Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наследование относится одному из самых древних и достаточно хорошо известных способов приобретения имущественных прав. При этом, на всем пути своего исторического развития, наследование, как институт гражданского права и способ осуществления гражданских прав, не оставалось неизменным, а трансформировалось, в соответствии с общими направлениями развития общества, права, а также собственно имущественных правоотношений, которые сильно отличались, пример, при рабовладельческом и постиндустриальном этапах истории.
1. СТАНОВЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА НА РУСИ
1.1 Зарождение древнерусского права о наследовании
Наследование выступает одним из самых старых и консервативных областей права. Ни одно основательное изучение государственно-правовых механизмов того либо другого государства не может обойтись без хотя бы поверхностного обзора системы наследования. Характер наследственных положений указывает с экономической точки зрения специфичность перераспределения материальных благ, а с юридической точки зрения выступает звеном, которое логически завершает всю последовательность цивилистических связей, как лица, так и общества.
Институт наследования возникает тогда, когда на сцене появляется индивид, пусть даже находящийся в плотной связи со своим родом, племенем и общиной. Само присутствие наследования, тем не менее, не означает появление самого наследственного права.
Древнеримские Законы XII таблиц V в. до н.э. хотя и не были самыми первыми в мире памятниками, которые содержали положения о наследовании, но исключительно этот исторический документ заложил основу последующего формирования всего европейского наследственного права. Только с того времени стала прививаться культура testamentum, т.е. воли завещателя о своем имуществе, которой и на сегодняшний день отдается предпочтение. В Древнем Риме формируются положения наследственного права, в той либо другой степени, которые были восприняты романо-германской правовой семьей, возникает и система наследственного права, которая состояла из субинститутов наследования по завещанию, а также наследования по закону и разнообразных наследственных процедур .
Для теории отечественного права, во многом включившего идеи романо-германской системы, очень важен опыт французского, итальянского и германского законодательства. К примеру, рассмотрев нынешний итальянский Codice Civile, который был введен Декретом короля Виктора Эммануэля III от 16 марта 1942 г., можно отметить, что сформировавшаяся система наследственного права образует вторую книгу (сразу же за книгой первой - о праве лиц и семейном праве) и включает 354 статьи .
1.2 Основы возникновения наследования по закону и завещанию
Договор Руси с Византией 911 года отмечает такое понятие как «обряжение», то есть наследование по завещанию. «Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его» . Однако, тут необходимо отметить, что подобная развитая форма наследования скорее была развита только в имущей среде, тогда как в крестьянской среде оставалось существовать обычное наследование .
Если рассматривать договор руссов с греками в 911 года, то можно отметить, что изначально такой порядок наследования был распространен среди дружинников (например, которые находились на службе в Византии). Данный договор впервые в отечественной истории разделили наследование по закону и завещанию. Однако хочется отметить, что некоторые правоведы по поводу признания данного договора, как источника наследственного права Руси, довольно спорны. Так, отечественный правовед П. П. Цитович П.П., анализируя данные договора пришел к выводу, что они не выступают источниками отечественного права наследования: «Для нас по крайней мере ясно, что история догм русского права наследования не может быть начата с этих памятников, и не может прежде всего потому, что она не может же начинаться где-то за пределами Русской земли. Памятники эти не суть документы русского права, и потому содержание некоторых из имеющихся в них постановлений о наследовании может быть лишь поводом, а никак не материалом для того, чтобы пускаться в какие-нибудь догадки и предположения о русском наследовании до Русской Правды» . Также по мнению Г. Ф. Шершеневича, ранние указания договоров с греками, которые показывали исключительно иноземные законы, не служат выразителем исконно русского наследования .
Рассматривая наследственное право в Древней Руси, нужно отметить, что нормативно-правовые нормы того времени уже признавали и наследование по завещанию, и наследование по закону (обычаю). Само наследование обозначалось как «задница» (либо «статок»), то есть подразумевалось то, что оставалось после смерти определенного человека .
Установившееся законодательство о наследстве в этот период по завещанию четко говорит о том, что на Руси в это время имущество принадлежало непосредственно лицу, а не самому роду; так как если бы имущество полностью принадлежало роду, то не было бы и завещания: член рода не смог бы оставлять распоряжения или отдавать в собственность после своей смерти то, на что и сам не имел права собственности при жизни .
