Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достаточный уровень речевого развития у дошкольников предупреждает появление многих школьных проблем. Ведь именно при помощи речи ребёнку предстоит усваивать школьные знания. В данном случае под достаточным уровнем речевого развития, подразумевается свободное владение связной речью. О её формировании необходимо заботиться в дошкольном возрасте.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируется только при участии речи и опосредованы ею.
Степень научной разработанности проблемы. В истории психологической мысли давно утвердился взгляд о неразрывной связи мышления человека с языком и речью, о невозможности первого без второго (Дж. Локк, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц, И. Кант, Г. В.Ф. Гегель, В. Гумбольдт, Дж. Мид, Э. Кассирер, А.А. Потебня, И.М. Сеченов).
Веские психологические подтверждения в пользу этого взгляда дали исследования познавательных процессов глухих детей (не получивших полноценного речевого развития), процессов, которые выявили у них определенное, подчас значительное, отставание от нормально слышащих сверстников (П. Олерон, Т.В. Розанова и др.).
С другой стороны, имеется очень много данных о способности высших животных, особенно приматов и антропоидов, а также маленьких детей к формированию сенсорных и перцептивных обобщений, к абстрагированию, к орудийной деятельности, к отражению некоторых эмпирических закономерностей, связывающих предметы и явления окружающего мира.
Все это свидетельствует о том, что какой-то определенный уровень когнитивного развития, который может быть обозначен термином «мышление», достигается и в фило-, и в онтогенезе еще до овладения языком и речью, складывается на до вербальном уровне познания.
Объект исследования: познавательная сфера у дошкольников.
Предмет исследования: мышление и речь дошкольников.
Цель курсовой работы – рассмотреть взаимосвязь речи и мышления в развитии дошкольника.
Задачи:
- определить психологические основы речи;
-исследовать психологию мышления дошкольников;
-проанализировать влияние речи на развития мышления ребенка ;
- рассмотреть соотношение речи и мышления.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере психологии.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития мышления и речи у детей дошкольного возраста
1.1 Психологические основы речи
Речь занимает ведущее место в системе психических функций и является закономерным механизмом мышления в рамках сознательной и планируемой деятельности человека.
Впервые определение речи как психической функции дал Л.С. Выготский. По мнению М.Г. Ярошевского Л.С. Выготский смог выявить в непсихологическом объекте – слове – основы психической составляющей личности человека, ее динамику. Речь – это способность человека общаться с помощью слов и фраз [2, с 214].
Н.С. Шарафутдинова, обращаясь к исследованию природы и сущности языка, отмечает, что язык – явление социальное. Он возникает в системе человеческих отношений, на основе и под влиянием коллективной речи. В связи с этим автор выделяет функции языка. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимовлияние людей в процессе общения. Когнитивная функция выступает как мыслеобразующая [21, с 19].
Посредством речи происходит осмысление окружающей действительности, реализация основных мыслительных операций. Регулятивная функция обеспечивает планирование и контроль деятельности человека. При этом сам язык – это материальная субстанция, язык имеет структурное строение, то есть является материальной системой.
Сформированность навыка связного высказывания человека отражает уровень его психического и личностного развития. Становление связной речи в онтогенезе происходит постепенно и развернуто во времени.
Установлено, что на раннем этапе жизни в процессе эмоционального общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Постепенно (к 4–5 годам) речь становится развернутой и грамматически верной. Исследователи выделяют различное количество этапов в становлении речи.
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи [2, с 96].
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный – до одного года; преддошкольный – этап первоначального овладения языком в условиях предложения – до 3 лет; дошкольный – период становления связного высказывания – до 7 лет; школьный – этап формирования письма и грамматического совершенствования речи [13, с 102].
Останавливаясь подробно на характеристике этапов становления речи, автор отмечает, что связная речь появляется в дошкольном периоде. На этом этапе появляются важные условия: развивается навык слухового контроля за собственным произношением, увеличивается объем активного словаря, происходит значительное усложнение содержания речи. Все это ведет к усложнению структуры предложений. В дошкольный период дети полностью овладевают связной речью.
По мнению А.Н. Гвоздева, к трем годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории как условие развития связной речи. К четырем годам дети начинают пользоваться сложными предложениями. На пятом – овладевают структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и без дополнительных вопросов составляют связный рассказ. Все это свидетельствует об овладении ими одним из трудных видов речи — монологической речью [3, с 60].
Большую роль в развитии речи выполняет ситуативная и контекстная речь. Характерной особенностью ситуативной речи является то, что она больше изображает, чем высказывает. Мимика, жесты, интонация всегда являются важными элементами ситуативной речи, в силу чего она становится понятной только в конкретной ситуации. Ситуативная речь – это диалогическая, коммуникативная форма речи.
Построение фраз в диалоге может быть неполным. Часто такая речь носит фрагментарный характер. Для диалога характерны: разговорная лексика, фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость. В основном используются простые и сложные бессоюзные предложения. Связность диалогической речи обеспечивается общением между двумя собеседниками, которое отличается непроизвольностью и реактивностью. Контекстная речь – более независимая от ситуации. Она имеет развернутое логическое построение, раскрывает содержание мысли, характеризуется доказательностью [4, с 211].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 145 с.
2. Башмакова С.Б. Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров. – 2014. – № 12 – С. 214–219.
3. Башмакова С.Б., Кошкина О.Н. Психолингвистические основы формирования связной речи у детей // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 12(55). – Новосибирск: СибАК, 2015. – 71 с.
4. Бортникова, Е. Готовимся к школе. Тетрадь 4. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, 2011. - 308 c.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: АСТ, 2010. - 317 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1999. – 503 с.
7. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: Астрель, 2015. – 351 с.
8. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf
9. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. – 2004. – № 6 – С. 26–38.
10. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 2010. - 168 с.
11. Курс по личному развитию для умных людей. Мышление победителя (комплект из 2 книг). - М.: ИГ "Весь", 2012. - 416 c.
12. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 348 с.
13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – СПб.: Лань, 2003. – 288 с.
14. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, 2012. - 255 с.
15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 2014. - 90 с.
16. Петрова А.А. Психолингвистический подход к исследованию речевой деятельности в онтогенезе // Личность. Культура. Общество. – М., 2013. Т. 11.
17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук.- М.: Педагогика, 2013. - 200 с.
18. Розин, В. М. Мышление. Сущность и развитие. Концепции мышления. Роль мыслящей личности. Циклы развития мышления / В.М. Розин. - М.: Ленанд, 2015. - 368 c.
19. Узорова, О. Большая книга для развития мышления и внимания / О. Узорова, Е. Нефедова. - М.: АСТ, 2014. - 740 c.
20. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. - М.: Академия, 2010. - 365 с.
21. Шарафутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 284 с.