Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек - биосоциальное существо. Он неразрывно связан с природой и, в то же время, является частью общества. Личность человека формируется на биологической основе, однако сама по себе она не может создать личность.
Следовательно, для перехода от биологического существа к личности необходим определенный процесс, называемый социализацией.
Социализация - процесс включения человека в социум, активного усвоения им социальных ролей и норм, социального опыта, ценностей, которые необходимы индивиду для успешного функционирования в обществе.
Многие ученые и ведущие психологи посвятили свои работы изучению
проблемы социализации личности. Так, центральной проблемой исследований Э. Дюркгейма является взаимоотношение общества и индивида. Значительный вклад в рассмотрении вопроса социализации внес Т. Парсонс , разработавший теории социального действия и социальной системы. Социолог П.А. Сорокин ввел ряд понятий, а также выделил психическую составляющую процесса социализации. Изучением данной проблемы также занимались А.С. Макаренко, Г. Хард, Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева , Я.И. Гилинский и другие.
Современное образовательное учреждение – это уникальная образовательная среда, которая имеет самостоятельное социальное предназначение и характеризуется открытостью, способностью быстро реагировать на образовательные потребности детей и социума, она представляет собой единую систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебно-воспитательного процесса.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и методологических основ социализации школьников.
Задачи:
- рассмотреть социализации как предмета научного исследования;
- изучить основных этапов становления научного понятия;
- изучить нормативно-правовую и методологическую базу социализации детей и подростков в школе;
- проанализировать основные направления деятельности образовательного учреждения по развитию социализации учащихся.
Объект исследования – процесс социализации. Предмет исследования – особенности - теоретические и методологические основы социализации школьников.
Глава 1. Социализация как научная категория
1.1 Социализация как предмет научного исследования
Проблема того, как человек становится компетентным членом социума, всегда являлся актуальным в психологии, антропологии, социологии, педагогике и философии. Сегодня интерес к этому вопросу как в отечественной, так и зарубежной науке связан с механизмами интеграции опыта общественного развития и поведения в процессе деятельности связан с глобализационными процессами современной цивилизации, особенностями условий социализации человека, экономическими, политическими и культурными факторами.
Основным направлением социализации является переход человека от биологического существа в общественное. Личность в процессе социализации становится самостоятельной, приобретает свое место в социуме. Смысл социализации – достижение идентичности, формирование социального «Я».
Г. Тард (1843–1904) как социальный психолог рассматривал социализацию как включение человека в народ при помощи достижения сходства в языке, воспитании и образовании с другими людьми в обществе.
Термин «социализация» был близок уже тогда к тому, что мы понимаем под этим термином сейчас. По мнению Э. Дюркгейма (1858–1917), социализация – это процесс, благодаря которому формируются человеческие качества. Этого подхода придерживались О. Конт, К. Маркс и М. Вебер. Дюркгеймом была создана теория, где в центре – мораль как структура объективных поведенческих правил. Функции морали ученый связывал с воспитанием, которое «очеловечивает» индивида, развивает в нем качества, необходимые социуму. Благодаря социализации человек приобщается к теме «коллективного сознания» при помощи установления целостности социума, учится подавлять индивидуальные интересы во имя социальных.
К середине прошлого столетия психологи А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, А. Бандура стали рассматривать социализацию в виде научной области.
Психолог и социолог Т. Парсонс (1902–1979) же рассматривает только социологию как науку, что должна заниматься изучением социальных систем коллективных действий индивидов. Тему социализации ученый описывал с точки зрения изучения социальных явлений и процессов.
Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер, Г. Зиммель, У. Томас и другие утверждали, что социальный мир – это множество разных символов (жесты, язык и др). Они несут социальную информацию, придают важность жизни индивида, создают основу для интеракции. Социально-когнитивная теория рассматривала социализацию вместе с процессом воспитания. А. Бандура полагал, что воспитание формирует у ребенка определенную поведенческую модель. Ученым была определена зависимость между примера разного поведения и подражанием этому поведению детьми.
