Фрагмент для ознакомления
2
Путь демократизации в России начался в период 1990-х годов. Данный процесс находится в тесной зависимости от уровня правовой культуры общества, т. е. улучшение качества жизни людей находится в тесной зависимости от активности их самих. Следовательно, изменения проходимые в обществе требуют и изменений в образовательных организациях. В настоящее время перед школой ставится задача преодоления авторитарных традиций, сформированных за годы советской власти. Необходимо, чтобы выпускаясь из учебного заведения, обучающиеся могли успешно жизнь в демократическом правовом государстве, т. е. современный учебно-воспитательный процесс должен основываться на демократический ценностях и уважении к правам человека.
Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об образовании» еще в 1992 году. На сегодняшний день ученическое самоуправление базируется на статье 26 пункт 6 федерального закона «Об Образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Актуальность развития ученического самоуправления заключается в том, что тенденции развития современного общества ориентированы на то, что человек должен уметь принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, он должен быть готов к сотрудничеству и установлению межкультурных коммуникаций. Становление перечисленных качеств наиболее эффективно происходит в образовательной деятельности, т.к. человек получает навык адаптации к жизни в реальном мире.
Современный этап социально-экономического и научно-технического развития нашего общества выдвинул повышенные требования к системе образования. Образовательная система сегодня представляет собой сложный комплекс учебно-воспитательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство образования. Проблема самоуправления в образовании в целом является актуальной на сегодняшний день.
Проблема ученического самоуправления была поставлена такими выдающимися педагогами как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий. Современные исследования данного феномена принадлежат таким авторам как В. М. Коротков, М. И. Рожков, Д. А. Рогатким и др.
Цель исследования: изучить особенности развития самоуправления в классном коллективе.
Объект исследования: ученическое самоуправление.
Предмет исследования: процесс развития самоуправления в классном коллективе .
Гипотеза исследования: ученическое самоуправление способствует гармоническому и всестороннему развитию личности обучающегося..
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать исторические аспекты становления самоуправления в классном коллективе
2. Выделить особенности организации самоуправления в классном коллективе как педагогической проблеме.
3. Обобщить педагогические условия организации самоуправления в классном коллективе.
4. Провести анализ состояния развития ученического самоуправления в современной школе
5. Разработать рекомендации классному руководителю по созданию условий развития самоуправления в классом коллективе.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемых источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Исторические аспекты становления самоуправления в классном коллективе
Ученическое самоуправление является основным звеном в становлении самодеятельной организации детской жизни в школе. Оно олицетворяет демократическую и самодеятельную атмосферу, защищает и обеспечивает права всех участников коллектива, способствует формированию у школьников гражданственности, а также развитию социальных навыков поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях; формированию более четкой и сознательной позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию. Помогает всему педагогическому коллективу в проведении различных мероприятий, выступает их инициатором.
В истории развития ученического самоуправления ХХ века можно выделить несколько этапов. Первый этап связан с датой 1905 года – года буржуазно-демократической революцией в России. В это время начинается либерализация образовательного процесса и, как основное условие, развивается школьное самоуправление. Под давлением революционно настроенных народных масс в 1905 году министерством Народного Просвещения были внесены некоторые изменения в устав школы, которые передавали часть управленческих функций ученическом коллектив. Однако после завершения революции практически все уступки, на которые пошла монархия и все демократические завоевания были сведены на нет.
Однако ещё в дореволюционный период наиболее передовые деятели народного образования реализовывали демократические принципы в практической работе в школе. Среди них выделялся С.Т. Шацкий, создавший колонию «Бодрая жизнь», в которой действовало самоуправление. Обобщая этот опыт, С.Т. Шацкий пришел к целому ряду важных выводов относительно самоуправления, изложенные в книге «Бодрая жизнь» [9].
