Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие воли долгое время было одним из фундаментальных понятий психологии. Многие вопросы, связанные с возникновением и осуществлением деятельности человека, генетически связаны с ней. Проблема воли наглядно показывает целостность психики человека, когда в одну систему объединяются совершенно разные психологические функции.
Воля признается высшей психической функцией наряду с другими высшими психическими функциями, такими как внимание, память, мышление и другие. Воля, как и всякая высшая психическая функция, имеет социальное происхождение, произвольна и опосредована по способам действия, системна по своему строению.
Экспериментальное изучение волевых качеств человека – крайне актуальная в настоящее время проблема. В условиях, проводимых в нашей стране социально-экономических реформ появляются новые нормы, ценности, правила социального поведения, предъявляются повышенные требования к поведению человека. Сфера волевых качеств определяет успех всего личного и профессионального развития.
В разные возрастные периоды, во-первых, индивидуальные волевые качества могут развиваться неравномерно, во-вторых, они могут проявляться в поведении не однозначно. Человек понимает необходимость определенного поступка и принятия соответствующие решения, но не всегда успевает это реализовать. Данную ситуацию нельзя объяснить только мотивацией, ведь люди с равными знаниями и навыками, схожими убеждениями и взглядами с разной решимостью и интенсивностью выполняют стоящую перед ними задачу.
В жизненной практике индивидуальные действия образуют волевую организацию личности. Волевые качества становятся ее существенными чертами. Формирование этих характеристик связано с типом нервной деятельности человека, а также с требованиями, предъявляемыми социальной средой и условиями жизни. Знание развития качеств воли позволяет человеку сосредоточить свое внимание на воспитании той черты, которая требует большего развития для успешной жизни и общения с другими людьми.
Актуальность проблемы изучения волевой сферы личности обусловило выбор темы нашего исследования: «Экспериментальное изучение волевых качеств человека».
Цель исследования: изучить методы диагностики основных волевых качеств человека.
Объект исследования: волевые качества человека.
Предмет исследования: диагностические методики, направленные на изучение волевых качеств человека.
Цель, предмет и объект исследования позволили определить задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по проблеме изучения волевых качеств человека;
2. Выявить сущность понятия «волевые качества человека, проанализировать основные его характеристики, функции и формы;
3. Рассмотреть проблему изучения волевых качеств человека в зарубежной и отечественной психологии
4. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение волевых качеств человека;
5. Спроектировать констатирующий этап эксперимента по изучению волевых качеств человека на примере методики эмпирического исследования Н.Е. Стамбуловой: «Самооценка волевых качеств у студентов-спортсменов»
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования.
- психодиагностический метод.
Теоретическая значимость: владение методами, диагностирующими волевые качества человека, требуется практикующему психологу для того, чтобы среди большого объема профессионального инструментария выбрать оптимальный для клиента метод и применить его при наилучших условиях (простота проведения, достоверные результаты, подробная развернутая интерпретация и легкость в обработке полученных в результате исследования данных).
Методологической основой исследования стали: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.И. Подольский, О.А. Карабанова, В.В. Рубцов). В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), системный подход (Б.Ф.Ломов), положение о личностном волевом действии (С.Л. Рубинштейн), концепция полуровневого развития личности в онтогенензе (Д.И. Фельдштейн).
Теоретическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, А.В. Петровского и др.) и зарубежных авторов (Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, К. Левин, Н. Ах, Х. Хекхаузен, Э. Толмен и др.).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Сущность понятия «волевые качества человека»: основные характеристики, функции и формы
Артур Ребер определяет волю как личную способность к свободному выбору или действию. Под ней обычно понимают функцию принятия решений, когда человек решается на совершение одних поведенческих действий и воздерживается от других [2, с.219].
А.Г. Маклаков определяет волю как сознательную регуляцию поведения и действий человека, выражающуюся в способности преодолевать внутренние и внешние препятствия при осуществлении целенаправленной деятельности и действий [10, с.373].
Л.С. Выготский дал следующее определение понятию воли - стадии овладения своими поведенческими процессами. «Воля является прямым результатом развития труда» [3, с.27].
Р.С. Немов определил следующие 7 понятий воли:
. Воля - это некая внутренняя сила психологических свойств.
. Воля – это форма личного самоконтроля, которая осуществляется самим человеком и связана с его мышлением, сознанием, принятием решений и их последующей реализацией.
