Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Государство – это продукт развития общества. Создание государства – весьма продолжительный процесс, который у разных народов шел различными путями. Сформировавшись на определенной стадии зрелости человеческого общества в связи с социально-экономическими, психологическими, нравственными и иными закономерностями, государство признается его главной управляющей системой.
Государственно-организованное общество получило новые уникальные возможности для собственного существования: развития социальных отношений, производительных сил, устоев нравственности, науки, культуры, международных связей.
Государство является исторически развивающимся явлением. С поступательным развитием общества видоизменяется и государство, его задачи, цели, функции. Также меняется взгляд на причины формирования государства. В разные периоды истории научная мысль пыталась предоставить собственные ответы на данные вопросы, применяя главным образом объективные факторы, которые имели место в это время и выражали характерные черты того или другого государства. На данный период времени отсутствует единообразный подход к вопросу о возникновении государства. Различными исследователями выдвигаются разные позиции.
Проблема формирования правового государства остается и, по всей видимости, продолжительное время будет оставаться в научной среде дискуссионной. В первую очередь, в основе данной сложной проблемы заложены разные философские, идейные течения и воззрения. Во-вторых, этнографическая и историческая наука предоставляет все новые знания о причинах возникновения государства.
Для создания истинно правового государства необходимо формирование отдельных предпосылок, самой важной из которых признается гражданское общество, то есть сфера практической реализации индивидами своих экономических, семейных, социальных, культурных, религиозных, национальных и других неполитических интересов, которые находятся за рамками государственного регулирования.
Проблема гражданского общества в России сегодня вызывает пристальный интерес у исследователей различных философских школ и направлений, занимает ведущее место среди проблем, которым уделяет серьезное внимание политическое руководство страны, которые затрагиваются в большинстве программных документов государства, правительства, политических партий и движений России.
В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических реформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество».
Проблема становления и развития и гражданского общества до сих пор считается нерешенной и недостаточно разработанной в современной политической и правовой науках, хотя период ее изучения измеряется столетиями, а время от времени она заслоняет множество других проблем.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с государством, правовым государством и гражданским обществом.
Предмет исследования – особенности соотношения государства, правового государства и гражданского общества.
Цель данной работы – комплексное исследование соотношения понятий государство, правовое государство и гражданское общество.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, признаки и функции государства;
2) изучить понятие и сущность правового государства;
3) исследовать понятие и признаки гражданского общества;
4) рассмотреть особенности взаимодействия гражданского общества и правового государства.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика государства и правового государства
1.1.Понятие, признаки и функции государства
Проблемы понимания государства, его характерных признаков и содержания в теории государства и права считаются чрезвычайно важными из-за большой роли, отведенной государству на настоящей стадии общественного развития.
В отечественной юридической литературе понятие государства раскрывается при помощи описания его характерных признаков. Государством признается политическая организация общества, предназначенная обеспечить его единство и целостность, осуществляемая путем системы государственного управления делами общества, самостоятельную публичную власть, которая придает праву общеобязательный характер, гарантирует права и свободы граждан, законность и правопорядок .
Это определение предполагает общее понятие государства, между тем, больше относится к современному типу государства. Государство выполняет общественно важные функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет самыми важными общественными делами. В это же время государство, особенно признающееся правовым, обязано гарантировать права и свободы граждан, поддерживать режим законности и гуманный правопорядок в обществе.
К отличительным особенностям государства следует отнести:
- государство в пределах своих границ признается единственным официальным представителем общества и народа, который объединен по принципу гражданства;
- независимость, т.е. верховенство на всей территории; самостоятельность во время вступления в международные отношения в общении с иными государствами;
- государство занимается изданием законов и подзаконных актов, обладающих юридической силой и включающих в себя нормы права. Те или иные общественные организации вправе принимать решения, признающиеся обязательными для всех участников и подразделений, находящихся внутри организации, в то время как законы государства имеют общеобязательный характер для всех лиц без исключения: органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, должностных лиц. Следует отметить, что законотворчество – это исключительная прерогатива государства;
- государство – это сложный аппарат управления обществом, разными процессами и сферами, который включает в себя систему государственных органов, материальных средств, необходимый для исполнения намеченных задач и функций;
Характерные черты органов, образующих государственный аппарат, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным закреплением на нормативном уровне процесса возникновения и деятельности этих органов, основанном на возможности издавать правовые акты и охранять их от нарушения;
- наличие налогообложения и системы займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
- государство считается единственной политической организацией, у которой есть правоохранительные органы (суд, полиция, прокуратура), предназначенные стоять на страже законности и правопорядка;
- в государстве есть органы безопасности и вооруженные силы, предназначенные обеспечить безопасность, обороноспособность, независимость и территориальную целостность;
- универсальность государственной власти подразумевает, что власть распространяется на всех, кто находится на территории государства;
- еще одним государственным признаком считается тесное взаимодействие права и государства, которое представляет из себя экономически и духовно связанное отражение государственной воли общества.
Взаимная ответственность личности и государства – это обязательный признак любого государства, признающего себя правовым. В недемократических государствах, обычно, имеется лишь ответственность гражданина перед государством. Оно предоставляет гражданину комплекс прав и свобод, формирует его правовое положение. В правовом государстве, напротив, в приоритете ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на права, свободы и законные интересы. Обязанности предусмотрены в конституционных нормах. К обязанности каждого гражданина относится соблюдение норм закона. Правовое государство также обладает системой обязательств перед своими гражданами.