В учебном заведении, которое возглавлял С.Т. Шацкий, были заложены первые основы самоуправления, предусматривающие внутреннее единство педагогов и детей, практиковалось преодоления расхождений в их деятельности, поиск компромиссов, воспитание нравственности. Он стремился к созданию общества, но не детского только, а общества детей и взрослых. Главную цель и основной смысл детского самоуправления он видел в воспитательной роли детского коллектива в формировании личности ребенка. Жизнь в колонии была подчинена строгому ритму режиму и наполнена разумным содержанием: работой, самообслуживанием, игрой, театром, музыкой и спортом, изданием школьного журнала «Наша жизнь». Органы самоуправления избирались на общем собрании – «сходках», на которых решались все проблемы организации и жизнедеятельности школы, обсуждались вопросы дисциплины и порядка, учебы и культурного отдыха. Особенно ценным для педагогики было то, что С.Т. Шацкий стремился опираться в своей деятельности на трудовое воспитание учащихся, которое тоже было построено на основе детского самоуправления. Однако слабым местом его опыта была недостаточное внимание к вопросам, связанным с изучением готовности воспитанников к общественной работе.
Второй этап развития ученического самоуправления наступает после Великой Октябрьской социалистической революции. Школьное самоуправление переживает свое бурное развитие. Этому способствовало принятие соответствующих нормативных документов в области образования, разработкой которых руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский. В «Декларации о единой трудовой школе», принятой 16 октября 1918 г., говорится о важной роли ученического самоуправлении в становлении личности учащихся: перед тем, как стать достойными гражданами государства, необходимо стать достойными гражданами школы [21].
При любой структуре высшим органом ученического самоуправления было общее собрание учащихся, при этом организационные формы самоуправления строго не регламентировались. В школьных коллективах действовали общие и делегатские собрания учащихся; были широко распространены как постоянные, так и временные объединения. Активную работу по укреплению школ рабочихподростков вели комсомольские и пионерские организации.
На 20-е годы вместе с окончанием гражданской войны приходится борьба с беспризорностью – одним из последствий социальных потрясений тех лет. В педагогической практике было много разработок по борьбе с данной проблемой. Одна из главных идей: создание трудовых школ, опытно-показательных школ и школ-коммун, которые распространились по всей стране благодаря деятельности А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинского и других, что сыграло огромную роль в развитии сначала теории, а затем и практики школьного самоуправления в нашей стране.
На примере деятельности коммуны им. Ф. Э. Дзержинского,
А. С. Макаренко представил основные элементы и принципы управления жизнедеятельностью детского коллектива, определил организационное строение органов самоуправления, основные функции и принципы развития детского актива. А. С. Макаренко считал важным для коллектива стиль и тон его жизни и деятельности. Они являются самыми существенными и важными элементами коллективного воспитания. Стиль – внутренняя духовная сила коллектива – предполагает чувство собственного достоинства, что следует из представления о ценности своего коллектива, гордость за него; активность или сдержанность в движениях, слове, проявлении эмоций. Он проявляется в тоне – общей духовно-эмоциональной окраске деятельности коллектива.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова М. А. Проблема формирования самоуправления в начальной школе / М. А. Абакумова, Л. В. Сгонник // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. – № 11(27). – С. 776-785.
2. Адамич А. В. Школьное ученическое самоуправление как ресурс личностного роста учеников образовательного процесса / А. В. Адамич, О. А. Васильева. – М. : Слово учителю, 2018. – 30 с.
3. Александрова М. А. Классному руководителю о самоуправлении в классе : Методические рекомендации / М. А. Александрова, Е. И. Баранова, Е. В. Володина. – Москва : Сфера, 2006. – 96 с.
4. Алымова Н. А. Школьное самоуправление / Н. А. Алымова, Е. И. Надточий. – Волгоград : Смысл, 2018 – 165 с.
5. Валькова М. Формирование школьного ученического самоуправления: функции педагогов и учащихся / М. Валькова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017 – № 6 – С. 51-53
6. Варламова М. Ш. Классный руководитель в современной школе / М. Ш. Варламова // Вестник научных конференций. – 2018. – 5-3 (33). – С. 38-40.
7. Воронина Е. В. Формирование системы ученического самоуправления в общеобразовательной школе / Е. В. Воронина, А. А. Ельцова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. - № 1 (3). – С. 80-82.
8. Высоцкий В. Б. Проблемы ученического самоуправления в школе / В. Б. Высоцкий // Воспитание школьников. – 2014. - № 5. – С. 34-38.
9. Герасимова И. Л. Основы развития ученического самоуправления / И. Л. Герасимова, Е. А. Ветлужских, И. В. Топорова // Наука и инновации XXI века. – 2016. - № 3. – С. 279-283.
