Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проявление агрессии у детей дошкольного возраста все больше волнует родителей, воспитателей и общество в целом. Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. В дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. В период дошкольного детства ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он стремится во взрослую жизнь, появляется желание активно в ней участвовать. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению. В конце дошкольного возраста все эмоциональные процессы становиться более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ И АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
1.1 Понятие агрессии в психолого –педагогической литературе
Сложность и многозначность проявлений агрессивности приводят к тому, что в науке на сегодня отсутствует четкая трактовка и определение этого понятие. Для осмысления природы человеческой агрессивности необходимо прежде все, уточнить содержание и значение понятия «агрессия», поскольку этот термин сегодня довольно часто используется в широком контексте и потому требует однозначного определения. Изучением агрессии занимаются представители разных наук: биологии, социологии, психологии, психиатрии и др., каждая из которых выявляет в этом феномене факторы, которые специфичны именно для этой науки. Человеческая агрессивность относится к классу явлений, которые могут быть изучены только с помощью объединенных усилий естественных и социальных дисциплин, поскольку человек является биопсихосоциальным существом. Да, в рамках ряда естественных наук (биологии, биохимии, нейрофизиологии, психогенетики и т.д.) были сделаны открытия, позволившие начать систематическое изучение глубинных причин агрессивного поведения: его биологических факторов и их влияние на поведение индивида.
Значительные успехи были полученные в результате нахождения локализации центров, влияющих на возникновение и снижение агрессивных реакций [39, 52, 105]; обнаруженная связь агрессивного поведения с функционированием эндокринной системы Биологи [4, 47, 86, 103] при описании агрессии акцентируют внимание на ее целях и функциях –
адаптивных и не адаптивных; нейрофизиологи и психофизиологи изучают нервные механизмы, нарушения их функционирования, лежащие в основе
агрессивного поведения [1, 16, 19, 51, 62, 118]; психиатры собирают данные агрессии у людей с серьезными нарушениями психики [1, 16, 61, 64, 65]; социологи, социальные и политические психологи, криминалисты исследуют общественные условия, порождающие и поддерживающие такой вид поведения [39, 111, 176, 179, 184].
На протяжении многих веков разные ученые пытались понять почему люди действуют агрессивно и что следует применять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль такое деструктивное поведение. В частности, такие попытки предпринимались еще задолго до того, как психология выделилась в самостоятельную область науки – философами, религиозными мыслителями [114, 115].
Да, в древней философии мы находим разные точки зрения на проблему агрессивности. Китайский философ Мэн-Цзы считал, что человек рождается доброй, и заставлять ее совершать зло значит заставлять человека делать что-то неестественное для него. Он говорил: «Человечество – это сердце человека, потому что он хорош по своей природе» [100; с. 55-63]. Однако другой китайский мыслитель Сюнь-Цзы [156] выражает противоположную точку зрения:
«Человек имеет злую природу». В то же время в Талмуде, священной книге иудеев, описывается, что публичное оскорбление человека равносильно убийству, а в Библии убийство, самоубийство, клевета можно считать первой попыткой классифицировать агрессивное поведение. Конечно, любая религия не воспринимает агрессивность как свойство личности и осуждает готовность личности к агрессивному поведению.
Зенон, Клеанф, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий говорили, что человек рождается разумной, свободной духом с исчезновением из души стремлений к упрека подобных себе, из чего вытекает всякое зло, ибо человек рождается, стремясь нести добро в этот мир. Человек рождается добрым и умным, и
если в ней развиваются «дурацкие» склонности, то причиной являются плохие. обстоятельства, плохое воспитание и плохие примеры [92, 159]
Прежде чем изучать причины возникновения агрессивности следует различать такие понятия как «агрессивные действия», «агрессия», «агрессивное поведение», "агрессивность".
Агрессивное действие – это проявление злости как ситуативной реакции. Если агрессивные действия повторяются периодически, то в таком случае мы говорим об агрессивном поведении. Об агрессивном поведении, т.е. внешне выраженные действия, обычно говорят психологи-бихевиористы[21].
Агрессивность – это ситуативное, социальное психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия [33].
Одной из главных проблем в определении агрессии является то, что этот термин может объяснять большое количество действий. Термин «агрессия» происходит от лат. «agreddi» – нападение, однако оно не имеет общепринятой дефиниции, хотя широко его используют в разных контекстах. Сначала рассмотрим и проанализируем определение агрессии в ряде энциклопедических и справочных изданий.