Ответственность гражданина перед государством нами воспринимается как само собой разумеющееся и должное. Если человек нарушил закон (например, вовремя не выплатил налоги, пересел проезжую часть на красный сигнал светофора, совершил хищение), государство привлекает его к юридической ответственности. К тому же, много ли случаев можно вспомнить, когда личность могла призвать государство к ответственности за нарушение правовых норм .
Научное познание государства на любом историческом этапе предполагает изучение его целей и задач, представляющих собой самые важнейшие качественные ориентиры и признаки не только государства как особенной организации публичной власти, но и всего общества в целом.
Вопрос о государственных задачах и целях имеет значение не только в теории, но и в правоприменительной деятельности. Он предоставляет возможность взглянуть на государство не только со стороны его формы и внутреннего содержания, но и изучить его с точки зрения функционирования, направлений деятельности.
С помощью задач и целей можно с большой долей вероятности определить характер государственной деятельности, правильность выбора им на той или иной стадии развития приоритетов, что, в конечном счете, сказывается на уровне его организации и эффективности .
Государственные задачи и функции признаются сопоставимыми явлениями, которые тесно связаны друг с другом, но не являются тождественными. Их не следует противопоставлять друг другу. В задачах государства определяется его предназначение для общества, миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их самой ближайшей предпосылкой.
В задачах определяется воздействие политики и экономики на развитие функций государства. В определении направлений деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное значение, в постановке целей и задач на конкретной стадии развития общества.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как государственные цели и задачи. Если цель государства – это то, чего желает достичь общество, то задачи – это непосредственные средства (способы) ее достижения, а функции – основные направления деятельности государства по решению поставленных перед ней задач.
Следовательно, можно говорить о том, что задачи и цели устанавливают функции. Последовательность формирования функций напрямую зависит от очередности задач, поставленных перед обществом в процессе развития истории, а также преследуемых целей. Эти цели и задачи напрямую зависят от следующих условий:
- потребности и интересы граждан;
- экономические возможности общества;
- уровень нравственного и культурного развития общества;
- профессионализм государственных служащих и аппарата государства.
В разные периоды приоритет имеют те или иные государственные цели и задачи, следовательно, и различные его функции. На одних стадиях развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, в связи с этим в деятельности государства главное место отведено экономической функции, на других стадиях политической функции.
Последовательность формирования функций напрямую зависит от очередности поставленных перед обществом задач и целей. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они напрямую зависят от реальных условий, самыми важными из которых являются: возможности общества в экономической сфере, потребности и интересы граждан, конкретных социальных слоев и групп, уровень культурного и нравственного развития общества, профессионализм государственных структур.
Функции государства устанавливают его динамическую характеристику. Они определяют, что обязано делать государство для того, чтобы достичь и претворить в жизнь задачи и цели, стоящие перед ним в определенный исторический период. Между тем функции государства в качестве основных направлений его деятельности не следует сводить к самой деятельности в связи с тем, что на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления.
Не следует их приравнивать к задачам и целям, стоящим перед государством. Если цель напрямую говорит о том, к чему стремится государство, то задача свидетельствует о средствах и способах ее достижения в определенных условиях, а функция устанавливает направления деятельности государственного механизма. Одна задача может быть решена с помощью выполнения нескольких функций.
Функции – это объективно необходимые направления деятельности государства, без которых общество не в состоянии активно развиваться и существовать. Они устойчиво сложились в сферах общественной жизни, и требуют согласованных управленческих действий всех элементов государственного механизма. В связи с этим функции государства не стоит приравнивать с функциями отдельных государственных органов.
Во время их реализации на практике велико значение субъективных факторов, так как только от самих людей зависит, насколько точно уяснены эти закономерности и насколько адекватно выбраны методы и способы решения проблем, которые стоят перед обществом .
Перечень и содержание функций государства определяется целой системой внутренних и внешних факторов. Среди этих факторов особо следует выделить особенности содержания государства (на защите чьи интересов оно стоит), характерные признаки и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.
В связи с этим на одной из стадии государственного развития приоритет может быть отдан экономическим функциям, на следующем – обороне, а в дальнейшем – социально-политическим и культурным функциям. Вместе с тем, если сами функции имеют довольно постоянный характер, то формы и методы их претворения в жизнь изменяются значительно, учитывая поставленные перед обществом задачи.
На заре своего существования государство выполняло довольно небольшой объем функций. Сущность многих из них имела крайне выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало удовлетворение господствующих социальных кланов и групп.
По мере создания социальных связей, изменения правового положения человека в окружающем мире, повышается роль государства при управлении, а также изменяются его функции. Одни из них ликвидируются, утрачивая собственное значение, другие видоизменяются, третьи формируются снова.
Особую актуальность для государственных функций в настоящее время получают факторы, вызывающие объективную потребность сотрудничества между странами для решения проблем выживания цивилизации. К ним относятся, главным образом, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного оружия, демографические, сырьевые и иные международные современные проблемы.
Таким образом, функции государства – это основные направления деятельности государства, где заключается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Классификация государственных функций осуществляется по большому количеству оснований, самым распространенным является деление на внешние и внутренние.
Среди внутренних функций различают экономическую, социальную, функцию налогообложения, функцию развития культуры, науки и образования, экологическую функцию и функцию охраны правопорядка.
К внешним функциям государства следует отнести взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, функция обороны и национальной безопасности, функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.