10. Дедкова Т. Мы на ступени самоуправления / Т. Дедкова // Классный руководитель. – 2014 – № 8 – С. 101-103.
11. Дробот А. Н. Социальное становление личности в условиях образовательного учреждения / А. Н. Дробот // Социальная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 51-60.
12. Евстифеева Д. О. Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы / Д. О. Евстифеева, Н. А. Макарова // Актуальные задачи педагогики. – 2018. - № 6. – С. 52-54.
13. Зотова О. Б. Ученическое самоуправление как фактор развития личностных качеств / О. Б. Зотова // Педсовет. – 2015. - № 6. – С. 42-46.
14. Ивенская И. Н. Формирование самоуправления в классном коллективе начальной школы у слабослышащих обучающихся / И. Н. Ивенская, И. И. Опанасенко // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2020. – Т. 3. – С. 53-57.
15. Кириленко Н. П. Самоуправление как фактор развития гражданской идентичности школьников / Н. П. Кириленко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 4(25). – С. 127-130.
16. Кичина О. Классное ученическое самоуправление / О. Кичина // Классный руководитель. – 2016 – № 8 . – С. 45-49.
17. Колбов Ф. Ч. О функциях классного руководителя в школе на современном этапе / Ф. Ч. Колбов // Вестник науки. – 2018. - № 8. – С. 39-41
18. Корозникова А. А. Развитие школьного ученического самоуправления / А. А. Корозникова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 3. – С. 230-233. – EDN NDANWN.
19. Кузина, Н. С. Представления классных руководителей о подростковых классах / Н. С. Кузина // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 1. – С. 70-78. – DOI 10.15293/1813-4718.2001.07.
20. Ларичева В. В. Саморазвитие педагога и роль коллектива в процессе самоуправления / В. В. Ларичева // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8. – С. 125-127.
21. Лягушкина, В. А. Реализация модели ученического самоуправления в средней школе / В. А. Лягушкина, П. С. Аликин // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2018. – № 1(2). – С. 304-308.
22. Науменко Н. М. К вопросу об организации ученического самоуправления в детском коллективе / Н. М. Науменко, О. С. Шаврыгина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-2. – С. 105-111.
23. Павлова Л. Н. Самоуправление ученического коллектива как проблема практики педагогического управления / Л. Н. Павлова, А. А. Ногина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12-3(114). – С. 85-89. – DOI 10.23670/IRJ.2021.114.12.091.
24. Прутченков, А. С. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправлении в школе / А. С. Прутченков. – Текст : непосредственный // Официальные документы в образовании. – 2005. – №20. – С. 56-68.
25. Реморенко И. М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление / И. М. Реморенко // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 104-112.
26. Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление / Д. В. Рогаткин. – Петрозаводск : Юниорский союз «Дорога», 2012. – 95 с.
27. Рожков М. И. Теория и методика воспитания / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Юрайт, 2019. – 330 с
28. Романенкова С. Технология поддержки ученического самоуправления в классе «Планируем, организуем, проводим, анализируем» / С. Романенкова // Классный руководитель. – 2015 – № 3 – С. 85-93.
29. Саповатова Т. В. Формирование самоуправления в коллективе младших школьников / Т. В. Саповатова // Prospective research solutions : сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводcк, 24 января 2022 года. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 51-57.
30. Севрюкова А. А. Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося / А. А. Севрюкова, Л. А. Иванова, Л. А. Еременко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. – № 1(6). – С. 116-119.
31. Скворцова И. В. Роль классного руководителя в организаций ученического самоуправления классного коллектива / И. В. Скворцова // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности поволжского региона. – 2016. - № 1. – С. 336-339.
32. Степанов, Е. Опыт организации ученического самоуправления в начальной школе / Е. Степанов // Воспитание школьников. – 2016 – № 2 – С. 52-58.
33. Хафизова К. Р. Роль школьного самоуправления в воспитании гражданской ответственности старшеклассников / К. Р. Хафизова, Н. В. Шрамко // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2020. – № 2. – С. 64-69.
34. Чирков, И. А. Становление учебного коллектива в начальной школе / И. А. Чирков // От советской школы к российской школе ХХI века: вопросы воспитания : Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, Москва-Ульяновск, 08–09 апреля 2021 года. – Москва: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", 2021. – С. 147-152.