Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Патриотизм - одна из важнейших черт разносторонне развитой личности. От школы требуется многое: ее роль в этом вопросе невозможно переоценить. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания ведет к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Это определяет приоритет патриотического воспитания в системе общего образования граждан России.
Общее образование является неотъемлемой частью процесса патриотического воспитания, формирования у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению своего гражданского долга и защите интересов конституционных обязанностей Родины, к системной и целенаправленной деятельности государственных органов и общественных организаций [1].
Уже в начальной школе нужно гордиться своей Родиной и народом, уважать их великие достижения и чтить драгоценные страницы прошлого.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на определение личностных качеств выпускников:
― Тот, кто любит свой народ, свою страну и свою родину;
― Тот, кто уважает и принимает ценности семьи и общества;
― Будьте готовы действовать самостоятельно и нести ответственность перед своей семьей и обществом за то, что вы делаете [26].
Изучением вопросов формирования национального самосознания, любви к Отечеству у детей и молодежи, занимались корифеи отечественной педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изучали также такие ученые как А.А. Аронов, Ю.С. Васютин, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, В.А. Тишков и др.; проблемы формирования гражданственности рассматривали Г.А. Ковалев, Т.И. Тюляева и др.
Одним из мощных инструментов патриотического воспитания является национальная культура, приобщение младших школьников к истории и традициям родной земли, национальному наследию.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: традиции русского народа в системе средств патриотического воспитания младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему, раскрыть психолого-педагогический потенциал традиции русского народа как средства патриотического воспитания младшего школьника и разработать проект по использованию традиций русского народа как средства патриотического воспитания младшего школьника.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность патриотического воспитания.
2.Составить возрастной портрет младшего школьника.
3.Дать характеристику традициям русского народа как средству патриотического воспитания.
4. Описать опыт использования традиций русского народа как средства патриотического воспитания.
5.Составить проект по использованию традиций русского народа как средства патриотического воспитания младшего школьника.
Методы исследования, используемые в работе
- теоретические -сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
-эмпирические – сравнительный анализ методических пособий, педагогическое проектирование.
База исследования.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности применения разработанного проекта патриотического воспитания посредством традиций русского народа в патриотическом воспитании младших школьников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы проблемы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Сущность патриотического воспитания младших школьников
Одним из традиционных источников духовно-нравственного развития является патриотизм. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [10].
Патриотизм - исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающее позитивное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на ее благо, в реализации которой с единой позиции участвует и государство, и общество.
По мнению А.С. Гаязова, патриотизм включает в себя:
1) чувство привязанности к местам, где находится человек, родился и вырос;
2) уважительное отношение к языку своего народа;
3) забота об интересах Родины;
4) осознание долга перед Родиной, защиты ее чести и достоинства, свободы и независимости;
5) проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
6) социальная и культурная гордость:;
7) уважение к историческому прошлому, народу, обычаям и обычаям Родины;
9) самосознание своего будущего, работы на благо своей Родины [7].
Иное предположение высказывает И.Ф. Харламов. Автор рассматривает патриотизм как взаимосвязанный набор моральных чувств и поведенческих характеристик. Он предполагает относить и патриотическим характеристикам следующее: любовь к Родине, активную работу на благо Родины, стремление к труду и его приумножение, внимание к народным обычаям, историческим памятникам и традициям своего родного города, проявление любви и привязанности к своему родному городу, желание укрепить честь и достоинство Родины, желание быть готовым защитить его, проявление воинской доблести, отваги и самоотверженности, братства и дружбы народов, расовой и национальная терпимость, уважение к традициям и культурам других стран и народов, с ними желание сотрудничать [27].
Многие авторы связывали процесс воспитания с воспитанием патриотизма: Ю. К. Бабанский, Х.Й. Лийметс, А. В. Мудрик и другие.
В своей статье «Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях» Н.В. Ипполитова определяет понятие «патриотическое воспитание» как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения» [13, c. 55].
Чтобы обратиться к патриотическому воспитанию детей должны выполняться следующие основные задачи:
- научно-обоснованная организаторская деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей;
- воспитание у детей осознания и чувства патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культуре и истории, традициям России, к повышению престижа государства и, в частности, к военной службе [14].
В.А. Сластенин, П.И. Подласый и другие педагоги выделяют следующие направления в системе патриотического воспитания школьников [22, с.147]:
1. Духовно-нравственное. Постепенное осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
2. Гражданско-патриотическое воспитание. Идея формирования гражданственности и причастности ребенка к основным событиям, происходящим в стране, а также формирование гражданского долга.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С.В. Бадмаева // Начальная школа.– 2006.- № 6.– С.109-110.
2. Бакланова, Т.И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России / Т.И. Бакланова // Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции «Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях».– Белгород, 1995.– С. 9-18.
3. Басаргина, А.А. Народные праздники в школе / А.А. Басаргина. – Курск: КГУ, 2000. – 126 с.
4. Богословский, В.В. Общая психология / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1981. – 364 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва - Воронеж, 1995. – 286 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
7. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2003. – 605 с. – (Образование в документах и комментариях).
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с.
9. Жуковская, Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2005. – 246 с.
10. Забелин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забелин. - М.: Мысль, 1992. – 496 с.
11. Ильинская, И.П. Народная художественная культура: чему учить и как учить в начальной школе / И.П. Ильинская // Духовно-нравственное воспитание общества и роль духовно-просветительских центров: в рамках IV Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» / Материалы международной научно-практической конференции / Отв. редакторы Л.В. Бурая, А.В. Репринцев. – Белгород – Старый Оскол: Изд-во КПЦ «РОСА», 2009. – 466 с. – С. 293 – 297.
12. Ильинская, И.П. Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок / И.П. Ильинская // Начальная школа. - № 5. - 2008. – С. 118– 124.
13. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с.
14. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа /О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.:Детство-Пресс, 2008. – 348 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования
. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
16. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов// Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-57.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
18. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 277 с.
19. Новицкая, М. Добро пожаловать в фольклорную школу / М. Новицкая // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 11.
20. Петров, В.М. Осенние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: ТЦ Сфера 1999. - 128 с.
21. Подгорнова, С.В. Культуро-ориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО С, 2014. –574 с.
23. Стручаева, Т.М. Региональный опыт раннего знакомства детей с историей, культурой, краеведением / Т.М. Стручаева // Юдинские чтения 2002. Слово и образ. - Курск: КГПУ, 2002. - с. 165-170.
24. Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя средствами народной педагогики: допрофессиональный этап образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2006. -174 с.
25. Ушинский, К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании / К.Д. Ушинский //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 58.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
27. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999.- 520 с.
28. Элиасберг, Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги / Н. Элиасберг // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 26-30.
29. Программа «Патриот» / М.А. Кубышева. – Ставрополь, 2017. – URL: https://infourok.ru/vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-tema-tradicii-i-innovacii-v-organizacii-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-2005634.html (дата обращения 10.01.2023).
30. Авторская программа патриотического воспитания «Мы – будущее России». – Махачкала, 2018. - URL: https://multiurok.ru/index.php/files/avtorskaia-proghramma-patriotichieskogho-vospitani.htm (дата обращения 10.01.2023).