Представители психоанализа - З. Фрейд, А. Адлер и К. Г. Юнг - развивали идею конфликта биологического и социального. Психологи рассматривали индивидуальные потребности и социальные как те, что взаимоисключают друг друга. Как полагал З. Фрейд, социализация – это обуздание побуждений человека, в частности, бессознательных.
Если индивид испытывает проблемы с социализацией – необходимо искать источник проблемы в детстве. Кроме того, часто нежелание социализироваться говорит о «бегстве в болезнь». Л. В. Смолова говорит о том, что еще основатель психоанализа говорил о «бегстве в болезнь» как об одном из направлений психоанализа. Болезнь – это способ разрешить конфликт, который есть внутри личности, при помощи формирования симптомов болезни. И разрешение этого конфликта внутри личности при помощи формирования невротического симптома – это удобный и желательный выход для самой личности, которая не хотела бы видеть другие выходы из разрешения этой мучительной для него картины. Чтобы прийти к психологу на работу, нужно
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.10.2022
2) Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16))// https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения 30.10.2022)
3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html/ (дата обращения: 30.10.2022).
4) Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. NoР-145// https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145/ (дата обращения 30.10.2022)
5) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204// http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 30.10.2022)
6) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 30.10.2022)
Статьи, монографии, учебники
7) Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002.
8) Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000.
9) Буравина О. А. Особенности социализации современного подростка//БУДУЩЕЕ НАУКИ-2022. Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 2. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022.С. 36-39
10) Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери/Пер. с англ. Н.М. Падалко. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998.
11) Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: (в поисках практикоориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. Москва: Совершенство, 1998.
12) Гукаленко О. В., Поликультурное образовательное пространство университета как социальнопедагогический феномен // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2020. — № 1. — С. 21-25
13) Евграфова Л. Е. Современные подходы к понятию психолого-педагогического сопровождения развития личности учащегося//Сборник материалов I Международных педагогических чтений, посвященных научным школам Института педагогики, психологии и социальных проблем. 2019. С. 86-90
14) Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе. - М.: Просвещение, 2020.
15) Ильинская И. П., К вопросу о поликультурном образовании в начальной школе // Начальная школа. — 2020. — № 6. — С. 57-60
16) Коваженкова Е.Н. Детская субкультура как средство социализации младших школьников//ДЕТСТВО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. материалы VII Международной научной конференции : в рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Самара, 2022. С. 39-42
17) Коновалов С.В., Бокова Е.В., Козырева О.А. Теоретизация как категория и конструкт педагогической науки и педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. No 8.
18) Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. No1 (178). С. 58 - 63
19) Овчинникова Ю.А. Возможности социализации и самореализации личности в современном образовании // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.268 - 270.
20) Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ.; под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Академический Проект , 2002. – С. 695-696.
21) Психолого-педагогическое сопровождение процесса этнической социализации детей и молодежи в поликультурном мире : от диалога культур к культуре диалога // Вопросы культурологии. — 2021. — Т. XVIII, № 3 (март). — С. 270-275
22) Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
23) Смолова Л.В. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Смолова. - М.: Флинта, 2016.
24) Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ.- М.: Наука, 1997.- 351 с.
25) Тарасов, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде / С. В. Тарасов. Текст: непосредственный // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2012.
26) Тюляева Т. И., Основы духовно-нравственной культуры России и формирование межкультурной идентичности: подходы и реализация // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 6. — С. 49-55
27) Федина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. В. Федина. 2-е изд. Москва: Юрайт ; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2019.
28) Фортова Л. К., Формирование межкультурной компетенции школьников в условиях модернизации образования // Начальная школа. — 2021. — № 10. — С. 8-10
29) Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская. Текст: электронный // Вестник Института образования человека. 2012. No 2. URL: http://eidosinstitute.ru/journal/2011/200.
30) Чернова М. В. Сформированность социальных навыков младших школьников как предиктор девиантного поведения//ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова. Симферополь, 2022. С. 309-314