Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предпринимательство – «самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему» [11, с. 60]. Малое и среднее предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику.
Предпринимательство – это способность и готовность человека организовывать и управлять коммерческим предприятием наряду со взятием на себя любого из характерных для выбранной деятельности рисков, наградой за что является прибыль. Фактически предпринимательство – это акт самовыражения и создания бизнеса вместо того, чтобы работать наемным работником. В то время как предприниматели должны иметь дело с большим количеством препятствий и проблем, чем наемные работники, выигрыш может быть намного больше.
Условием ведения предпринимательской деятельности является присутствие у субъекта предпринимательства определенной совокупности прав и свобод по выбору вида деятельности, созданию программы производства, в выборе источников финансирования и ресурсов, сбыта продукции, установления цен, распоряжения прибылью и др. Также предприниматель имеет определенные обязанности, ответственность за принимаемые решения и риск, поскольку всегда действует в условиях неопределенности (и ситуация с коронавирусом – тому подтверждение). Государство должно реализовывать деятельность в сфере экономики для защиты публичных интересов. А последние на свободном рынке без участия государства не возможны.
Малый бизнес является одним из главных элементов рыночной экономики благодаря которому государство может развиваться гармонично. Следует отметить, что «вклад малых предприятий в ВВП составляет в странах Евросоюза около 67 %, в России же данный показатель равен 20-25 %» [11, c. 61].
Целью данной работы является рассмотрение темы государственной поддержки малого предпринимательства.
Задачи:
- рассмотреть сущность предпринимательства;
- изучить факторы развития предпринимательства;
- описать важность государственной поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть особенности развития малого предпринимательства в России: современный этап;
- изучить проблемы малого предпринимательства в России;
- проанализировать проблемы развития промышленного предпринимательства в России;
- изучить направления развития промышленного предпринимательства в России;
- рассмотреть направления поддержки малого предпринимательства в России;
- описать государственную поддержку малого предпринимательства в 2022 г.
Объект исследования – государственная поддержка малого предпринимательства. Предмет исследования – особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Глава 1 Сущность и особенности малого предпринимательства
1.1 Сущность предпринимательства
Предпринимательство представляется возможным и эффективным при присутствии следующих условий:
1) свобода поведения в экономике, то есть независимость предпринимателя в принятии решений применительно к тому, какую продукцию, в каком количестве необходимо производить, какими ресурсами пользоваться, по каким ценам продавать и др.
2) присутствие эффективного управленца-собственника, что часто приравнивается с наличием частной собственности на производственные факторы, в том числе на их локальные совокупности – организации.
Если есть эти условия, предпринимательство реализуется при обязательном соблюдении определенных принципов: получения прибыли, платежеспособности, при соблюдении законов и этики предпринимателей.
Прибыльность отражает соблюдение интересов предпринимателя – собственника организации. Платежеспособность отражает соблюдение интересов социума, соблюдение интересов ее партнеров в бизнесе. Полная платежеспособность предприятия невозможна, если организация убыточна.
Прибыльность и платежеспособность взаимосвязаны. Приоритет отдается принципу прибыльности. В современных условиях развития экономики прибыльность может трансформироваться в окупаемость [23, с. 154].
Безубыточность инициирует соблюдение следующего принципа – платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Платежеспособность и финансовая устойчивость формируют единый блок, который определяет уровень ее надежности в экономике, стабильности. Поэтому финансовая устойчивость приравнивается с платежеспособностью. Но первая описывает внутреннее состояние предприятия, а платежеспособность к рассмотрению налоговым органам и кредиторам, инвесторам. Предприятие является платежеспособным, если в каждый временной момент может погашать задолженность по приходящимся на этот момент обязательным платежам.
Соблюдение законов также является основным условием, которое обеспечивает рациональность существования предприятия.
В таблице 1 мы представили основные признаки предпринимательства. Таким образом, предпринимательство обладает базовыми и возможными свойствами. К базовым, или необходимым свойствам, относятся новаторство и присутствие свободы. К вторичным, или возможным свойствам, относятся способность идти на риск, принятие решений, владение ресурсами, способность руководить и другое.
Таблица 1- Основные признаки предпринимательства
Признак предпринимательства Характеристика
Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов База поведения субъектов хозяйствования – внутренние побуждения. Предприниматель сам пытается решить проблемы своей фирмы, основываясь на экономических ресурсах и прибыли.
Личная экономическая заинтересованность и ответственность Предприниматель, имея собственные интересы, обеспечивает и общественные. Пример: начиная работать, Генри Форд хотел прибыли, но, одновременно с этим, Форд создал целую империю машин.
Кроме того, предприниматель берет ответственность за то, что он делает на рынке. Это заставляет работать его в ограниченных и жестких рамках.
