Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель данного исследования-определить основные характеристики парламентской и президентской республик. Форма правления - это внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.
То есть под формой правления понимается организация власти, характеризующаяся ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Однако некоторые юристы считают, что к этому определению следует добавить порядок формирования государственных органов и порядок их взаимодействия с населением.
Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному человеку, который одновременно является символом государства, или что она осуществляется через различные демократические институты (представительные органы, референдумы.
Форма правления позволяет понять: как создаются высшие органы государственной власти и какова их структура; как строятся отношения между высшими органами власти и другими органами государственной власти; как строятся отношения между верховной властью государства и населением страны; в чем заключаются эти отношения.
Форма организация высших органов государственной власти позволяет гарантировать права и свободы гражданина.
Президент и парламент, обладая довольно широкими полномочиями, играют очень важную роль в жизни союзных республик. Но полномочия этих институтов различаются в зависимости от того, является ли это Республика — парламентской или президентской.
Объект исследования - парламентская и президентская республики
Предмет исследования - сравнительный анализ президентской и парламентской республик
Цель исследования - провести сравнительный анализ президентской и парламентской республик, определить их сходства и различия
Задачи исследования:
- рассмотреть формы правления и их виды
- изучить президентскую форму правления
- изучить республиканскую форму правления
- провести анализ сходства и различия республик
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ
1.1. Президентская форма правления
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы правления. Президентская республика - это республиканская форма правления, которая, прежде всего, характеризуется объединением полномочий главы государства и главы правительства в руках президента. Официальной особенностью президентской республики является отсутствие поста премьер-министра.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод выборов президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
Эта форма правления чем-то напоминает дуалистическую монархию, тем более что она была впервые создана в Соединенных Штатах (Великобритания в то время была в значительной степени дуалистической монархией), но имеет очень существенные отличия от нее.
Термин "президентская республика" говорит сам за себя: президент играет доминирующую роль в Республике. Его иногда называют сильным президентом.
Его основными характеристиками являются:
1) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а отношения между ними основаны на принципе так называемых "сдержек и противовесов";
2) президент является главой государства и исполнительной власти;
3)Президент избирается непарламентским путем - непрямым голосованием выборщиков, что обусловливает довольно высокую степень его независимости от парламента;
4) президент не имеет права распускать парламент;
5)принцип парламентского большинства при формировании правительства не работает. Президент единолично, с минимального одобрения Сената, формирует "правительство", отличное от обычного правительства тем, что оно не является коллегиальным органом, принимающим решения; решения принимаются президентом;
6) политическая ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;
7) президент единолично возглавляет исполнительную власть, должность премьер-министра не предусмотрена;
8) акты президента не подлежат обратной подписи;
9) президент несет ответственность только по импичменту и может быть отстранен от должности.
Президентская республика теоретически построена на принципе строгого разделения властей. Это означает, что конституционное законодательство соответствующих стран проводит строгое различие между высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Компетентные высшие органы государства не только структурно различны, но и обладают значительной автономией друг от друга.
Президент избирается внепарламентским путем непрямых выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно только в двух случаях: его осуждение судом по импичменту или его отставка. Как "глава исполнительной власти", он формирует правительство - кабинет только при номинальном участии Сената.
Кабинет министров не несет никакой ответственности перед Конгрессом. Он возглавляется председателем и фактически выполняет роль совещательного органа.
Конгресс является носителем" законодательной власти", но его деятельность зависит от президента, который не только является важным источником законодательной инициативы, но и определяет судьбу многих законопроектов, используя право вето, которое требует квалифицированного большинства голосов.
В то же время Конгресс имеет возможность изменять или даже отклонять законодательные предложения президента и осуществлять контроль за деятельностью Федеральной исполнительной власти со стороны государственной власти. Хотя члены кабинета министров и главы; поскольку другие национальные исполнительные органы не являются членами Конгресса, их могут вызывать и допрашивать различные комитеты Конгресса, наделенные значительными полномочиями по аудиту, надзору и расследованию.
Как уже упоминалось, в большинстве президентских республик нет специальной должности премьер-министра, это президент. Если в президентской республике есть должность премьер-министра (Египет, Перу, Сирия и т. д.; Иногда она предусмотрена Конституцией, но может не упоминаться ими, а во многих странах Азии и Африки она была введена, а затем упразднена), это так называемый первый административный. Юридически он возглавляет правительство, но фактически политику правительства определяет президент, под руководством которого проводятся официальные заседания Совета министров, на которых решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством премьер-министра по административным вопросам).
Иногда министры образуют Совет министров во главе с премьер-министром по административным вопросам, но в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Часто (Соединенные Штаты, многие страны Латинской Америки) министры не образуют специального органа-правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается гражданами напрямую. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (за исключением случаев импичмента, рассмотренного ниже).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Власов В.И. и др. Теория государства и права. - М.: Феникс, 2018. - 336 с.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М.: Инфра-М, 2020. - 815 с.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под ред. Страшуна Б.А, - М.: Проспект, 2019. - 304 с.
4. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2019. - 568 с.
5. Политическая наука, №1, 2014. Формы правления в современном мире. Под ред. Зазнаева О. - М.: ИНИОН РАН, 2018. - 262 с.
6. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юрайт, 2019. - 248 с.
7. Пушкарев С.В. Институт нетипичных форм государственного правления. Монография. - Йошкар-Ола, Межрегиональный открытый социальный ин-т., Стринг 2019. - 152 с.
8.Пушкарев С.В. Михайлов Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Современное право. 2020. №7. С. 16-19.
9. Пушкарёв С.В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. 2021. №7. С. 17-20.
10. Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность: учебное пособие. - М.: Флинта, 2019. - 280 с.