Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние десятилетия основным предметом изучения лингвистики является человек во всем многообразии своих социальных и коммуникативных ролей. Такой антропоцентричный подход заставлял отечественных исследователей искать различные способы понимания и указания этого субъекта. В результате возникло такое понятие, как «речевой портрет».
Одним из признанных мастеров слова является Ноам Хомский – американский философ и лингвист, работы которого внесли существенный вклад в развитие когнитивных наук. В рамках данного исследования целесообразно охарактеризовать основные особенности речевого портрета Ноама Хомского для выявления тех его особенностей, которые позволили данному деятелю прочно утвердиться в науке.
Степень изученности темы. Теория речевого портрета зародилась в Московской социолингвистической школе и была основана учёным-лингвистом М. В. Пановым. Материалы исследования изложены в научной работе «История русского литературного произношения XVIII–XX вв.», где автор впервые описывает принципы составления фонетического речевого портрета. В этой работе русские орфоэпические нормы представлены в историческом и персонализированном аспекте. Впоследствии автор на основе своих же исследований составляет фонетические речевые портреты, в числе которых есть речевые портреты: А. А. Вознесенского, М.А. Реформатской, В. Н. Яхонтова.
Также учёный создаёт фонетические портреты с учётом различных социальных характеристик людей, таких как возраст, профессия, социальное положение, существование речевых особенностей локального характера и культурной традиции в речи (бытовой, поэтической, театральной) и т. д. Индивидуальные особенности произношения конкретного носителя языка, которые описываются в этих портретах, также показывают и речевые особенности, и общности в целом.
На сегодняшний день, ввиду антропоцентричного подхода к изучению языка, разработка концепции речевого портрета активно продолжается многими отечественными учеными-лингвистами. Так, Г. Г. Матвеева понимает под речевым портретом «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего». Исследователь отмечает, что с помощью речевого портрета фиксируется речевое поведение, которое «автоматизируется в случае типичной повторяющейся ситуации общения».
Ученые отмечают, что речевой портрет может быть индивидуальным и коллективным, как и языковая личность. В центре внимания индивидуального речевого портрета находится индивидуальный стиль, отражающий особенности определенной языковой личности. А по коллективному речевому портрету можно судить о речевых характеристиках какой-либо социальной группы.
Рассмотрим определение Т. П. Тарасенко: «Речевой портрет – это совокупность языковых и речевых характеристик личности или социума в отдельно взятый период существования», который отражает социальные, этнокультурные, возрастные, гендерные характеристики.
В современных работах, посвященных изучению речевых портретов, чаще всего приводится определение Ю. Н. Караулова. Согласно Ю. Н. Караулову речевой портрет «это реализация в речи языковой личности человека, то есть представление в речи многокомпонентного и многослойного набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности». То есть, автор отмечает, что данный термин подразумевает собой описание основных языковых характеристик и особенностей.
Е.А. Земская понимает речевой портрет более широко и включает в него специфику речевого поведения и профессиональный фактор. Автор считает, что «… для того, чтобы лучше проникнуть в условия функционирования языка, необходимо более детальное изучение отдельных языковых личностей, то есть создание речевых портретов. Монографическое описание речи отдельных лиц, характеризуемое пристальным вниманием к ее особенностям на всех уровнях языка, к специфике речевого поведения, учитывающее личные и профессиональные свойства, особенности биографии, условия усвоения родного 8 языка и т. п. В результате такого изучения мы получаем речевой портрет отдельного человека, отражающий как его общие черты, так и индивидуальные черты, присущие ему как личности».
Таким образом, в определении к термину «речевой портрет» ученые сходятся во мнении о том, что есть смысл проводить исследование речевого портрета, взяв за объект исследования ту самую «речевую личность», которая, как и речевой портрет, может быть индивидуальной и коллективной.
Обобщая вышеупомянутые определения, можно сделать вывод о том, что речевой портрет – это совокупность речевых предпочтений и описание языковых характеристик языковой личности и группы в целом.
Так как в определениях к термину «речевой портрет» часто фигурирует термин языковая личность», без трактовки данного термина исследование может получиться неполным. Поэтому, необходимо учитывать как в современной лингвистике понятие «речевой портрет» соотносится с таким понятием, как языковая личность. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что речевой портрет и есть языковая личность, воплощённая в речи при определённых условиях в конкретном социальном пространстве. «Понятие речевого портрета может рассматриваться с разных позиций, при этом в целом большинство подходов трактуют речевой портрет как определённую характеристику языковой личности» (Юдина, Кузнецова, 2016). «Исследование речевого портрета, по сути, является отдельным направлением изучения языковой личности» (Бабушкина, 2012).
Таким образом, анализ речевого портрета становится описанием специфики различных уровней, в которых находит реализацию языковая личность.
