Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня образовательный и воспитательный процесс в детских дошкольных учреждениях претерпевает существенные изменения, связанные с перестройкой в сфере педагогики и современными тенденциями в подходе к организации занятий. Если раньше это подразумевало связку по принципу «ведущий и ведомый», то сейчас на первый план выходит совместная деятельность детей, в которой происходит общение, вырабатываются навыки коммуникации, необходимой для достижения детьми поставленных перед ними целей и решения проблем, обозначенных педагогом в ходе занятий.
Проблема исследования: каковы возможности групповой работы как эффективной формы организации занятий в дошкольном образовательном учреждении?
Теоретические основы исследования. Вопросам групповой деятельности дошкольников уделяли внимание такие авторы как
М.С. Авагян, И.Н. Агафонова и Н.А. Князева, Л.В. Байбородова,
О.И. Баталина, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Н.В. Куницина,
В.Г. Маралов, Ю.Н. Соловьева и др.
Объект исследования – групповая работа дошкольников, реализуемая в условиях ДОУ.
Предмет исследования – использование групповой работы в условиях ДОУ как эффективной формы организации занятий.
Цель исследования – выявить и теоретически обосновать возможности использования групповой работы как эффективной формы организации занятий в ДОУ.
В соответствии с целью, предметом и объектом поставлены следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогических исследований охарактеризовать понятие совместной деятельности и групповой работы в психолого-педагогической литературе.
Охарактеризовать возможности использования групповой формы организации занятий в ДОУ.
Подобрать диагностические методики и провести диагностику сформированности навыков сотрудничества как необходимого качества для групповой работы старших дошкольников.
Разработать рекомендации воспитателям ДОУ по применению групповой работы как эффективной формы организации занятий дошкольников.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: общая теория познания, диалектический метод; изучение научно-педагогической и методической литературы, сравнительно-сопоставительный, сравнительно-аналитический.
Практическая значимость предлагаемой работы проведенного исследования заключается в возможности применения ее результатов для решения задач использования групповой работы как эффективной формы организации занятий в ДОУ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
1.1. Понятие совместной деятельности и групповой работы в психолого-педагогической литературе
Вопросы совместной деятельности дошкольников стали активно разрабатываться с 70-х годов XX века, они рассматриваются в работах М.С. Авагян, И.Н. Агафоновой, А.Л. Венгер, Е. И. Тихеевой и других авторов. Понятие «совместная деятельность» Т.Д. Савенкова определяет следующим образом: это основная модель организации образовательной деятельности в ДОУ, которая предполагает деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время [17, с. 18]. Отметим, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других» [23].
Автор Т.С. Порошина [15] указывает на такие отличительные признаки совместной деятельности:
- соприсутствие участников в едином пространств и времени, обеспечивающее возможность непосредственно личного контакта между ними для обмена идеями и совместных действий;
- наличие общей цели, предвосхищение конкретного результата деятельности, который отвечает общим интересам и способствует удовлетворению потребностей каждого из участников общего дела;
- наличие руководства/лидера/организатора (либо со стороны – в ДОУ это воспитатель, либо из числа членов группы);
- разделение работы между участниками, определенное общей целью, средствами и условиями ее достижения, составом участников группы, их умениями и знаниями;
- возникновение в ходе деятельности межличностных отношений на основе заданного функционально-ролевого взаимодействия [15].
Таким образом, в процессе совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста появляется оптимальная зона реализации всех возможностей развития ребенка, проявляющихся при сотрудничестве детей между собой.
Как указывают Н.С. Ежкова и А.В. Виссарионова, в совместной деятельности – игровой, учебной, продуктивной, трудовой – дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. При этом партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту [10, с. 82].
Коллективные, слаженные отношения между малыми и достаточно большими группами детей, занятых совместной деятельностью, образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. При общем выполнении работы ребята могут вслух рассказывать своему партнеру этапы ее выполнения, тем самым объясняя, как пр
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 9. С. 13-22.
2. Агафонова И.Н. Опыт лидерства и работы в группе как составляющие социально-личностного развития дошкольника и младшего школьника / И.Н. Агафонова, Н.А. Князева // Дошкольное воспитание, 2015. – №5. – С.121-128.
3. Байбородова Л.В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 71-80.
4. Баталина О.И. Групповая работа как способ формирования у детей дошкольного возраста ключевой компетенции – кооперация // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С. 45-46.
5. Баталина О.И., Николаева А.В. Групповая работа с детьми дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. – 2016. – № 3. – С. 4-6.
6. Белкина В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа. 2013. №7. С.15-18.
7. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2017 – № 3 – С.17-26.
8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сайт Издательский дом «Первое сентября». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 11.09.2022).
9. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л.М. Орлова. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 2014. 256 с.
10. Ежкова Н.С., Виссарионова А.В. Совместная деятельность старших дошкольников: научный анализ // Приднепровский научный вестник. –2018. –Т. 3. № -1. – С. 82-85.
11. Жукова Ю. Классификации групповых форм организации обучения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-klasifikaci-grupovyh-form-organizaci-obuchenija-v-doshkolnom-vozraste.html (дата обращения: 18.09.2022).
12. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. - Вопросы психологии, 2006, № 5. С. 38-44.
13. Куницина Н.В. Формирование умений групповой работы по типу сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста // Качество жизни людей разных возрастов. Материалы междун.конференции «Восток–Россия–Запад». – 2019. – С. 42-48.
14. Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М. : Прометей, 1990. – 219 с.
15. Порошина Т.С. Применение технологии сотрудничества в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/1/articles/14112 (дата обращения: 19.09.2022).
16. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Хрестоматия по курсу: «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» / Сост. И.В. Маврина. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2014. С. 6-30.
17. Савенкова Т.Д. Развитие у старших дошкольников способностей к сотрудничеству и сотворчеству в условиях совместной деятельности // Hominum. – 2021. – № 1. – С.17-19.
18. Серых Л.В. Проектирование совместной двигательно-игровой деятельности младших и старших дошкольников как условие позитивной социализации // Мир педагогики и психологии. –2020. – № 10 (51). – С. 128-135.
19. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2015. – 119 с.
20. Соболева Е.А. Технология сотрудничества в ДОУ. – режим доступа: http://29sp.detkin-club.ru/groups/211453 (дата обращения: 18.10.2020).
21. Соколова С.В. Работа дошкольников в паре: методы и приемы организации совместной деятельности детей // Январские педагогические чтения. –2018. –№ 4 (16). –С. 131-134.
22. Соловьева Ю.Н. Модель формирования социальных качеств детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 8. – С. 311-318.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета от 25 ноября 2013 г. - № 265.