Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня жизнь нашего общества находится в стадии преобразования. Процесс изменения касается всех сторон жизни: меняется идеология, ценностная система, идеал нравственности. Это, безусловно, в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) ведет к росту ответственности за организацию процесса управления. Потому сейчас востребованы следующие качества руководителя, как способность осваивать новые технологии управления, готовность совершенствовать методику контроля деятельности ДОО.
В современных системах образования к руководителям ДОО все чаще и чаще предъявляются высокие требования, однако наиболее важными требованиями считаются компетенции руководителя в таком важном направлении, как менеджмент. Улучшение образования очень зависит от заинтересованности руководителя ДОО в развитии организации, как учитывается специфика нынешней ситуации и время внесения изменений в управление, степень совершенствования управления. Направленность на высокие результаты деятельности ДОО подтверждает ряд требований к соответствующему уровню управления. На основе новых подходов к управлению организацией современный менеджер должен обладать качествами компетентного руководителя.
Объект исследования: управленческая деятельность.
Предмет исследования: особенности управленческой деятельности руководителя ДОО.
Цель исследования: определение особенностей управленческой деятельности руководителя ДОО.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по данному вопросу;
2. Определить специфику управленческой деятельности руководителя ДОО;
3. Выявить недостатки контроля в ДОО;
3. Рассмотреть особенности и организация контроля в ДОО.
Гипотеза: использование контроля в ДОО способствует эффективности управленческой деятельности руководителя организации.
Методологическая основа представлена:
- трудами в области теории и практики общего и образовательного менеджмента и положения теории управления образованием (Ю.П.Аверин, В.Н.Аверкин, Ю.И.Алексеев, И.Ансофф, Ю.А.Конаржевский, П.И.Третьяков и др.);
- научные основы управления дошкольным образованием, раскрытые в работах ЕЛ.Аркина, А.К.Бондаренко, А.И.Васильевой, A.B. Веселовой, Е.Ю. Демуровой, A.B. Запорожца, М.И Журавлевой, Т.С Комаровой, P.A. Куртатовой, Л.Ф, Островской, JIB, Поздняк, А,Н Троян, O.A. Фроловой и др.
- разработкой проблемы формирования профессиональной компетентности в управлении в целом (Ю.В.Варданян, И.П.Гомзякова, В.И.Горовая, И.Н.Дроздов, И.Е.Елина, И.А.Елисеева, Г.С.Никифоров, Л.П.Погребняк, Э.А.Уткин, В.И.Франчук и др.);
- технологическими подходами к управлению в дошкольном учреждении в исследованиях Т.В.Волосниковой, Т.П.Колодяжной, Л.В. Новоточиной, А.М.Сивцовой, Е.А. Чекуновой и др.
- технологиями управления дошкольным образованием, разработанными П.И. Третьяковым, К.Ю. Белой.
Методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация и интерпретация научных данных по проблеме исследования; теоретическое исследование объекта и предмета исследования на основе дидактической и методической литературы;
- эмпирические: методы сбора и накопления данных (педагогическое наблюдение, беседа).
Практическая значимость работы заключается в обосновании сочетания традиционности методов управления и современности управленческих технологий.
Структура работы представлена введением, двумя главами, списком использованной литературы и заключением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЧИНЕННЫХ
1.1. Особенности управления персоналом
В этом параграфе мы отметим специфику руководства персоналом.
Под руководством организации мы понимаем совокупность человеческих ресурсов, которые она имеет.
Процесс управления персоналом состоит из комплекса принципов, методов, методик, форм воздействия на интересы, поведение сотрудников, обеспечения необходимых пропорций уровня рабочей продуктивности и объема производства, поддержания постоянного соблюдения подготовки и параметров развития сотрудников требованиям научно-технологического прогресса [2].
Проблематике управления посвящены работы отечественных и зарубежных ученых В.Г.Афанасьева, Д.М.Гвиашиани, И.Н.Гречниковой, В.С.Лазарева, М.М.Поташника, П.Друкера, А.Маслоу, Д.Карнеги, К.Роджерса и др. Технологии управления разработаны в трудах В.Комарова, Г.И.Кузнецова, М.В.Кларина и др. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы Б.С.Гершунского, В.Н.Тарасюк, А.В.Беляева, В.П.Беспалько, М.М.Поташника и др.
В процессе производственного развития менялся технологический процесс, происходили изменения в управленческом процессе организации, менялась позиция организации на рынке. Все в совокупности привело к постепенному переходу от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами.
