Фрагмент для ознакомления
2
зеленой лужайке, и его находка того стоила. Дедуктивный метод построен на основе логики.
Построенный на подтверждённых фактах, он делает наше мышление более результативным и точным.
Для применения обоих методов мышления – индуктивного и дедуктивного – важно примечать и детали, и целое.
Для этого необходимо иметь хорошую наблюдательность и развитое мышление, нужно уметь анализировать, запоминать, концентрироваться на поставленной задаче.
Даже в том случае, если память, мышление, восприятие или внимание недостаточно надёжны, познавательные функции мозга можно и даже необходимо развивать.[14, с. 235]
В повседневной жизни мы понемногу применяем как индукцию, так и дедукцию.
Делая это осознанно, мы также тренируем свой мозг. Развитие мышления позволяет нам быстро и успешно решать текущие задачи, сохранять конкурентоспособность, что очень важно в современном мире.
Мы развиваем дедукцию, когда решаем задачи в точных науках, когда дотошно углубляем знания в интересующем предмете, когда расширяем кругозор, когда мыслим гибко и способны рассмотреть вопрос с разных точек зрения, когда развиваем разные аспекты внимания, когда учимся запоминать и во многих других случаях. [4, с. 262]
Применение индукции и дедукции отражено в лучших произведениях детективного жанра, ведь лишь на основе неопровержимых фактов могут сложиться все «пазлы» сложного и запутанного преступления.
Так, на помощь великому сыщику Шерлоку Холмсу, в голове которого были упорядоченно разложены все необходимые ему «инструменты», знания (к слову, виртуозно применяемые на практике), также неизменно приходили как дедукция, так и индукция. [18, с. 265]
Правда, в его арсенале была ещё одна козырная карта – интуиция. Под интуицией мы понимаем способность бессознательного понимания происходящего. Как правило, в качестве противоположного дискурсивному определяют интуитивное мышление.
ГЛАВА 2 Становление дискурсивного мышления в онтогенезе
2.1 Психология и онтогенез человека
Человечество в своем развитии прошло стадии дикости и стадности, повторяя в чем-то поведение животных. Но способность мыслить и творить привела его к вершинам цивилизации, заставила его выбрать осознанную модель поведения в социуме. Эта модель руководит всей жизнью человека. Целенаправленное воспитание стало обязательным инструментом формирования членов общества, а понимание законов психики и психологии — базовым аспектом в выработке воспитательных методик. [13, с. 57]
Структуры психики начинают складываться с рождения ребенка, проходя все стадии роста. Весь этот процесс определяется как онтогенез: в психологии такое направление сформировалось для решения задач возрастной и, в частности, детской психологии.
Поскольку человек меняется с возрастом, то меняется и структура психики. Ученые выделили такие возрастные процессы онтогенеза, как:
рост,
созревание,
развитие,
старение.
На фундаменте универсальных возрастных процессов строятся и формируются индивидуальные различия — возрастные свойства личности, что и является предметом изучения онтогенеза.
Поколения сменяют одно другое, и поворот круга неизбежен и неумолим: [19, с. 214]
От рождения до смертисначала дети под влиянием взрослых растут и учатся у них;
следующий этап кругового движения включает их личностную самореализацию и социализацию параллельно со старшими;
дуга круга все больше прокатывает вниз, и человек вступает в фазу нисходящего развития — фазу старения и "впадения в детство".
Можно сказать, что человек в этом процессе проходит те же стадии развития личности, как и человечество в целом во всей своей истории. Археологи, палеонтологи, антропологи, другие ученые-специалисты доказали, что прослеживаются детство, юность и зрелость человечества в онтогенезе истории. [20, с. 231]
Индивидуум проходит те же стадии в онтогенезе психического развития, наращивая социальный опыт и передавая его следующим поколениям. Параллельно в социологии существует понятие социализации, ее стадий:
детство,
юность,
зрелость,
старость.
Онтогенез в детской психологии
Считается, что психические структуры закладываются в детстве. Психологи, говоря об онтогенезе, подразумевают исследование детской психики. Они выделяют несколько этапов в развитии ребенка:
младенчество,
детство,
предподростковый возраст,
юность.
Дети развиваются в общенииКаждому этапу соответствуют те или иные характерные черты онтогенеза, и на каждом этапе человек вынужден решать определенные задачи. Отечественная детская психология делит общее содержание онтогенеза на две большие группы:
предметная, прежде всего совместная, деятельность ребенка;
общение ребенка (прежде всего со взрослыми). [3, с. 92]
Явившись на свет, ребенок начинает активно познавать мир, наполненный предметами. Он трогает, пробует, рассматривает. Его общение ограничено прикосновениями матери. Такое поведение постепенно вырастает в потребность общаться с другими людьми. Ребенок растет, и в круге его внимания появляются такие же, как он дети. В психологии этот этап считается началом взаимодействия, но еще не совместной деятельностью. [12, с. 15]
Групповые игры - этап социализацииВ онтогенезе совместные действия начинаются, когда появляются групповые игры. Психология определяет эти игры, как распределение ролей — первую ступень на пути к социализации. В раннее дошкольное время дети все меньше играют в одиночку, вовлекаясь в игровое поле со сверстниками.
Постепенно усложняются игры и роли в них. С возрастом у детей формируется психология определенной роли: они выбирают тип поведения в своем социуме. Социальные роли распределяются в зависимости от игр и потом развиваются и поддерживаются. Конфликты тоже становятся сложнее. Драки и ссоры маленьких детей переходят в более сложные выяснения отношений посредством словесных умозаключений. Таким образом ребенок постепенно присваивает те приемы, которые необходимы для жизни в этом социуме.
Второй аспект формирования личности детей — это влияние общества в целом и общение со взрослыми. В психологии возрастного развития подчеркивается важность целенаправленного воспитания, по сути, принудительного. [21, с. 24]
Воспитание нельзя переоценить, жизнь в социуме невозможна без принятия его законов, основанных на тех или иных принципах морали. Задача взрослых - научить детей следовать им. Сам ребенок не может решить: это хорошо, а это плохо. Общение со взрослыми является важнейшей частью онтогенеза в психологии. Таким образом, личность