Для разграничения данных смежных понятий необходимо изучить термины «язык» и «речь», которые в целом образуют единую систему и вместе составляют речевую деятельность, но при этом обладают принципиальными различиями. Речевая деятельность имеет точки соприкосновения с такими 9 научными областями, как физиология, физика, психика. Вместе с тем её сфера является индивидуальной и социальной. Согласно Ф. де Соссюру, «языку свойственен исключительно социальный характер, и его взаимосвязь с социумом определяет его абстрактность и тенденцию к неизменности, устойчивости; речь, в свою очередь, является индивидуальной и потому имеет изменчивый характер».
Современные лингвистические исследования с опорой на положения Ф. де Соссюра проводят «горизонтальную» границу между языком и речью: считается, что виртуальное следует относить к языку, а актуальное области речи. «Язык и речь противопоставляются как индивидуальное, эксплицитное, стабильное явление, объект идеального мира, культурное достояние, система, имеющая уровневую организацию, – с одной стороны, и социальное, имплицитное, динамическое явление, объект материального мира, функциональная система, имеющая линейную структуру, стороны».
Таким образом, можно отметить, что речи больше свойственна динамика, язык же можно приниматься за статическую величину. Соотношение языка и речи построено таким образом, что система языка включает в себя лишь самые постоянные и логичные речевые компоненты. По аналогии с приведенными соотношениями прослеживается взаимосвязь и различия понятий «языковая личность» и «речевой портрет».
Понятие «языковая личность» имеет долгую историю становления, однако в научный обиход данное понятие ввёл В. В. Виноградов. Он впервые в отечественной науке употребляет словосочетание «языковая личность». В книге «О языке художественной литературы», ученый развивал два понятия: «образ автора» и «художественный образ», разработка которых привела его к вопросу о соотношении данных понятий с «языковой личностью» в произведении.
Одним из первых в отечественной лингвистике он формулирует понятие «языковая личность» и делает особый акцент на его системообразующем характере, включающем в себя индивидуальные и коллективные параметры. В. В. Виноградов пишет о возможности изучения языковой личности автора и языковой личности персонажа.
Ю. Н. Караулову принадлежит более полное определение языковой личности, которое повлияло на широкое распространение данного понятия в отечественной лингвистике. Языковую личность он определяет как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью».
Ученый выделил трёхуровневую структуру языковой личности с точки зрения семантики и прагматики в языке, состоящую из вербально-семантического или структурно-системного уровня, характеризующего лексикон человека; лингво-когнитивного, включающего в себя тезаурус личности, систему знаний о мире; мотивационного, отражающего систему целей, мотивов и прагматических установок личности в процессе речевой деятельности.
О связи понятий «речевой портрет» и «языковая личность» заявляет множество учёных. «Языковая личность как объемная модель, определяемая с позиций языкового сознания и речевого поведения, получает свою текстовую репрезентацию в виде речевого портрета. В лингвоперсонологии языковая личность является объектом речевого портретирования, в свою очередь, речевой портрет – один из жанров описания языковой личности».
Некоторые исследователи считают, что «понятие речевого портрета в узком смысле соотносится с особенностями речевого поведения человека, в широком – с языковой личностью, прототипом носителя определенного языка».
Таким образом, мы видим, что связь понятий «языковая личность» и «речевой портрет» основана на отношении «объект исследования-способ исследования» соответствено.
В данной работе мы опираемся понятие речевого портрета, предложенной большинством ученых (Ю. Н. Карауловым, Н.В. Юдиной, Е.А. Кузнецовой, О. И. Асташовой и т. д.), где термин определяется как описание речевых характеристик коллективной языковой личности, которая, в 11 свою очередь определяется как «некое сообщество людей, говорящих на данном языке».
Также проведенный анализ позволил нам выделить следующие характеристики речевого портера, ключевые для нашего исследования:
1. Речевое портретирование как процедура опирается на факты, доступные непосредственному наблюдению;
2. Материалом речевого портрета является полный набор дискурсивных практик, т. е. то, из чего складывается речевое поведение индивида (группы);
3. Речевой портрет является продуктом деятельности исследователя-лингвиста.
Объект исследования: речевой портрет
Предмет исследования: выявление основных характеристик речевого портрета Н. Хомского.
Цель исследования: проанализировать особенности речевого портрета Ноама Хомского.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «Языковая личность»
2. Определить сущность языкового портрета и его видов
3. Провести обзор основных периодов жизни и деятельности Н. Хомского
4. Проанализировать особенности речевого портрета Н. Хомского.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) метод научного описания;
2) метод контентного анализа;
3) контекстуальный анализ;
4) компонентный анализ.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, два раздела основной части, заключение, список использованных источников.
Раздел 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность понятия «Языковая личность»
Термин «языковая личность» впервые был введён немецким учёным Й. Л. Вайсгербером. В отечественной науке этот термин впервые применил В.В. Виноградов. Научное определение термину «языковая личность» дано в работах Ю.Н. Караулова.