. Воля – это высшая степень регулирования человеком своего поведения. Волевое поведение называется произвольным, так как человек может его контролировать.
. Воля – это то, что позволяет человеку ставить сложные цели, преодолевая на пути к их достижению препятствия разной степени сложности.
. Воля – это то, что дает человеку возможность сделать осознанный поступок в таких жизненных ситуациях, когда он сталкивается с необходимостью выбора между несколькими равнодоступными формами поведения.
. Воля — это то, что отличает человеческое поведение от поведения животных. У последних нет воли, животные действуют или под влиянием воздействий внешнего характера, или под влиянием заложенных природой внутренних факторов.
. Воля является источником сознательного и рационального действия человека [14, с.124]. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко рассматривают волю как умение человека согласовывать свои действия с осознанно поставленной целью, вопреки внутренним препятствиям [13, с.81].
Воля – это самоуправление собственным поведением при поддержке сознания, что требует от человека самостоятельности не только в принятии решений, но и в инициировании, осуществлении и контроле деятельности [16, с.59].
По М.И. Еникееву, воля – это осознаваемая человеком регуляция своего поведения, которая «проявляется в сознательной мобилизации поведенческой деятельности для достижения поставленных целей», которые субъект воспринимает как необходимость и возможность, способность к самоопределению личности, ее самомобилизации и самоконтролю [6, с.38].
Следовательно, воля – это сознательная регуляция поведения и действий человеком, которая выражается в способности преодолевать трудности разного уровня при выполнении целенаправленной деятельности и действий. Воля соотносится со всем человеческим сознанием как способ отражения действительности, с помощью которого происходит осознанная саморегуляция. Эта саморегуляция основана на взаимодействии фаз возбуждения и торможения, происходящих в нервной системе человека.
Осуществление преднамеренного действия. Совершенно очевидно, что преднамеренному поведению предшествует решение выполнить определенное поведение. Но прежде чем принять решение, субъект должен подумать, учесть определенные аргументы. Следовательно, мы можем утверждать, что данный процесс включает в себя три периода: период подготовки решения, из которого становится ясно, какое решение должно быть принято и по каким причинам; период, непосредственно, самого решения и – финальная стадия – выполнение решения [18, стр. 130].
Проблема преднамеренной регуляции воли, поведения и действия личности много лет является предметом разнообразных исследований. Вплоть до сегодняшнего дня ученые не пришли к единению в вопросе механизмов воли. Разброс мнений здесь - от полного отрицания воли как психического явления, обладающего самостоятельностью, до противопоставления волевого акта эмоциям и интеллекту. Сеченов первым дал материалистическое объяснение природы воли, подчеркнув, что воля есть активная сторона разума и нравственного чувства, выражающаяся в умении человека совершать согласованные с поставленной целью действия и действия, требующие преодоления сложностей. Следовательно, воля теснейшим образом связана с разумом, человеческим сознанием, так как произвольное управление всегда осознанно и преднамеренно.
Для того чтобы поступок был реализацией цели, обязательным условием является его сознательная регламентация, при которой все действие определяется целью и ведет к ее реализации.
Таким образом, действие воли основывается на мотивах, берущих исток в интересах и потребностях личности; направленные на осознанные цели, возникающие из первоначальных мотивов; она осуществляется на основе все более сознательной регуляции [11, с.295].
Волевое поведение характеризуется организованной целеустремленностью, но ни в коем случае не означает активное вмешательство субъекта на каждом шагу, сознательный поиск и нахождение средств для реализации решений. Достаточно принять решение, чтобы все пошло как бы само собой. Короче говоря, ход волевого, т. е. преднамеренного, обдуманного поведения такой же, как и ход импульсивного поведения; и, хотя решение действовать остается в силе, оно продолжается так же, как импульсивное [20, стр. 135].
Понятие о волевом акте как детерминанте человеческого поведения берет свое начало в Древней Греции и впервые взяло начало в трудах Аристотеля (384-324 гг. до н.э.). Он ввел этот термин как пояснение для разграничения действий, совершаемых на основании рационального решения субъекта (потому что это необходимо), от действий, обусловленных его желаниями. В то же время философ осознавал, что знание само по себе не есть причина разумного поведения, а скорее некая сила, определяющая действие согласно разуму. По Аристотелю, эта сила рождается в разумной части души, беря исток в сочетании разумного решения и стремления (желания), что сообщает решению побудительную функцию. При этом стремлением (желанием) движет привлекательность объекта стремления. То есть, воля, по Аристотелю, является управлением побудительной силой желания человека (объекта желания) посредством разума: либо путем придания дополнительного импульса (стремления) объекту первоначального желания, либо путем торможения импульса, если разум дает понять, что следует избегать того или иного объекта.
