Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нынешнее время интерес многих психологов во всем мире направлен на изучение особенностей раннего детства. Этот интерес вызван не случайно, известно, что первые годы жизни - период интенсивного развития, закладывание фундамента физического, психического и нравственного здоровья.
Исследование кризиса «трех лет» (или же «я сам») занимает важное место в возрастной психологии и педагогике. Исследователи и специалисты практики по-разному видят данный кризис, однако все сходятся в одном, это важный и сложный период в жизни ребенка, который требует внимательного отношения и грамотного подхода для того, чтобы способствовать развитию личности.
Кризис трех лет – неизбежный период в жизни ребенка, проявления которого замечают все родители. Трехлетний ребенок становится капризным, крикливым, капризным и упрямым, поведение становится неуправляемым. Для многих родителей данный кризис становится настоящим испытанием даже если родители были готовы к этому.
В период кризиса трех лет происходят изменения не только в поведении ребёнка и его взаимодействий с взрослыми, но также видоизменяется позиция и отношение к ребёнку родителей, что говорит о благоприятном выходе из кризиса. Психологическое сопровождение родителей на этом этапе станет настоящей помощью, необходимой для благополучного разрешения кризиса и выхода из него, и поможет родителям владеть необходимыми знаниями об особенностях его протекания. Лучше сделать это заблаговременно, т.е. до наступления кризисных проявлений у ребёнка. Эти знания помогут родителям занять правильную позицию в отношении своего поведения, в частности реакции на аффективные вспышки у ребёнка. Также помогут выбрать определённую тактику взаимодействия с ним, направляя его поведения, не лишая при этом права выбора самостоятельного решения, и несение ответственности за последствия, связанные с этим решением.
Различные пути и варианты преодоления кризиса трех лет рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Г. Бронсон, С. Вульф, Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина, Т. Е. Драгунова, М. И. Лисина, А. Кларк, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Дж. Русек, Л. Уайт, Э. Келер. Среди условий успешного преодоления кризиса они называют учет новых потребностей ребенка; уважение взрослыми личности ребенка и тактичное отношение к нему, особенно в конфликтных, эмоционально-напряженных ситуациях; отказ от стремления укрощать ребенка, предоставлять ему возможности в разумных пределах демонстрировать самостоятельность; снятие ситуаций, приводящих ребенка к стрессовому состоянию и обострению взаимоотношений с окружающими.
Психическое развитие ребенка в критические периоды онтогенеза и психологические факторы, влияющие на специфику симптомов кризиса трех лет, является одной из наиболее актуальных проблем в возрастной психологии. Авторы рассматривают возрастные кризисы как необходимые периоды в процессе формирования личности, отмечая их тесную взаимосвязь с важнейшими преобразованиями в психике ребенка (Л.C. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.С. Лейтес, Э. Эриксон и др.).
Несмотря на повышенное внимание исследователей к проблеме возрастных кризисов в последние десятилетия и получение значимых результатов, объясняющих природу, источники, механизмы и симптоматику этих предельно сложных по своей психологической сути периодов, многие вопросы, особенно в связи с изменяющимися социальными и семейными условиями, требуют дальнейшего изучения, в частности содержательные характеристики различных проявлений кризисов и их роли в последующем развитии ребенка.
Актуальность рассматриваемой темы крайне важна для понимая психологической реакции ребенка и формирование путей преодоления данных возрастных трудностей. Важно, прежде всего воспитателям детских садов научиться правильно реагировать на данные капризы подопечных и регулировать характер взаимоотношений посредством методических рекомендаций, о которых пойдет речь. Нельзя употреблять один и тот же механизм для разрешения, какого бы то ни было кризиса. Ведь нередко причина демонстрирования ребенком негативных реакций в детском саду заключается в устремлении его к независимости и формированию собственных правил.
Недостаточная разработанность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Психологическое сопровождение родителей и ребёнка в период кризиса трех лет».
Актуальность темы помогла сформулировать цель исследования: теоретически обосновать возможность психологического сопровождения родителей и ребенка в период кризиса трех лет.
Объектом исследования является кризис трехлетнего возраста.
Предмет исследования: сопровождение детей и родителей в период кризиса.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи:
1) изучить состояние проблемы кризиса трех лет в психологии и педагогике;
2) определить возможности психологического сопровождения родителей и детей в период кризиса трех лет;
3) разработать и теоретически обосновать рекомендации для родителей по преодолению кризиса трех лет.
Для решения данных задач были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми;
- беседа с родителями.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (24 источника), 1 приложения. Объем работы составляет 34 страниц.
