Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пунктуационная система – одна из важнейших систем языка. Пунктуация — раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Знаки препинания, наряду с буквами, служат изобразительным средством передачи устной речи на письме.
Пунктуационная грамотность имеет большое культурное значение, она является показателем уровня развития речи человека, поэтому поиск эффективных способов обучения пунктуации является важной задачей. Школа предназначена для обучения детей свободному использованию знаков препинания в своих письменных высказываниях. Для этого учитель русского языка должен овладеть методикой обучения пунктуационным навыкам, а этому обучает пунктуационная методика раздел методики обучения русскому языку, в котором описывается процесс обучения учащихся пунктуационным навыкам и умениям.
Вопрос об однородных членах имеет долгую историю. Многие лингвисты склонны считать такие предложения сложными предложениями. Однородные члены предложения в результате слияния двух и более предложений были описаны Н.И. Греч, Ф.И. Буслав. Д.Н. Овсяников-Куликовский. Он говорил об одних и тех же частях предложения (два подлежащих, два сказуемых, два объекта и т. д.). А. А. Шахматов также не склонен видеть слияние нескольких фраз в фразах типа: Цезарь пришел, увидел, победил. В дальнейшем такие предложения считались однородными членами.
Как показывает школьная практика, вопрос об однородности членов предложения решен не только лингвистически, но и методологически. В педагогической практике младших школьников сложилась традиция: однородность предложений рассматривается слишком узко и рассматривается вместе с пунктуацией. Наиболее полное изучение однородных членов отражено в традиционной системе образования. Чем лучше организовано усвоение однородных предложений, тем эффективнее будет процесс совершенствования пунктуационных навыков школьников на более поздних ступенях обучения. [2].
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития языка проблема, связанная с однородными членами предложения, еще до конца не разрешена. Трудности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.
Объект исследования: процесс формирования пунктуационных умений у обучающихся на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: особенности формирования пунктуационных умений у обучающихся на материале темы «Однородные члены предложения».
Цель исследования: изучить и описать содержание работы по формированию пунктуационных умений у обучающихся на материале темы «Однородные члены предложения».
Исходя из цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и содержание пунктуационных умений в научной литературе;
2) изучить методику работы по формированию пунктуационных умений у обучающихся на уроках русского языка в школе
3) проанализировать УМК по русскому языку для на предмет формирования пунктуационных умений обучающихся на материале темы "Однородные члены предложения"
4) определить приемы и типология упражнений по формированию пунктуационных умений обучающихся на материале темы "Однородные члены предложения
Для решения задач использовались следующие методы: анализ лингвистической и методической литературы по обозначенной проблематике, анализ нормативно-правовой базы (изучение документов, учебников, программ, методических рекомендаций), обобщение и систематизация научно-теоретических и практических данных, практическая апробация результатов исследования, анализ работ учеников, наблюдение за учебным процессом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агейкина, З.А., Забелина Б.К. Работа над интонацией на уроках обучения грамоте [Текст] / З.А. Агейкина, Б.К. Забелина // Нач. школа, 2015. №10. С.77-79.
2. . Бабайцева, В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учебник для студентов пед. институтов по специальности "Русский язык и литература" [Текст] / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М.: Просвещение, 2017. 256 с.
3. . Бабайцева, В.В. Синтаксис // Современный русский язык: Учебник для студентов пед. институтов по специальности "Русский язык и литера-тура" [Текст] / Под ред.Е.И. Дибровой. М.: Академия, 2011. 249 с.
4. . Былинский, К.И., Розенталь Д.Э. Трудные случаи пунктуации [Текст] / К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь. М., 2019.
5. . Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник для вузов [Текст] / Н.С. Валгина. М.: Высшая школа, 2013. 423 с.
6. . Вохмянина, Л.А. Программно-методические материалы. Русский язык. [Текст] / Л.А. Вохмянина. М., 2018.
7. . Голенко, Ж.А. Текстообразующие функции однородных членов // Филологические науки [Текст] / Ж.А. Голенко. 2011. №6. С.82.
8. . Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст] / И.Б. Голуб. М.: Рольф, 2013. 432 с.
9. . Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб. М.: Логос, 2011. 448с.
10. Еремеева, А.П. Задачи изучения раздела "Предложения с однородными членами" в VII классе [Текст] / А.П. Еремеева // РЯШ. 2011. №5. С.23 28.
11. . Еремеева, А.П. Изучение однородных членов предложения в VII классе [Текст] / А.П. Еремеева // РЯШ. 2013. №5. С.20 25.
12. . Ефимов, А.И. Стилистика русского языка [Текст] / А.И. Ефимов. М.: Просвещение, 2019. 262с.
13. . Иконников, С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII VIII классы): Пособие для учителей [Текст] / С.Н. Иконников. М.: Просвещение, 2019. 224с.
14. . Кучеренко, С.В. Русский язык.4 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой "Русский язык.4 класс" [Текст] / С.В. Кучеренко. Волгоград, 2012. 112 с.
15. . Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. редактор В.Н. Ярцева. М., 2011. 420 с.
16. . Львов, М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М., 2017. 358 с.
17. . Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов. М., 2018. 215 с.
18. . Львов, М.Р. Методика развивающего обучения младших школьников: Пособие для учителей [Текст] / М.Р. Львов. М., 2015. 215 с.
19. . Мартынова, Е. Где поставить запятую [Текст] / Е. Мартынова // Нач. школа. №3. 2012. с.21.
20. . Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителей [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской, 2-е изд. М., 2011. 325 с
21. . Морозова, И.Д. Использование в речи конструкций с однородными членами [Текст] / И.Д. Морозова // РЯШ. 2016. №5. С.61 63.
22. . Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.53 000 слов [Текст] / Под общей ред. проф.Л.И. Скворцова. 24-е изд., исправленное. М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2015. 1 201 с.
23. . Полякова, А.В. Русский язык.3 класс, часть 2. [Текст] / А.В. Полякова. М.: Просвещение, 2016. 286 с.
24. . Розенталь, Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. М.: Просвещение, 2015. 399 с.
25. . Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д.Э. Розенталь. М., 2018 306 с.
26. . Русская грамматика: Т.2. Синтаксис [Текст] / Под ред.Н.Ю. Шведовой. М.: Наука, 2010. 709 с.
27. . Русский язык: Пособие для поступающих в вузы [Текст] / Э.И. Борисоглебская, В.П. Гурченкова, А.Е. Курбыко и др. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Выш. шк., 2010. 431 с.
28. . Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред.Л. Л. Касаткина. М.: Академия, 2011. 636 с.
29. . Рухленко, Н.М. Стилистические функции однородных членов предложения [Текст] /Н.М. Рухленко // Русский язык 1 сентября. 2014. №47. С.10 14.
30. . Современный русский язык: Учебник [Текст] / Под ред.В.А. Белошапковой. М.: Дрофа, 2019. 928 с.
31. . Современный русский язык: Учебник [Текст] / Под ред.Е.М. Галкиной-Федорук. М.: Московский университет, 2018. 516 с.
32. . Современный русский литературный язык: Учебник [Текст] / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 2012. 399 с.
33. . Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка.4 класс [Текст] / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. М.: Просвещение, 2015. 382 с
34. . Чуглов, В.И. Изучение однородных членов в VIII классе [Текст] / В.И. Чуглов // РЯШ. 2015. №3. С. 19 24.
35. . Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст] / А.А. Шахматов. Л., 2011