Человеческие ресурсы - главное богатство любого общества, их процветание может быть обеспечено созданием условий для того, чтобы изготовить, развивать и использовать ресурсы в соответствии со своими интересами. Особенностью ресурсов человека является то, что у людей есть интеллект, поэтому реагирование на управление эмоционально осмысленно, процессы взаимодействия субъекта контроля с людьми двусторонние.
Благодаря наличию интеллекта люди могут постоянно развиваться и совершенствоваться, это наиболее важная и долговременная причина повышения производительности общества и организации. Разница в содержании вышеуказанных понятий определяется принципиальной спецификой процесса управления персоналом и человеческим ресурсом. Данная система должна основываться на научных принципах и методах управления людскими ресурсами, разработанных научно и используемых на практике методах.
Основными принципами управления человеческими ресурсами являются целенаправленность, разделение трудовой деятельности, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование, а также иерархия. При этом при изучении методических аспектов управления людьми, включая принципы управления, необходимо четко различать принципы управления людьми и принципы формирования системы управления людьми. Принципы создания системы менеджмента персонала - это правила, положения и нормы, которые следует выполнять руководителям организации и кадровым специалистам в процессе создания системы менеджмента персонала. Основными принципами формирования человека являются две группы принципов: принципы, определяющие требования к формированию персонала и принципы, определяющие направление формирования персонала [2].
В целом, механизм управления человеческими ресурсами понимается в виде совокупности отношений, форм и методов управления, которые воздействуют на управление субъектом управления, объектом его образования, распределения и развития
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева М.Б. Управленческая компетентность руководителей как фактор развития инновационной деятельности педагогов в автономном дошкольном образовательном учреждении / М.Б. Агеева // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании Сборник научных трудов III Международного круглого стола. Научный редактор Ю.Н. Галагузова. – 2017. – С. 243–246.
2. Барбарская М. Н. Сущность процесса управления персоналом организации на современном этапе // Основы ЭУП. 2014. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-protsessa-upravleniya-personalom-organizatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 30.10.2022).
3. Волошина Н.Б, Мусанова М.М. управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении. М.: Академия Естествознания, 2012. 234 с.
4. Воробьёва Е.П. Становление профессионально значимых качеств личности будущих руководителей дошкольного образовательного учреждения в процессе магистерской подготовки / Е.П. Воробьёва // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2016. – № 3 (35). – С. 135–139.
5. Ган Н. Ю. Инновации, как путь повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-kak-put-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-doshkolnym-obrazovatelnym-uchrezhdeniem (дата обращения: 30.10.2022).
6. Дорофеева, Л. И. Основы менеджмента: учебник для СПО / Л. И. Дорофеева. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 494 c.
7. Дубских В.А. Особенности образовательного запроса руководителей дошкольных образовательных учреждений / В.А. Дубских., Т.П. Симакова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – №3. – С. 98–103.
8. Казакова С.С. Профессионально-управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения / С.С. Казакова // Челябинский гуманитарий. – 2014. – № 2 (27). – С. 36–42.
9. Как грамотно управлять сотрудниками https://www.profiz.ru/peo/4_2020/upravlenie_sotrudnikami/?ysclid=l9vend32hm371653975
10. Коваленко Т.Н. Этика взаимоотношений руководителя и коллектива в процессе управления дошкольного образовательного учреждения / Т.Н. Коваленко // В сборнике: Теория и практика управления в системе рыночных отношений сборник научных статей по материалам II Международного кадрового форума. – 2017. – С. 23–27.
11. Корнилова К.В. Организаторские способности руководителя в процессе управления дошкольным образовательным учреждением / К.В. Корнилова., К.А. Медведчикова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. –№ 5–3. – С. 396–397.
12. Миронова Н.А. Методы принятия управленческих решений: методические указания / Н.А. Миронова, М-во с.-х. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2014. – 31 с.
13. Першина Н.И. Самопроектирование деятельности руководителя в процессе управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении / Н.И. Першина // В сборнике: Самопознание и самопректирование как условия самореализации личности сборник научных трудов по материалам Международного форума. – 2012. – С. 124–129.
14. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М. : Академия, 2000. - 432 с.
15. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003, с.19
16. Стефаненко М.Н. Контроль как функция управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения / М.Н. Стефаненко., К.А. Калашникова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2016. – №4 (54). – С. 29–31.
17. Ташбаева Н.Б. Управленческая культура руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях / Н.Б. Ташбаева // Январские педагогические чтения. – 2017. – № 3 (15). – С. 53–57.
18. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001; 2003.
19. Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005, стр. 113
20. Черных О.М. К проблеме формирования профессиональной компетентности заведующего ДОУ / О.М. Черных // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – С. 280–283.
21. Никитина Е.С. Статья 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ https://infopedia.su/20x49bf.html?ysclid=la92ztsvvf465425664