Фрагмент для ознакомления
2
Развитие личности в условиях компьютерного обучения
2. Эмпирическое исследование развития личности в условиях компьютерного обучения
2.1. Процедура и методы исследования
На основе теоретико-методологического анализа, проведенного в данном исследовании, был спланировано и проведено эмпирическое исследование.
Особенности развития личности в условиях компьютерного обучения были оценены на основе анализа модели эффективности развития личности в условиях компьютерного обучения.
Эксперимент проводился с сентября 2021 года по март 2022 года. Исследовательской базой была средняя общеобразовательная школа № 17. Выборка исследования составила 30 человек в возрасте от 14 до 15 лет, учащиеся 9 класса. Группа была разделена на контрольную (15 человек) и экспериментальную (15 человек). Разделение осуществлялось по принципу применения учебных методов на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе осуществлялась работа с применением технологий компьютерного обучения.
Эффективность реализации модели оценивалась по показателям учебной деятельности, а также показателям диагностической психологической методики.
Гипотеза экспериментального исследования основана на предположении о том, что применение развития личности в условиях компьютерного обучения в преподавании уроков русского языка: положительным образом повлияет на развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся, а также на развитие личностных качеств (рефлексивность, самоорганизация, волевые качества, субъектность).
На основе теоретико-методологического анализа сущностных характеристик развития личности в условиях компьютерного обучения , видится возможным представить критерии эффективности развития личности в условиях компьютерного обучения, в частности, на уроках русского языка (Таблица 1).
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
1. Результаты по методике Дембо-Рубинштейн.
В обследованной группе были выявлены показатели уровня притязаний и показатели уровня самооценки у подростков в контрольной и экспериментальной группах.
Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 1.
Итак, можно констатировать, что в группе 6 обследованных подростков достаточно реалистично оценивают свои возможности, имеют адекватный уровень притязаний. По разным причинам, также 6 ребят имеют несколько нереалистичное представление о своих возможностях и стремятся к высотам или целям, которых на данный момент не могут достичь, в силу разных причин (возраст, материальные возможности, способности, возможности здоровья и др.).
Также 3 человека (20%) обследованных ребят, наоборот, склонны занижать уровень своих притязаний, что также отрицательным образом может сказываться на постановке целей, формировании стремлений у подростков на формировании волевых процессов. Подростки не считают нужным стремиться к чему-либо, в силу того, что не верят в свои возможности или в то, что у них получится достигнуть намеченного.
Относительно самооценки – в группе было выявлено 6 подростков с заниженной самооценкой. Это говорит о наличии проблем в формировании личностного благополучия. Подростки либо не верят в себя, в свои силы, либо «защищаются» с помощью такой заниженной самооценки от определенной ответственности, которая уже принадлежит им в этом возрасте, от необходимости принимать решения, самим отвечать за свои поступки и т.д.
Адекватный уровень самооценки показали 7 ребят (35%) из числа опрошенных. Подростки адекватно оценивают себя по параметрам методики и соответствуют критериям адекватности оценки себя. Также, 4 респондента (25%) оценивают себя несколько завышено. При таком результате, подростки могут ошибаться в объективной оценке себя в отношении своей деятельности, поведения, может проявляться «закрытость для опыта», когда подросток не хочет или не может по каким-то причинам прислушаться к мнению окружающих о себе и т.д.
Заключение
Таким образом, в прикладной части исследования представлены результаты эмпирического исследования критериев развития личности в условиях компьютерного обучения (на примере оценки использования технологий компьютерного обучения на уроках русского языка).
Особенности использования технологий компьютерного обучения в в современном образовательно-воспитательном процессе отвечают требованиям развития общества и процессам обновления, происходящим в системе образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бутин, Г.С. Педагогика / Г.С. Бутин. – СПб. : Паритет, 2021. – 259 с.
2. Верховин, А.С. Электронное обучение / А.С. Верховин. – М. : Издательство «Фербер Манн Иванов», 2019. – 570 с.
3. Голицина, Н.В. Творческие исследовательско- познавательные проекты обучающихся с использованием компьютера / Н.В. Голицина. – СПб. : Питер, 2019. –144 с.
4. Демина, М.А. Новая информационная технология в работе с школьниками / М.А. Демина. – М. : Просвещение, 2021. – 128с.
5. Конев, Р.Л. Связь обучения компьютера / Р.Л. Конев. – М. : Дело, 2020. – 252 с.
5. Курочкин, С.А. Выбор индивидуальной траектории обучения / С.А. Курочкин. – М. : Ника, 2020. – 396 с.
6. Пономарева, О.С. Об информатизации системы образования в России / О.С. Пономарева// Педагог. – 2022. №7. С.13-16.
7. Токарев, В.А. Основы компьютерной грамотности / В.А. Токарев. – М. : Академия, 2019. –407 с.