Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В современных условиях изучение института соци-альной защиты населения как одного из наиболее значимых социальных ин-ститутов сохраняет свое значение и остается необходимым для понимания социума в целом. Масштабная трансформация общества, которую мы можем наблюдать в последнее время, требует пересмотра мер социальной защиты социально-уязвимых категорий населения. Социально-психологические, ор-ганизационные, финансово-экономические, нормативно-правовые способы и средства, используемые государственными организациями социальной защи-ты, позволяют оказывать помощь не только отдельным членам общества, но и целым социальным группам населения, что и составляет основную цель со-циальной политики.
Объектом работы выступает совокупность социально-экономических отношений, представляющая собой систему обеспечения внетрудовыми до-ходами членов общества, нуждающихся в помощи.
Предметом работы являются законодательные акты, виды и формы си-стемы социального обеспечения и социальной защиты населения в Россий-ской Федерации.
База исследования. Базой исследования являются труды авторов и нормативно-правовые акты в сфере права социального обеспечения.
Целью исследования является анализ организационно-правовых форм государственной системы социального обеспечения в РФ.
Указанное направление исследований предопределило необходимость решения целого ряда конкретных задач, а именно:
- раскрыть понятие и порядок предоставления мер социальной под-держки граждан;
- определить понятие, содержание и задачи системы обеспечения соци-альной защиты населения;
- анализ форм социального обеспечения.
Для достижения цели в работе был использован общенаучный метод: тщательный анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и порядок предоставления мер социальной поддержки граждан
Государство имеет механизмы социальной поддержки, среди которых важнейшими являются финансовые. Данное понятие определяется как систе-ма форм, методов и средств финансовой политики государства, направлен-ных на достижение конкретных результатов в процессе регулирования фи-нансовых отношений.
Структура финансово-правовых механизмов представляет собой сово-купность следующих элементов:
- нормативно-правовой блок;
- информационное обеспечение;
- финансовые рычаги и мотивы.
Нормативный правовой блок состоит из законных и подзаконных ак-тов. Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные за-коны Российской Федерации являются законными актами. Подзаконные акты образуют группу, состоящую из указов Президента, постановлений Прави-тельства, приказов и инструкций министерств и ведомств Российской Феде-рации. Информационное обеспечение связано с созданием доступной инфор-мационной системы.
Финансовые рычаги — это приемы, с помощью которых государство воздействует на экономику. Мотивы стимулируют возникновение определен-ного вида поведения. Данные инструменты призваны побудить субъектов финансово-правовых отношений к совершению активных действия с целью оптимизации данного вида общественных отношений.
В обновленной Конституции РФ, принятой по итогам все¬народного го-лосования 1 июля 2020 года, четко прослежива¬ется политический курс на со-вершенствование социальной политики российского государства.
Главной целью социальной политики является рост мате¬риального бла-госостояния, повышение уровня и качества жизни граждан РФ на основе со-здания равных условий для трудоспособного населения независимо от места прожива¬ния (будь то мегаполис, областной или районный центр, по¬селок или деревня) для реализации трудового потенциала, с тем, чтобы каждый, реализуя свои трудовые навыки и уме¬ния, мог обеспечивать достойный уро-вень жизни для себя, своих родных и близких .
В 25-й статье «Всеобщей декларации прав человека», по¬ложенной в основу российской Конституции, подчеркива¬ется, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, меди-цинский уход и необходимое социальное обслуживание, который не¬обходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безра¬ботицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления ста¬рости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Государственная социальная поддержка предполагает выделение фи-нансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в со-став какого-либо незащищенного слоя.
По мнению З.П. Замараева, «серьезной проблемой стала громоздкая, затратная и недостаточно эффективная система мер государственной соци-альной помощи в виде различных пособий, единовременных выплат, предо-ставляемых на основании федеральных и региональных социальных про-грамм семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» .
Е. Андреева предлагает под государственной социальной поддержкой населения понимать не страховую подсистему социальной защиты населения в виде социальных выплат и льгот .
В рамках международных различий можно выделить три основные це-ли применения модели постановки целей социальной поддержки:
1. Эффективное освоение государственных ресурсов.
2. Максимальная результативность.
3. Поддержка населения.
Однако, как показывают данные проанализированных открытых мате-риалов и документов, ни одна из вышеперечисленных задач или их совокуп-ность не могла быть полностью решена ни в одной стране. Проблема в ди-намике социальных слоев и постоянно меняющийся ситуации во всех госу-дарствах, социальная система не может быть идеальной так как её динамика слишком высока. Но, стоит отметить, что в той или иной мере данная модель реализуется .
В соответствии с этой моделью за рубежом предоставляются различ-ные виды социальной помощи, в том числе:
1. Пособие по безработице.
2. Пенсии по наступлению старости.
3. Пенсии по инвалидности.
4. Пособия по болезни.
5. Семейные пособия.
6. Долгосрочная социальная помощь пожилым людям, одиноким и т.д.
Как следует из приведенного списка, модель постановки задач соци-альной поддержки предусматривает выплаты, направленные на компенсацию общепринятых социальных рисков (болезнь, безработица, старость, несчаст-ные случаи на производстве или профессиональные заболевания, инвалид-ность, потеря кормильца и т.д.), который дополняет или частично заменяет пособия по социальному обеспечению и универсальные типовые пособия. Виды льгот, предоставляемых в рамках модели социальной поддержки, определяющей цели, условия их предоставления и размер за рубежом, раз-личаются и определяются
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общерос-сийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государствен-ных пособиях граж¬данам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О страхо-вых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52. Ч. 1. Ст. 6965.
4. Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнитель-ных мерах государ¬ственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 12. Ст. 1745.
5. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Рос¬сийской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30, ст. 4884.
Литература
6. Аракчеев В.А. Пенсионное право в России / В.А. Аракчеев. – М.: Юридический центр, 2016. – 435 с.
7. Асянова С.Р. Антикоррупционная составляющая экономической безопасности / С.Р. Асянова, А. Харисова // В сборнике: Проблемы и пер-спективы внедрения в российское законодательство зарубежного опыта про-тиводействия коррупции. Доклады Научно–практической конференции . Под.редакцией И.Р. Гарифуллина. – 2019. – С. 15–19.
8. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2003. – 895 с.
9. Бочарова О.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие / О.В. Бочарова. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 152 с.
10. Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, 3. А. Кондратьева. –М.: Юрайт, 2017. – 524 с.
11. Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. pfrf.ru/branches/moscow/ news~2017/04/17/134109.
12. Вологин Н. А. Государственная и муниципальная социальная по-литика. Курс лекций: учебное пособие / Н. А. Вологин. –М.КНОРУС, 2013. –569 с.
13. Жуков В.И. Современная энциклопедия социальной работы / В.И. Жуков. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412 с.
14. Замараева З.П. Нормативно–правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З.П. Замараева // Вестник Пермско-го университета. Юридические науки. – 2017. – № 2. С– . 184–192.
15. Замараева З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. посо-бие. / З.П. Замараева, Г.А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун–т. – Пермь, 2019. – 108 с.
16. Калашников С.В. Риски реали¬зации социальных контрактов в ре-гионах России / С.В. Калашников, В.Е. Татаринцев, А.М. Марголин // Во-просы государственного и муни¬ципального управления. – 2019. – № 4. – С. 7–30.
17. Камышников А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России / А.И. Камышников // В сборнике: Социально–политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4–й студенческой научно–практической конференции. – 2019. – 61–67 с.
18. Киселев И.Н. Теоретико–правовые основы социальной защиты населения. / И.Н. Киселев. // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11–1. – 150–163 с.
19. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный меха-низм повышения эффективности социальной защиты населения / Е.В. Кра-вченко // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 827–840.
20. Курбанов Р. А. Право социального обеспечения: учебник/Р. А. Кур– банов; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. – 439 с.
21. Мельникова Т.Ю. Понятие, сущность, правовая природа пособий / Т.Ю. Мельникова, И.В. Костерина // В сборнике: Экономика, управление и финансы в цифровом обществе. материалы международных научно–практических
22. Мищенко В.И. О правовом регулировании социальной политики: достижения и проблемы / В.И. Мищенко, А.И. Гудков, А.В. Красильщиков //Евразийское Научное Объединение. 2021. № 12–3 (82). С. 278–281.
23. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслужива-ния населения / Ю. Н. Мясищева. // Молодой ученый. – 2018. – № 38 (224). – С. 173–175.
24. Надомнов С. А. Социальная защита населения: учеб. Пособие / А. Надомнов, С. В. Кадомцева. –М: Изд–во РАГС, 2016. – 255 с.
25. Назарова К.Е. Материнский капитал как средство государствен-ной поддержки молодой семьи в России / К.Е. Назарова // В сборнике: Лебе-девские чтения. Сборник статей по материалам XXIII Всероссийской научно–практической конференции, посвященной 90–летию со дня рождения В.И. Лебедева и 350–летию со дня рождения Петра I. Под редакцией О.А. Сухо-вой. – Пенза, 2022. С. 249–253.
26. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2020. – 480 с.
27. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 31.10.2022).
28. Роик В. Д. Основы социального страхования: Монография / В. Д. Роик. –М., 2005. – 254 с.
29. Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Рос¬сийской Федерации / Н.И. Сапожникова // Образование и право. – 2020. – №3. – С. 79–82.
30. Сердюкова В.А., Измалкова И.В. Социальный контракт как одна из мер поддержки населения в РФ / В.А. Сердюкова, И.В. Измалкова // Ми-ровой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ по материалам ХVIII Всероссийской студенческой научной конферен-ции с международным участием. Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Курская региональная обще-ственная организация Вольного экономического общества России. – Курск, 2020. – С. 310–312.
31. Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве / И.С. Цып-кина // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. – № 10. – С. 19.
32. Шайхатдинов В.Ш. Дефекты правотворчества в сфере социально-го обеспечения и их последствия / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юриди-ческий журнал. – 2011. – № 5. – С. 173.
33. Юркина Е.М., Бурнашев К.Э. Социальный контракт как эффек-тивное направление социальной поддержки малообеспеченных семей в со-временной России / Е.М. Юркина, К.Э. Бурнашев // Глобализация и нацио-нальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире: материалы международной междисциплинарной научной конференции, 2019. – С. 180
34. Янсубаева, Т.А. Нововведения в материнском (семейном) капита-ле и его роль в социальной поддержке семей с детьми / Т.А. Янсубаева // Общественная безопасность, законность и правопорядок в третьем тысячеле-тии, 2017. – 41 с.