Именно Ю.Н. Караулов ввёл в широкий научный обиход термин «языковая личность». Согласно его определению, языковая личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека особенностями порождаемых текстов» [17, с. 91].
В лингвистике наряду с термином «языковая личность» используются также понятия «речевая личность» [8, с. 119], «коммуникативная личность» [26, с. 164].
Таким образом, тесная взаимосвязь понятий языковая личность и речевой портрет состоит в взаимообусловленности языка и речи [15, с. 103].
Связь этих понятий наблюдается при изучении индивидуального, коллективного, национального речевого портрета, при рассмотрении уровней структуры языковой личности и схемы анализа речевого портрета. Анализ речевого портрета позволяет более детально понять особенности той или иной личности, выявить социокультурный отпечаток, глубже понять потребности и систему ценностей.
Языковая личность отражает характеристики: социальные, этнокультурные, возрастные, гендерные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алюнина О.Г. Понятие речевого портрета современных лингвистических исследованиях. [Электронный ресурс URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=1]
2. Бех Н.Н., Савилова И.В., Сайкова Н.В. Школьные изложения и тип языковой личности // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. 1. Проблемы письменной речи и развития языкового чувства. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. С. 82–88.
3. Бирюкова Е.О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе [Электронный ресурс URL: https://www.studmed.ru/biryukova-e-o-individualnyy-rechevoy-portretgovoryaschego-v-televizionnom-diskurse_507d6c9fc9c.html].
4. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дисс. … д-ра филол. наук / Г.И. Богин; Ленинградск. гос. ун-т. – Л., 1984. – 31 с
5. Бойко Л.Б. Основы теории социально-групповых диалектов: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2009. 46 с.
6. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001. – № 1. – С. 64-72
7. Гордеева, М. Н. Речевой портрет и способы его описания / М. Н. Гордеева – Москва : МАЛП, 2008. – 101 с
8. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А., Скопюк Т.Г. Основы антрополингвистики. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 128 с.
9. Иванцова И.В. Проблемы формирования методологических основ лингвоперсонологии // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Филология. 2008. № 3 (4). С. 27–43.
10. Инфантова Г.Г. Сильная языковая личность: ее постоянные и переменные признаки // Речь. Речевая деятельность. Текст. -Таганрог, 2000.
11. Инфантова Г.Г. Язык. Речь. Личность: монография/Отв. редактор Сенина Н.А. / Ростов – на –Дону: Легион, 2008. - 504 с
12. Иссерс О.С. Коммуникативный портрет языковой личности (на примере писем Сергея Довлатова) // Русистика сегодня. 2000. № 1–4. С. 63–75.
13. Иссерс, О. С. Речевое воздействие : учеб. пособие / О. С. Иссерс. – Москва : Флинта, 2016. – 224 с.
14. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов – Москва : Наука, 1987. – 264 с.
15. Китайгородская, М. В. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия : монография / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. – Москва : Наука, 1995. – 128 с.
16. Колесова, А.И. Аврам Ноам Хомский о языке, речи и смысле // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018. С. 122-126.
17. Котюрова М.П. Идиостиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 95–99.
18. Мамаева, С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности / С. В. Мамаева — Кемерево : Леспед, 2008. – 230 с.
19. Олешкова, А.М. Языковая теория Ноама Хомского: философский аспект // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 8. С. 138-143.
20. Павлычева Е.Д. К вопросу о типологической классификации видов понятия «речевой портрет» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2016. № 1. С. 144–150.
21. Попова С.В. Лингвокультурный типаж «школьная учительница»: субъектное позиционирование: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2012. 21 с
22. Пономарев Н. Ф. Постмодернистские стратегические коммуникации. Постравда. Мемы. Трансмедиа: Монография / Н. Ф. Пономарев. Москва: РУСАЙНС, 2020. – 174 с.
23. Соколова О.И., Станиславская С.А. — Речевой портрет журналиста В.М. Пескова как носителя полнофункционального типа речевой культуры // Litera. – 2020. – № 3. – С. 41 - 47.
24. Старцева Т.В. Когнитивное моделирование лингвокультурного типажа EMIGRANT: на материале ирландской литературы XX-XXI в.: автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2012. 21 с
25. Турсунова, А.А. Порождающая грамматика Ноама Хомского // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2022. Т. 22. № 2. С. 79-82.
26. Чепкасова, Е.В. Ноам Хомский об образовании в условиях глобализации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 4 (13). С. 39-41.
27. Binoy Barman — The Lingustic Philosophy Of Noam Chomsky
28. Noam Chomsky. "Tool Module: Chomsky's Universal Grammar" — 2010
29. Pennebaker, J.W., King, L. A. Linguistic Styles: Language Use as an Individual Difference. Journal of Personality and Social Psychology 1999, Vol. 77, No. 6, р.1296- 1312.
30. Weiwei Shen, Online Privacy and Online Speech: The Problem of the Human Flesh Search Engine, 12 U. Pa. Asian L. Rev. (2016)