Глава 1. Психолого-педагогические особенности кризиса трех лет
1.1. Понятие и специфика кризиса трех лет
В возрасте около трех лет кризис ребенка достигает своего пикового значения. Его систематические проявления, в виде плача, крика, бросания предметов, могут длиться в течении долгого времени. В данном возрасте кризисное состояние у детей является нормальным, хотя такое отношение ребенка весьма огорчает родителей и педагогов.
Наибольший вклад в развитие представления о возрастных особенностях и кризисах внесли такие отечественные ученные как Выготский Л.С., Д.И. Фельдштейн [30], Л.И. Божович [3].
На протяжении дошкольного возраста происходит развитие познавательной сферы ребенка, благодаря чему обогащаются представления и знания о мире. Ребенок научается вести повествование, которое является поводом для межличностного общения, в сверстнике ребенок обнаруживает слушателя.
Леонтьев А.Н., в своих трудах пишет о том, что «…кризисы, не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига». Можно предположить, что степень переживания кризисной ситуации связана с жизненной ситуацией и ресурсами. В качестве ресурсов могут выступать хобби, увлечение и т.д.
Изучим подробнее психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста. По Д.Б. Эльконину ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте является ролевая игра [32]. Активно развивается потребностно-мотивационная сфера, высшие психические функции (восприятие, память, мышление, речь).
Кризис трех лет можно считать наиболее значимым т.к., является моментом перехода от раннего детства к дошкольному [21]. В ходе кризиса ребенок приобретает и познает собственное «я». В этот период ребенок отделяется от личности взрослого и учится создавать другие эмоциональные связи, более глубокие и прочные по сути своей.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 672 с.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; Московский социально-психологический институт. – Воронеж: Модэк, 2011. – 352 с.
4. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / В.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 162 с.
5. Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42-51.
6. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: практикум. СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. - 96 с.
7. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр.соч.: В 6 т. Т. 4. - 423 c.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
9. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 32-43. EDN: TTJZMZ
10. Детская психология. Энциклопедия – М.: Мультитрейд, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eknigi.org/psihologija/92511-yenciklopediya-detskayapsixologiya.html
11. Жиляева, М. В. Особенности эффективных способов преодоления кризиса у детей трех лет в современных условиях / М. В. Жиляева // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития : Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Железноводск, 14 мая 2020 года / Под редакцией Иванченко И.В. – Железноводск: Индивидуальный предприниматель Тимченко Оксана Геннадьевна, 2020. – С. 331-333.
12. Киргиз, А. В. Проблема воспитания ребенка в период кризиса трех лет / А. В. Киргиз // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, Тверь, 31 января 2019 года. – Тверь: Общество с ограниченной ответственностью "Психолого-педагогическая академия", 2019. – С. 72-77.
13. Киргиз, А. В. Роль семейного воспитания в период протекания кризиса трех лет / А. В. Киргиз // Проблемы теории и практики психологии развития : Материалы VI региональной научно-практической конференции, Тверь, 03 декабря 2018 года / Редактор О.О. Гонина. – Тверь: Тверской государственный университет, 2019. – С. 25-29.
14. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. – 2000. – №3. – С. 92–103
15. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S6. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13556.htm
16. Левшина Н. И. Развитие языковой способности дошкольников. Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3(108). – С. 10–12
17. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 430 с.
18. Марютина Т.М. Об использовании понятий «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 145-153.
19. Мешкова, Г. А. Исследование специфики кризиса трех лет / Г. А. Мешкова // Modern Science. – 2020. – № 6-1. – С. 480-482.
20. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: Мирос, 2011. – 208 с.
21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина. 5-е изд. М.: 2000. – 220 с.
22. Пихиенко, К. С. Профилактика и помощь родителям в преодолении кризиса трех лет / К. С. Пихиенко, Ю. В. Кобазова // Студенческий форум. – 2019. – № 35-1(86). – С. 65-67.
23. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.
24. Полякова, Е. А. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период детского возрастного кризиса трех лет / Е. А. Полякова, А. А. Ермакова, Е. В. Николаев // Kazakhstan Science Journal. – 2020. – Т. 3. – № 6(19). – С. 19-29.
25. Поставнев, В. М. Представления современных родителей о протестных поведенческих реакциях детей в период кризиса трех лет / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2019. – № 3. – С. 63-68.
26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/ribalko-elena/ribalkoef01/1- ribalkoef01.html
27. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т.А. Строкова // Педагогика. – 2012. – №4. – С. 20–27
28. Ткачук, А. А. Особенности поведения ребенка во время кризиса трех лет / А. А. Ткачук // Студенческий. – 2019. – № 37-2(81). – С. 34-36.
29. Уланова, Ю. Ю. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия / Ю. Ю. Уланова, В. Е. Василенко // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 4. – С. 68-82.
30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 2009. – 129 с.
31. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 309 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика 2009. – С. 60–77.