Так, в «Критическом словаре психоанализа», автором которого является Ч. Райкрофт, агрессия понимается как гипотетическая сила, инстинкт или первопричина, являющаяся возбудителем ряда действий и чувств. Она часто рассматривается как антитеза секса и либидо, и в этом случае обозначает разрушительные влечения. В. Зинченко, Б. Мещеряков [14; с. 11] объясняют агрессию как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападений, приносит физический вред людям или вызывающий у них психологический дискомфорт. Похожих позиций придерживаются М. Кордуэлл [72] и Н. Губин [29].
1.3 Особенности проявления агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
Дошкольный возраст делится на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет); Старшие дошкольного возраста (5-7 лет).
К шести годам происходит процесс активного созревания организма. Возраст 5-6 лет является старшим дошкольным возрастом. Это очень важный возраст в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуально и личностно. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты и отрабатываются все моменты формирования позиции «Я». Закладка всех личностных черт ребенка к 5-6 годам фиксируется на 90%. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
У ребенка возникает потребность во взрослой жизни активно участвовать в ней. На данном этапе основным видом деятельности является ролевая игра. Ребенок борется за еще большую самостоятельность, но на данном этапе эта потребность не может быть удовлетворена. Это противоречие способствует развитию игры.
В старшем дошкольном возрасте дети находятся на стадии игрового развития, в котором моделируют реальные отношения между людьми. В этом возрасте формируется индивидуальная мотивационная система ребенка. Среди устойчивых мотивов начинают выделяться доминирующие мотивы, характеризующие индивидуальность личности. В этом возрасте ребенок сначала приобретает способность оценивать действия других детей, затем свои собственные.
На этом же этапе происходит осознание своих чувств, т. е. старший дошкольник может выражать свои чувства путем их вербализации. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но это не приводит к снижению интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Ребенок все еще импульсивное, но контролируемое существо.
Эмоциональные реакции в виде сопротивления или негативизма наиболее выражены у детей в возрасте от 18 месяцев до 2,5 лет и затем постепенно стихают по мере того, как дети начинают лучше осознавать, на что они способны и что приемлемо для других людей. Проявление гнева, негодования проходит сходный путь развития, их приступы обычно становятся менее частыми и поведение детей при поступлении в школу более уравновешенное..[32, С.229].
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям часто сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих сверстников не только по поведению, но и по психологическим особенностям. Изучение этих характеристик крайне важно для понимания природы явления и своевременного преодоления опасных тенденций. Эти психологические особенности можно выявить, сопоставив их с такими же характеристиками детей дошкольного возраста, не проявляющих склонности к агрессивному поведению.
Агрессивное поведение – это преднамеренное разрушительное поведение. Осознавая агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит ущерб «объектам нападения» (живым и неживым), причиняет людям физический вред и причиняет психологический дискомфорт (негативные переживания, состояние психического напряжения, депрессия, страх и т.д.))
Агрессивные действия ребенка могут служить средством для достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, заменяющей заблокированную, неудовлетворенную потребность; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И АГРЕССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
2.1 Организация и результаты исследования
В исследовании приняли участие 20 респондентов, это дети старшего дошкольного возраста.
Целью эмпирического исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить средства игровой деятельности по преодолению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Ключевым вопросом психологической диагностики, выступает отбор методик особо доказательных, валидных и пригодных в практическом применении методик.
Выбор методов психологической диагностики базировался на рассуждениях сходства методик между собой, и в то же время их разной направленности.
Структура данного психодиагностического исследования содержит три
основные этапы:
- подготовительный;
- проведение экспериментального исследования;
- анализ и интерпретация результатов (подготовка психодиагностического выводу).
На первом (подготовительном) этапе осуществляется сбор сведений о детей. В ходе подготовительного этапа были решены три важные задачи:
1. Подготовка материала для эмпирического исследования уровня агрессивности в детей дошкольного возраста;
2. формирование экспериментальной и контрольной группы;
3. Подготовка диагностического материала посредством методик.
Проведена теоретическая подготовка по использованию методологического инструментария позволяет перейти непосредственно к исследованию уровня агрессивности у детей дошкольного возраста
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использованы следующие эмпирические методы исследования.
