема на образовательные программы на каждом уровне образования (включая порядок приема иностранных граждан и физических лиц, лиц без гражданства, предельное количество высших учебных заведений высшего образования, в которые он может одновременно подать заявление, и
количество специальностей и направлений подготовки, по которым он имеет право участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при поступлении базовая профессиональная подготовка каждого уровня, характеристики вступительных испытаний для лиц, имеющих список муниципалитетов Эр- Луара, вступительные испытания для прохождения обучения в области образования программы высшего образования и перечень категорий граждан, которые зачисляются на программы высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и регулирование образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, и не являются обязательными.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Абрамова, Н.В. Социологические интерпретации концепции «непрерывного профессионального образования взрослых» / Н.В. Абрамова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2021. - Т. 14. - №3. - С. 83-103.
2.Андреев, В.Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В.Н. Андреев // Псковский региональный журнал. - 2019. - №15. - С. 167-172.
3.Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Е.Ю. Бархатова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015 // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc (дата обращения 18.01.2017).
4. Бестаева, О.М. / О.М. Бестаева // Бизнес в законе. - 2019. - №4. С. 75-78.
5. Головчин, М.А. Образование: региональные проблемы качества управления: монография / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2020. - 197 с.
6. Горшкова, В.В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности / В.В. Горшкова // Вестник ОГУ. - 2019. - №2 (163). - С. 73-78.
7. Грачёва, Т.В. Механизм реализации права на образование: понятие, структура [Электронный ресурс] / Т.В. Грачёва // Пространство закона. Электронный научный журнал, 2013, №2. - Режим доступа: http://law-journal.info/2013/07/020/ (дата обращения 18.01.2017).
8.Гретченко, А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. - Москва: КНОРУС, 2020. - С. 430.
9.Зайцева, О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О.В. Зайцева // Вестник ТГПУ. - 2019. - №7. - С. 106.
10. Зельгин, С.Г. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования//Вестник РУДН, серия Юридические науки. -2018. - №5. - С 49 - 59.