Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнений из-за множества факторов, среди которых можно обозначить следующие.
Проблема людей с ограниченными возможностями является одной из острых социальных проблем российского общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение установлено форсированным переходом нашего государства к рыночной экономике, а также резким социальным расслоением общества на бедных и богатых, острой социальной поляризацией населения и, как следствие, социальным неравенством.
Государство образует рынок социальных услуг как одно из значимых направлений формирования социальной политики. В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. было указано, что в период реализации программы субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ закрепляется выполнение переориентации деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в основном на предоставление такой помощи семьям, которые имеют детей-инвалидов.
Однако, сейчас непросто оценить реальную эффективность введенных мер и курсовая работа призвана внести значимый вклад в разрешение данной проблемы.
Теоретические источники темы курсовой работы в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями включают большое количество работ отечественных ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При всем этом эволюция социально-экономических отношений определена адекватным формированием системы организационно-правового регламентирования, которое невозможно без выполнения научных исследований и разработок в анализируемой области социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
Объектом исследования выступает совокупность организационно-правовых отношений, складывающихся при формировании, функционировании и становлении системы социально-психологической реабилитации и интеграции для людей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования содержит основы, принципы и механизмы социально-психологической реабилитации и интеграции для людей с ограниченными возможностями.
Цель и задачи работы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей правового регулирования в сфере социальной защиты людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- представить систему социально-психологической реабилитации и интеграции для людей с ограниченными возможностями;
- обозначить меры социальной поддержки для людей с ограниченными возможностями;
- выделить проблемы обеспечения контроля в сфере социального обслуживания для людей с ограниченными возможностями;
- рассмотреть медицинскую помощь как необходимый атрибут социального обслуживания.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Система социально-психологической реабилитации и интеграции для людей с ограниченными возможностями
Система социального обслуживания людей с ограниченными возможностями представляет собой обширную многокомпонентную структуру, которая включает в свой состав социальные учреждения, а также их подразделения (службы), которые предоставляют услуги гражданам с ограниченными возможностями.
Долгое время система социального обслуживания людей с ограниченными возможностями была представлена лишь стационарными учреждениями социального обслуживания. В данную систему могли входить как дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа, так и частично психоневрологические интернаты.
С конца 1980-х - начала 1990-х гг., когда в нашем государстве на фоне увеличивающего количества престарелых граждан резко снизилось социально-экономическое положение существенной части граждан, в том числе престарелых лиц, появилась острая потребность в переходе от прежней системы социального обслуживания к новой системе социальной защиты такого населения.
Опыт иностранных государств говорил о правомерности применения в целях обеспечения полноценного социального функционирования людей с ограниченными возможностями системы нестационарных социальных служб, которые были бы приближены к месту постоянного расположения привычных для людей с ограниченными возможностями социальных сетей и результативно способствующих активности, а также здоровому долголетию таких граждан.
Благоприятной основой для осуществления подобного подхода выступают Принципы ООП, которые были приняты в отношении престарелых граждан, - «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», а также рекомендации Мадридского международного плана действий по проблемам старения (2002) . Возраст выше трудоспособного (пожилые годы, старость) начинает рассматриваться мировым сообществом как третий возраст (после детства и зрелости), который имеет свои определенные достоинства. Престарелые люди могут продуктивно адаптироваться к смене своего социального статуса, а общество должно формировать им для всего этого требуемые условия.
В решении задачи по формированию условий для осуществления личностного потенциала престарелых граждан и инвалидов в России значимая роль отводится формированию инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания, которые вместе с оказанием медико-социальной, психологической, экономической и иной помощи обязаны обеспечивать поддержку досуговой и другой посильной общественно ориентированной деятельности таких граждан, способствовать осуществлению образовательно-просветительской работы в такой среде.
В оперативном порядке стали развиваться структуры, которые оказывали срочную социальную помощь и обслуживающих людей с ограниченными возможностями на дому. Постепенно они видоизменились в автономные учреждения социального обслуживания. Изначально такие учреждения формировались лишь как социальные службы, которые реализовывали надомные услуги, тем не менее, социальная практика поставила новые задачи и направила на определенные формы работы.
Комплексность социального обслуживания, применение технологий и подходов, которые требуются определенному гражданину с ограниченными возможностями и доступны в существующих социальных условиях, стали специфичными чертами образующейся системы социального обслуживания граждан с ограниченными возможностями. Все новые службы, а также их структурные подразделения формировались как максимально (в организационном и территориальном отношении) приближенные к такой категории лиц. В отличие от прежних стационарных служб, которые относились к ведению региональных органов социальной защиты, центры социального обслуживания и как региональную, и муниципальную принадлежность.
Параллельно с этим, подвергалась трансформациям и система стационарного социального обслуживания: к задачам по предоставлению медицинского обслуживания и ухода были добавлены функции сохранения социальной включенности людей с ограниченными возможностями, их активного, деятельного жизненного стиля; начали формироваться геронтологические (геронтопсихиатрические) центры, а также дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов, которые нуждаются в социально-медицинском обслуживании повышенного уровня и паллиативном уходе.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 г. (принят Второй Всемирной ассамблеей по проблемам старения, Мадрид, 8 - 12 апреля 2002 г.) // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 30.10.2022.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Электронный ресурс: URL: http://www.ksrf.ru, дата обращения 30.10.2022.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 03.06.2006 № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. - № 121. - 08.06.2006.
7. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
9. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» // Собрание законодательства РФ. - 23.01.2006. - № 4. - Ст. 453.
10. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 13.10.2014. - № 41. - Ст. 5545.
11. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 01.12.2014. - № 48. - Ст. 6872.
12. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 30.10.2022.
13. Закон Московской области от 27.12.2017 № 258/2017-ОЗ «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве» (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2017 № 40/40-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. - № 8. - 18.01.2018.
14. Проект «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» (по состоянию на 08.06.2015) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 30.10.2022.
Научная и учебная литература
15. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2. С. 26 - 30.
16. Понятовская О. Условия проживания и уход // Социальная защита. 2017. № 7. С. 44.
17. Жаров А.Е. Один на один с бесправием: о соблюдении прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области // Омбудсмен. 2019. № 2. С. 31 - 39.
18. Ситдикова Л.Б. Сфера публичных услуг в гражданском обороте // Справочно-правовая система гарант, дата обращения 30.10.2022.
19. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 9.