Наследство по закону отмечается тем, что родственные отношения и в то время носили такое же значение, какое они носят и в современный период, то есть законодательство признавало права родственников на собственность умершего, если отсутствовало завещание. При наследовании по завещанию закреплялась доля каждого из сыновей, а вот в случае отсутствие завещания подобное сделать они обязаны были сами.
2. ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В ОТДЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ДРЕВНЕЙ РУСИ
2.1. Наследственные нормы в Русской Правде
Важнейшим законодательным памятником Древнерусского государства явилась Русская правда (X в.) «ибо в ней охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права» .
Русская Правда является самым древним источников, с которого взяло начало формирование право на Руси. Это первый свод законов Руси, который включил как обычное право, право византийских источников, так и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. До нас данный Свод законов дошел в более чем ста списках XIV–XVI вв. В научной литературе можно встретить множество споров о происхождении Русской Правды и ее содержания.
На сегодняшний момент, все тексты Русской правды по содержанию делят на три ре¬дакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Самая древняя – это Краткая Правда, которая состоит из двух основных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Правда Ярослава – это раздел по уголовному праву состоящей из первых 18 статей Краткой Правды. Пытаясь заручиться поддерж¬кой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись). Статьи с 19 по 43 Краткой Правды называют Правдой Ярославичей, они включили в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей.
Пространная Правда является второй редакцией русской Правды относящейся к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. С 1 ст. по 52 Пространной Правды – это Суд Ярослава Владимировича, который обобщает законодательную практику князя Ярослава Мудрого. Статьи с 53 по 121 представляют Устав Владимира Всеволодовича Мономаха, представляет набор постановлений князя. В Пространной Правде представ¬лено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наслед¬ственное, основательно разработан юридический статус категорий на¬селения (о чем уже шла речь), содержится банкротский устав, введен¬ный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.
Наследниками по закону на основании данного документа выступали члены семьи в «самом тесном смысле, то есть как союз супружеский или союз родителей и детей» . Наследство переходило к князю лишь в том случае, когда у умершего не оставалось детей. У жены доля была очень мала, за счет выделенной доли прожить не представлялось возможным. В этом случае дети брали свою мать на содержание, а оставшееся после нее имущество они получали как вознаграждение.
То есть можно сделать вывод, что по Русской Правде наследование было ограничено только кругом семьи, наследственное имущество не переходило к боковым родственникам. Правовед Г. Ф. Шершеневич в связи с этим указывал, что суть исторического формирования наследования состояла в том, что данный процесс шел параллельно росту индивидуализма и снижению связи между родственниками .
Согласно Русской Правде, наследникам переходило такое имущество, как: движимость, двор, товар, рабы или скот. Совершенно не упоминается такой объект, как «земля», так как она на данном историческом периоде не была объектом частной собственности, а, следовательно, и не могла быть передана по наследству.
В Пространной Правде существовал целый устав о наследстве. Так, ст.ст. 90 и 91 документа устанавливают ограничения в общинах смердов, согласно которым имущество умершего, не оставившего детей, переходит князю. Если остались только дочери наследника, то им может быть выделена только небольшая часть на приданное. А вот у дружинников и бояр «наследство князю не идет, его наследуют дочери» . В остальных частях рассматриваемого документа регламентируется наследование на основе частной собственности, а также индивидуальности хозяйства.
2.2 Наследование по Псковской судной грамоте
Исследование юридических источников Древнерусского государства представляет исторический познавательный интерес, а также позволяет принять во внимание накопленный опыт (как положительный, так и отрицательный) при становлении отечественного законодательства.
Историк И.Д. Беляев верно указал, что «современная жизнь нашего Отечества и современное законодательство не могут быть вполне понятны и ясны для нас, ежели мы не знакомы с судьбами и историей предшествовавшей жизни и законодательства, ибо везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего; а в законодательстве эта связь предшествовавшего с последующим еще яснее: каждый последующий законодательный памятник есть не что иное, как развитие предшествовавших памятников, для которых он служит или дополнением, или объяснением, или ограничением и отменением» .
