Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Местное самоуправление – деятельность населения муниципального образования, которая гарантирована Основным законом страны, в ходе которой решаются важные вопросы местного значения. Такая деятельность также может быть осуществлена через органы местного самоуправления.
Верное понимание основных особенностей власти на местах и порядка ее взаимодействия с другими органами власти дают возможность органам местного самоуправления действенно реализовывать свои непосредственные задачи, предусмотренные законом.
Устойчивое развитие России как демократического государства предполагает наличие четко функционирующей, территориально разветвленной системы МСУ и общественных институтов, которые наряду с государством призваны эффективно, в полной мере реализуя свои законодательно установленные возможности и полномочия, опираясь на передовую управленческую практику и специфику территориального устройства, обеспечивать регулирование общественных отношений. Результатом инициированной Президентом РФ реформы местного самоуправления стало создание в последние десятилетия действующей, хотя еще и не в полную силу, системы институтов местной власти.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере развития местного самоуправления.
Предметом работы выступают современные проблемы развития местного самоуправления.
Целью работы является анализ современных проблем развития местного самоуправления.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть правовой статус органов местного самоуправления;
– проанализировать разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– выявить проблемы развития местного самоуправления на современном этапе
– предложить перспективы развития местного самоуправления на современном этапе.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, такие как системный подход, логический анализ теоретического материала, нормативно правовых актов органов местного самоуправления, статистических документов и других.
Информационную базу исследования составляют нормативные и законодательные акты органов государственной власти РФ, научные статьи и статистические данные, труды таких авторов, как: П.М. Курдюк, А.А. Мишатова, В.А. Очаковский, Н.В. Павлов, Н.А. Чуриков, Т.М. Резер, и др.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты функционирования органов местного самоуправления
1.1. Правовой статус органов местного самоуправления
Новыми поправками в Основной закон страны в 2020 году, законодатель предусмотрел новые положения относительно органов местного самоуправления (ОМС), в частности было установлено, что ОМС относятся к органам публичной власти, взаимодействуя при этом с другими органами государства, населением, организациями по вопросам, относящимся к функционированию муниципального образования.
Важным нововведением является так же факт принятия Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» , причины принятия которого были вполне объективными.
Можно отметить, что поскольку ОМС являются публичным органом, роль результатов его деятельности имеет большое значение, как для государства, так и для конкретного муниципального образования, а также граждан этого муниципального образования.
Самоуправление на местах предельно приближено к обществу, поскольку оно считается главным элементом в реализации публичной власти. Следовательно, нерезультативное осуществление местным самоуправлением своих непосредственных функций и задач может отрицательно отразиться на обществе в целом и самом муниципальном образовании .
Функции всех органов власти (федеральных, субъектов и на местах) реализуются в порядке соподчиненности и реализуются в определенном направлении.
На устойчивость органом местного самоуправление большое влияние оказали реформы в сфере государственного управления, которые постоянно вносили уточнения в законодательные акты относительно функций рассматриваемых органов власти.
Реформы в сфере государственного управления происходили не просто так, а по причине принятия большого количества законов и мер в сфере преобразования аппарата госуправления, который бы соответствовал новым реалиям времени.
Потому сегодня можно отметить, что органы местного самоуправления не требуют каких-то значительных реформ и являются достаточно устойчивой структурой в системе органов государственной власти.
Отрицательным моментом является тот факт, что при преобразовании федеральных органов, органам государственной власти на местах не было уделено достаточного внимания, хотя органы местного самоуправления являются довольно молодой структурой среди всех органов власти.
Вследствие сказанного, отметим, что именно по этой причине сегодня мы можем наблюдать большое количество новелл в сфере деятельности органов местного самоуправления и их непосредственных функций .
Формирование России как демократического государства предполагает наличие четко функционирующей, территориально разветвленной системы МСУ и общественных институтов, которые наряду с государством призваны эффективно, в полной мере реализуя свои законодательно установленные возможности и полномочия, опираясь на передовую управленческую практику и специфику территориального устройства, обеспечивать регулирование общественных отношений. Результатом инициированной Президентом РФ реформы местного самоуправления стало создание в последние десятилетия действующей, хотя еще и не в полную силу, системы институтов местной власти.