Поступки, совершаемые человеком по собственному решению, Аристотель называл произвольными. Для понимания Аристотелем значения воли в детерминации поведения важен тот факт, что воля не только инициирует, но и осуществляет отбор произвольных действий, а также отвечает за регулирование их осуществления. Также и способность человека управлять собой философ связывал с действием волевого начала. В то же время, по Аристотелю, всякое намеренное движение имеет естественную основу.
Человек находится в готовности действовать и принимать оптимальные решения, но часто не успевает их реализовать. Этот переход нельзя объяснить только мотивацией. Например, люди с одинаковыми знаниями и навыками, со схожими убеждениями и установками начинают работу с разным уровнем решимости и интенсивности. Или если перед лицом трудностей один из них перестает действовать, то другой действует с утроенной силой. Подобные проявления связаны с волей [15, с.205].
Рассматривая функции воли, в психологии обычно выделяют две: побудительную (стимулирующую) и тормозящую. Ильин шире подошел к анализу структуры воли и произвольного управления. Он определяет волю как управление человеком своим поведением через сознание. Следовательно, в принятии решений, инициировании, осуществлении и контроле действий особенное значение приобретает самостоятельность человека,. В структуру произвольного управления по мнению Ильина входят: самоопределение (мотивы, цели, желания); самоинициация и торможение действия, самоконтроль, самомобилизация и самостимуляция.
Формы, в которых проявляются процессы воли, могут быть различными, например, Мясищев описывает следующие 3 формы:
- при выполнении умственного и физического труда;
- при переутомлении или отказе от выполнения заданий по объективным причинам;
- при смене привычного темпа занятий и действий.
Волевые действия различаются по сложности. В тех случаях, когда побуждение сразу преобразуется в действие, речь идет о простом волевом действии. Если дополнительные действия происходят между мотивацией и действием, то мы говорим о сложном волевом действии.
Подобный процесс проходит несколько стадий. Ученые в основном ограничиваются 3-6 стадиями, но многие из них выделяют следующие четыре стадии:
- появление мотивации и целеполагания;
- стадия обсуждения и борьбы мотивов;
- принятие решения;
- исполнение.
На первом этапе возникающая потребность выделяется в сознании в форме влечения, цель которого еще не реализована. По мере роста потребности влечение преобразуется в желание и становится побуждением к действию. На этом этапе часто сталкиваются противоречащие друг другу мотивы и между ними требуется сделать выбор. В битве мотивов демонстрируется воля личности, определяется цель действия, которая выходит на первый план при принятии решений. После принятия решения напряжение, связанное с борьбой мотивов, ослабевает. В сложном волевом действии за решением следует планирование действий по достижению цели, выбираются пути и средства. Далее человек продолжает запланированные действия. Достижение намеченной цели может быть связано с преодолением внешних (люди, обстоятельства, время, расстояние) и внутренних (депрессия, заболевание, невежество и др.) препятствий. Внешние и внутренние препятствия создают напряжение, которое разрешается либо сохранением воли и движением к цели, либо отказом от действия. Анализ сложной волевой деятельности показывает, что в ней участвуют многие психологические процессы. При разработке программы главное значение отводится мышлению и, непосредственно, навыкам, умениям, способностям [16, с.642].
Поэтому, когда мы употребляем термин «воля», мы характеризуем не только поведение человека, но личность индивида. Когда мы говорим: «Данный человек определенно волевой, а другой человек, вероятно, безвольный», то под подобными заявлениями подразумеваем, что люди могут иметь или не иметь определенные особые черты личности, называемые силой воли. Такие свойства существуют. Их можно определить как черты личности человека, которые демонстрируют его волю. К таким качествам относятся, например, ответственность, обязательность, упрямство, целеустремленность, настойчивость и ряд других личностных качеств. Знакомство с перечнем таких характеристик показывает, что человека как личность можно оценивать по-разному (по степени развития этих черт). Например, такое волевое качество как упрямство, характеризует личность человека как недостаточно высокоразвитую, а решительность и ответственность, наоборот, охарактеризуют его с положительной стороны. Следовательно, с совершенствованием личности развиваются и ее волевые качества.