Трансформация типа государства (на что оказало влияние развитие экономики, а также расслоение нашего общества и внешнеполитическая обстановка), несомненно, потянуло за собой и различные модификации в самом праве.
Судная грамота города Пскова была принята вечевым собранием города в середине XV в. Она выступила главным источником права для этого города до его непосредственно присоединения к г. Москве.
Псковская судная грамота известна в единственном списке из большого сборника, который был составлен в 1638 г. Имеющаяся там копия данного документа была представлена, скорее всего, с довольно древней рукописи, так как уже сам переписчик XVII в. был не в состоянии понять и переписать отдельные места оригинала. Подобное можно объяснить неясность отдельных статей этого документа. Судная грамота была составлена примерно в 1467 г. «по благословению отец своих попов всех 5 съборов» .
Псковская грамота, которая состояла из ста двадцати статей, выступает крупнейшим памятником русского феодального права после такого документа, как Русская Правда. Отдельные статьи документа уже были приняты и осуществлялись задолго до формирования Судной Грамоты. К примеру - «Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты...». Где Князь Александр - это князь Александр Михайлович Тверской, который был изгнан из Твери и который княжил в Пскове с 1327 по 1337 г., а под «Костянтин» подразумевался Константин Дмитриевич, который являлся братом великого князя московского Василия I Дмитриевича, который княжил в Пскове в 1407 и 1412 гг.
Помимо грамот подобных князей, Псковская грамота базировалась также на судебной практике и, кроме того, вечевых документах, которые были приняты ранее: «... и изо всех приписков псковъских пошлин» .
Псковская судная грамота, вероятно, включала в своем содержании еще один памятник - это Псковскую Правду. О данном памятнике оговаривается в договорной грамоте 1440 г. Казимира Польского с Псковом: «аже вчыниться пеня нашым ... кончати по Псковъской Правде и по целованию» .
Псковская судная грамота оставила свой отпечаток лучше, хотя только в единственном списке, списке XVI в., который был обнаружен в 1847 г. в биб¬лиотеке графа Воронцова в Одессе проф. Мурзакевичем. С этого времени Псковская судная грамота большое количество раз издавалась. Такой документ был принят на вече «по благословлению попов всех 5 соборов» .
Собственно Псковская судная грамота и предоставляет возможность говорить о последующем становлении положений права Древней Руси. Ее положения включают информацию об экономическом и политическом статусе города Пскова, о классовом составе общества того периода и положении разнообразных социальных групп, о государственном строе, о суде, о существенном становлении в сравнении с Русской Правдой институтов как гражданского, так и уголовного права.
Псковская судная грамота не только формирует главные положения документа под названием Русская Правда, но и продвигается существенно дальше. Подобное можно объяснить тем, что Псковская судная грамота отображает более высокий уровень общественной экономической жизни, чем этот было в период принятия Русской Правды. К примеру, существенное место в Псковской судной грамоте было отведено положениям, которые относятся к гражданскому праву. Хотя в Русской Правде подобных положений права еще достаточно небольшое количество.
Псковская судная грамотавыступает главнейшим памятником права при исследовании гражданско-правовых отношений города Пскова. Русская Правда выступала как кодекс, который содержал в первую очередь положения уголовно-процессуального права. Положений, которые регулировали гражданско-правовые отношения, в Русской Правде представлено было недостаточно. Помимо этого, Русская Правда абсолютно не включала положения, которые регламентировали бы земельные отношения. Псковская судная грамотав данном отношении значительно отличается от предыдущего нормативного акта - Русской Правды .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходной точкой развития права были родоплеменные обычаи; каждое племя обладало собственной системой родоплеменных обычаев, отличавшейся от других.
С объединением государства появляется новый правовой источник - княжеские уставы и ряды, способствовавшие унификации прежних неписаных племенных установлений. Их было, конечно, недостаточно для потребностей единого Древнерусского государства, и на основе обычного племенного права и княжеских актов к началу X в. оформляется «Закон русский» - высший правовой акт Киевской державы. Это не означало, что прежнее племенное право уходит в небытие; оно продолжает применяться, но сфера этого применения сужается. «Закон русский» в первую очередь охранял такие права человека, как жизнь, здоровье, личное достоинство, а также активно защищал частную собственность.