Новаторство, творчество Предприниматель должен обеспечивать высокое качество своей продукции, принимать творческие решения, осваивать новые отрасли.
Риск Предприниматель формирует определенный специфический поведенческий способ общения на рынке, он всегда должен быть готов к неудаче.
Специфические свойства Создание инноваций, отличного от уже имеющегося. Преобразование ценностных установок.
Принадлежность к кратковременным, тактическим способам действия Предпринимательство, как правило, не соотносится с долговременной стратегией.
Объект предпринимательской деятельности – это товар. В рыночной экономике товар – это физические объекты, услуги и коммерческая информация [23, с. 112].
Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (ИП) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
1.2 Общая характеристика факторов развития предпринимательства
Как правило, выделяют несколько основных факторов, которые определяют развитие предпринимательства (рисунок 1)
Предприятие получает от внешней среды материалы, ресурсы, информацию, которые преобразует в продукцию, товар, услугу. Последние также поступают во внешнюю среду. Если предприятие совмещает все процессы эффективно, то вследствие этого появляется возможность увеличивать прибыль, количество продаваемой продукции или услуги. Работники предприятия, вследствие этого, могут получать еще большую зарплату, компания может разрастаться.
Рисунок 1 – Факторы развития предпринимательства
Мы можем сделать вывод, что предприниматель должен иметь способность эффективно реагировать на все изменения внешней среды. Это, кстати, как нам кажется, очень актуально для современной экономики России.
Выделяют факторы прямого и косвенного воздействия во внешней среде для предпринимателя. На рисунке 2 показаны основные внешние факторы развития бизнеса во внешней среде.
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативные правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 29.10.2022)
2) Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 29.10.2022)
Специальная научная отечественная и зарубежная литература
3) Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – No 3 (38). – С. 10–14
4) Глотко А.В., Микроэкономика: Учебное пособие. — Новосибирск : Золотой колос, 2019.
5) Гурова Т., Как сохранить совершенную конкуренцию // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
6) Земцов С. П., Занятость в малом и среднем бизнесе в России: в поисках факторов роста // Вопросы экономики. — 2021. — № 12. — С. 66-80
7) Иванова В.О. Статистический обзор и современные проблемы производственного предпринимательства//Российское предпринимательство, 2018. № 10. С. 3041-3055
8) Ильминская А. С., Дацовская А. Н. Малое предпринимательство в России//ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 125-128
9) Лиликова О. С., Некоторые проблемы развития малого и среднего бизнеса в России: правовой и практический аспект // Юрист. — 2021. — № 6. — С. 44-50
10) Магомедов Г. Д., Организационно-правовые предпосылки деятельности современного торгового предприятия // Российское предпринимательство. — 2020. — Т. 16, № 11. — С. 1617-1620
11) Малютина И.Н., Кучина Е.М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса// СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2022. С. 60-62
12) Нуреев Р.М., Курс микроэкономики: Учебник. — Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2021.
13) Предпринимательство и его особенности в России/Спижанкова Г. И. и др. – М.: МГГУ, 2020.
14) Розанова Н. М. Экономические основы конкурентной политики / Н. М. Розанова //TerraEconomicus. – 2018. -№4. – с. 141-145
15) Розанова Н. М., Конкуренция сегодня: процесс или результат? // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 8. — С. 5-10
16) Серова О. А., Социальное предпринимательство: выбор организационно-правовой формы // Гражданское право. — 2019. — № 2 (март-апрель). — С. 11-15
17) Смирнов Е. Н., Конкурентоспособность в эпоху глобальной цифровизации // Международная экономика. — 2020. — № 6. — С. 30-35
18) Тренды года: Дальнейшая цифровизация бизнеса и разработка новых отечественных IT-продуктов // Управление персоналом. — 2022. — № 21 (665). — С. 60-66.
19) Устинова О. В., Государственная политика в сфере предпринимательства в России: ретроспектива и современность // Вопросы истории. — 2021. — № 12, ч. 5. — С. 87-97
20) Фетисов В. А., Точки роста в экономической политике современной России в условиях внешних ограничений // Власть. — 2022. — № 3. — С. 150-155
21) Чориев Рахмон Али, Пукач Г. В. Некоторые проблемы развития малого бизнеса в России//МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 256-259
22) Шипулина С. М. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России, ее необходимость и важность//СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2022. С. 62-63
23) Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. — М.: Волтерс Клувер, 2020.
24) Юдин И. Б., Оценка влияния уголовного преследования предпринимателей на развитие малого и среднего бизнеса в России // Вопросы экономики. — 2022. — № 7. — С. 68-84.
Интернет-ресурсы.
25) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 29.10.2022)