1. Фигурная форма теста творческого мышления Э. Торренса ( Приложение 1)
2. Методика «Лабиринт» Л.А. Венгера (Приложение 2)
3. Методика «Корректурная проба» (Приложение 3)
4. Тест руки Э. Вагнера (Приложение 4)
2.2. Коррекционная программа преодоления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности с высоким уровнем агрессивности
Благодаря проведенному этапу диагностики, был проведен анализ агрессивного поведения у старших дошкольников Для исследования влияния средств игровой деятельности на преодоление агрессивности нами было разработано коррекционную программу: «Преодоление агрессивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности с высоким уровнем агрессивности».
Цель: снизить уровень агрессивного поведения у старшего дошкольника средствами игровой деятельности.
Формы и методы работы: разыгрывание сказок, ролевое воспроизведение ситуаций, творческие задачи, беседы, игры-коммуникации, проективные игры, познавательные игры, арт-техники, упражнения на развитие познавательной сферы.
Оценочный блок.
Цель: измерить динамику развития и дать общую оценку выполненной работы по преодолению агрессивного поведения дошкольников.
Осуществляется психологом путём сравнения результатов диагностики агрессивного поведения в начале воплощения программы и в конце.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема агрессивности у детей старшего дошкольного возраста сейчас очень актуальна, поскольку в связи с возрастающим психологическим напряжением у детей старшего дошкольного возраста увеличивается уровень злости.
Агрессия определяется как поведение, которое наносит вред другим или самому себе. Наиболее распространенные причины агрессивного поведения у старших детей дошкольного возраста: отсутствие основного доверия к миру, опыт старого и разочарование; недовольство необходимостью признать своих сверстников и взрослых; неспособность правильно выразить собственные отрицательные эмоции; невозможность конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях с сверстниками и взрослыми и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2016).
2. Федеральный Закон от 21.11.2011 №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL:http://base.garant.ru (дата обращения: 01.12.2015).
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб, пособие для студентов педвузов. М.: Аспект-Пресс, 2007. 363 с.
4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию: учебник для университетов / под ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 2003. 729 с.
5. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. СПб.: Лань, 2000. 208 с.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.
7. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 95 с.
8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2001. 97 с.
9. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 68 с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 2004. 528 с.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 252 с.
12. Венгер Л.А. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Гензис, 2007. 160 с.
13. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозайка-синтез, 2010. 304 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Просвещение, 1997. 224 с.
15. Словарь Л. С. Выготского. / под ред. Леонтьева А.А. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 119 с.
16. Методика и технологии работы социального педагога: учеб, пособие для вузов / под ред. М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2007. 191 с.
17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. 216 с.
18. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник. М.: АСТ, 2004. 576 с.
19. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. 49 с.
20. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. М.: Дрофа, Русский язык, 2000. 1233 с.
21. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы семейного насилия. М.: Макс-Пресс, 2005. 360 с.
22. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь / под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г. М.: Прайм Еврознак, 2002. 630 с.
23. Психологическая энциклопедия. Большой психологически словарь. под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г. М., 2002. 630 с.
24. Козлова Ю.В. Возрастная и педагогическая психология в наследии П.Ф. Каптерева: дис. … д-ра псих.наук. Н. Новгород.: 2000. 166 с. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: ВЛАДОС-IPECC, 2001.
25. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М..: Эдиториал, 2001. 256 с.
26. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 192 с.
27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2005. 145 с.
28. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … д-ра пед.наук. Екатеринбург, 2007. 193 с.
29. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: Гном, 2000. 160 с.
30. Пасечник В.Н. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. №5. С.73-78.
31. Платоновой Н.М. Агрессия у детей и подростков: учеб, пособие. СПб.: Речь, 2004. 336 с.
32. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. 544 с.
33. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск.: Современное слово, 2005. 270 с.
34. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
35. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: С- Петерб, 2001. 221 с.
36. Садовникова Е.Н. Комплексное восстановление речи и общения у заикающихся дошкольников. М.: Коллектор, 2000. 267 с.
37. Смирнова Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2003.
38. Смирнова Е.C. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший дошкольник возраст // Дошкольное воспитание. 2003. № 4. С.73-76.
39. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2008. 365 с.
40. Образ человека в философии З. Фрейда / под ред Гончарова Н. Э. автореф. дис. … филос. наук. М.: 2001. 110 с.
41. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. Ростов н/Д.: Феникс 2009.
251 с.
42. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск.: ООО «Попурри», 1996. 315 с.
43. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль.: Академия развития, 2005. 160 с.
44. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.
45. Широков Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 384