Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это вид экзамена, который проводится по окончанию 9 классов единовременно во всей Российской федерации. Результаты экзамена могут быть засчитаны при поступлении в средне специальные образовательные учреждения или при поступлении в профильные классы. Оценки в аттестате формируются с учетом оценок за экзамен. После завершения программы 9 классов ученик должен сдать 2 обязательных экзамена (русский и математика), а так же два экзамена на выбор. Информатика является одним из наиболее часто выбираемых предметов, но при этого не все дети из числа выпускников выбирают именно информатику. По этому подготовку к экзамену необходимо проводить во вне урочное время, при этом большую часть подготовки можно вынести на дистанционное взаимодействие учителем, что даст возможность более гибкого графика занятий для учащихся и учителя.
Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Внеурочная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников. Это выражается в том, что у внеурочной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.
Внеурочная работа в часы, свободные от основного учебного времени с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно через продуманную систему внеурочной деятельности по информатики, вот почему внеурочная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время. Неотъемлемой часть реализации ФГОС всех учреждений общего образования является внеурочная деятельность. Наблюдается недостаток разработанных методик по организации внеурочной деятельности, это и определяет актуальность и проблему исследования.
Объект исследования: процесс подготовки учащихся основной школы к итоговой государственной аттестации по информатике в форме ОГЭ.
Процесс исследования: организация внеурочной деятельности учащихся основной школы к итоговой государственной аттестации в форме ОГЭ.
Цель: разработать методику внеурочной деятельности учащихся к основному государственному экзамену по информатике и информационный ресурс с материалами для подготовки.
Задачи:
1) Проанализировать структуру и содержание ОГЭ по информатике и требования к уровню подготовки
2) Проанализировать информационных ресурсов для подготовки к ОГЭ по информатике
3) Изучить методические рекомендации для проведения внеурочной деятельности по информатике
4) Разработать программа по организации внеурочной деятельности по подготовке обучающихся к ОГЭ по информатике
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации для курса по выбору и методические рекомендации для проведения внеурочного мероприятия по информатике могут послужить основой разработки учебных и методических пособий для общеобразовательной подготовки по информатике.
Методы, используемые при исследовании:
1.Анализ нормативных документов, относящихся к основному общему образованию.
2.Анализ психолого-педагогической, методической литературы.
3.Наблюдение за учебной деятельностью обучающихся, анкетирование, беседа с ними.
4.Опытно-экспериментальная проверка с последующим анализом результатов.
База исследования ГБОУ Гимназии №123
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1 Структура и содержание ОГЭ по информатике и требова ния к уровню подготовки
Выпускной экзамен по информационным технологиям проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и порядком государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Приказом Минобразования России и Рособрнадзор от 7 ноября 2018 г. № 189/1513.
Содержание КИМ определяется на основании Федерального стандарта образования основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом типовой учебной программы основного общего образования . Общеобразовательная (утверждена решением Федерального педагогико-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)). КИМ обеспечивает преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего компьютерного образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего начального, общее основное и среднее общее (полное) образование»). [1]
В соответствии с ежегодными нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующими график проведения экзаменов по ГИА по каждому учебному предмету, предполагается, что в 2019 году пройдут следующие этапы ГИА за 9 класс и 11 выпускников:
1) Предварительный этап: март-апрель 2020 г. Основной этап: с конца мая по начало июля 2020 г.,
2) Дополнительный период: первая половина сентября 2020 года.
Экзамен по информатике проводится для оценки уровня знаний выпускников, заканчивающих 9 класс, он охватывает все основные разделы курса информатики, которые изложены в ФГОС. Результаты экзаменов могут быть использованы выпускниками для поступления в средние специальные школы, а также в классы средних специальных школ.
Итоговая аттестация в формате ОГЭ проходит с 2012 года. К материалам для проведения ОГЭ относятся:
кодификаторы заданий, содержащие требования к уровню подготовки учащихся
• спецификации, поясняющие состав контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении экзамена;
• демонстрационные варианты примерных заданий, которые будут содержаться на экзамене, а также демонстрационные формы ответов.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики, объединенным в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4) кодификатора), «Базовые устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Регистрация средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (разделы 2.2 и кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические средства, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, информационного поиска» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора). [2]
Тестовая часть не содержит заданий теоретического типа, направленных на простое воспроизведение терминов предмета. Студент должен решить задачу в заданной области, либо необходимо использовать определенный алгоритм или определенное правило.