Итак, понятие ОМС не закреплено законодательно, поэтому научным сообществом принимались и принимаются попытки дать определение местному самоуправлению, определить его особенности и основные черты.
Нежелание законодателя также нормативно закрепить понятие ОМС, обусловлено также тем, что правоприемнители часто используют доктринальное определение рассматриваемого института.
В научном сообществе имеется большое число публикаций на тему местного самоуправления, где авторы дают определение ОМС и рассматривают его основные характеристики. Согласно большинству, ОМС это публичный орган власти государства, деятельность которого регламентирована Основным законом страны и специальным законом.
Большую роль в правовом статусе ОМС играют частно-правовые составляющие, поскольку они в большинстве своем в своей деятельности принимают участие в гражданских правоотношениях при осуществлении своих финансово-хозяйственных функций.
Однако, некоторые ученые предполагают, что ОМС не относятся всецело к органам публичной власти. Поэтому, по их мнению, необходимо изменить двойственный характер природы ОМС, поскольку в законе предусмотрена обязательная организационно-правовая форма ОМС – казенное учреждение.
Исследовав Федеральный закон № 131-ФЗ , мы приходим к выводу, что ОМС относятся к публичной власти и могут избираться населением или формироваться из представительного органа. Они наделяются собственными, присущими только им, полномочиями по решению вопросов муниципального образования.
Указанный закон также говорит о том, что ОМС имеют права юридического лица в лице казенного учреждения. Поэтому такие учреждения должны в обязательном порядке быт зарегистрированы в качестве такового. Только после госрегистрации они могут реализовать предусмотренные законом исполнительно-управленческие задачи.
Как известно, муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основании устава. В связи с чем, функционально-территориальные задачи исполняет местная администрация.
Население муниципального образования выражает свое мнение по вопросам местного самоуправления, следовательно, ОМС – это самостоятельный орган власти. Решения, которые принимаются ОМС, исходят от народа и только в их интересах и интересах муниципального образования. Такие решения должны исполнятся всеми физическими и юридическими лицами конкретного муниципального образования, на которой проживают граждане и ведут свою хозяйственную деятельность юридические лица.
Важно указать, что федеральная власть и региональная тесно взаимодействуют по разным вопросам. В свою очередь, ОМС могут контролироваться определенным органам власти, тогда в данном случае все решения ОМС проверяются и согласовываются с уполномоченным контролирующим деятельность ОМС должностным лицом.
Однако контроль может быть абсолютным и может быть не таким глобальным и жестким. В основном ОМС могут принимать решения без участия других органов власти.
Если же орган государственной власти не согласен с деятельностью и решениями ОМС, то контроль может осуществляться в форме судебного метода .
Также хочется в данном параграфе раскрыть еще одну особенность ОМС, в частности, правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования, поскольку этот орган осуществляет важные функции по контролю в финансовой сфере муниципального образования. При этом ОМС сам вправе формировать контрольно-счетный орган или вообще не создавать его, поскольку этого его право, а не обязанность.
На наш же взгляд, создание такого органа значительно облегчает работу ОМС в части финансовой и бюджетной сферы.
К тому же в муниципальном образовании новым Законом не предусмотрено образование иного органа в целях внешнего финансового контроля, чем контрольно-счетного. Сказанное, в частности указывает на факт особенности контрольно-счетного органа местного самоуправления и его важную роль в его функционировании .
В заключение первого параграфа отметим, что правовое положение ОМС имеет особенные черты, которые свойственны только этому органу и этим он и имеет отличия от остальных государственных органов (как федерального, так и регионального уровней). Указанные специфические черты говорят нам о том, что ОМС – это, прежде всего, особенный субъект публичного права, наделенный особенными полномочиями по вопросам функционирования муниципального образования.
Понятие местного самоуправления множественно. В наше время местное самоуправление – это один из самых важных институтов общества, необходимый элемент демократической организации государства, являющийся правовым.
Итак, ОМС относятся к публичной власти и могут избираться населением или формироваться из представительного органа. Они наделяются собственными, присущими только им, полномочиями по решению вопросов муниципального образования. Указанный закон также говорит о том, что ОМС имеют права юридического лица в лице казенного учреждения.