Информатика — естественно-научная дисциплина, изучающая процессы обмена, хранения и обработки информации, происходящие с системами различного типа, а также технические средства их автоматизации.
Количество междисциплинарных связей, связывающих информатику с другими предметами, очень велико не только на уровне понятий, но и на уровне инструментов. Многие темы, охватываемые информатикой, являются основой для использования и создания информационных и телекоммуникационных технологий.
Изучение информатики в начальной школе предполагает достижение следующих результатов:
• Рейтинг знаний и навыков в изучаемой области ИТ
• Достижение результатов обучения, определенных в ФГОС
• Подготовка к экзаменационной работе, являющейся итоговой сертификацией по информатике.
Перечень требований к результатам магистратуры по основной образовательной программе основного общего образования показывает преемственность требований к уровню образованности выпускников на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике. науки и требования к результатам магистратуры по основной общеобразовательной программе основного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта.
На основании требований к уровню подготовки студентов и требований к их умениям составляется экзаменационная работа, ее структуру мы рассмотрим ниже.
Каждая версия КИМ состоит из двух частей (бумажная и компьютерная) и включает 15 заданий. Каждое из заданий проверяет результаты каждого предмета, которые зависят от его вклада в выполнение требований ФГОС и объемного содержания материалов курса информатики основной школы. Часть 1 содержит 10 заданий с краткими ответами.
Тестовая часть работы может содержать задания с разными типами ответов, такими как определение выходного значения, полученного в результате работы алгоритма, установка правильной последовательности или расшифровка сообщения по определенному алгоритму или правилу. Ответы на задания тестовой части могут быть в виде букв или цифр, это зависит от типа задания.
Вторая часть содержит 5 заданий, каждое из которых предполагает работу за компьютером и создание файла с решением. Задания второй части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части есть две задачи, в которых необходимо искать и выбирать информацию и 3 задачи в качестве ответа, но которая является файлом решения.[3]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грек, В. В. Использование дистанционных технологий при организа- ции самостоятельной работы учащихся по информатике / В. В. Грек // Информатика и образование. - 2014. - № 5. - С. 44-51.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагоги- ка, 2017.
3. Лапенок М. В. Организация познавательной деятельности учащихся на основе школьной системы дистанционного обучения // Образование и наука. 2017. № 6. С. 97–107
4. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М. : Академия, 2016.
5. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе : метод.пособие. М. : БИНОМ : Лаборатория зна- ний, 2017.
6. Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука :изв. Урал. отд. Рос. акад. образования. 2018. № 4. С. 91–112.
7. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2018.
8. Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учеб. пособие. Харьков : ХНАГХ, 2019.
9. ГИА. Информатика. Учебно-справочные материалы для 9 класса. / Ав- дошин С.М., Ахметсафина Р.З., Максименкова О.В. – М.: Просвеще- ние. -2017
10. Грек, В. В. Управление самостоятельной работой учащихся при изучении информатики с использованием системы дистанционного обучения / В. В. Грек // Информатика и образование. -2018. - № 1. - С. 41-51.
11. Рябцева Е. В. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 90-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10059/ (дата обращения: 02.11.2022).
12. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Задачник-практикум. В 2 т. Т. 1. М. : БИ- НОМ : Лаборатория знаний, 2018
13. Грек, В. В. Организация самостоятельной работы учащихся по инфор- матике посредством дистанционных образовательных технологий / В. В. Грек // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 6. - С. 177- 182.
14. Грек, В. В. Система организации самостоятельной работы учащихся по информатике посредством дистанционных образовательных техноло- гий / В. В. Грек // Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Задачник-практикум. В 2 т. Т. 2. М. : БИ- НОМ : Лаборатория знаний, 2018.
15. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ : учеб. для 7 кл. М. : БИНОМ : Лаборатория знаний, 2018.
16. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ : учеб. для 8 кл.БИНОМ : Лаборатория знаний, 2018.
17. Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 234-241.
18. Крылов С.С., Чуркина Т.Е. ОГЭ-2016. Информатика и ИКТ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. М.: Национальное образование. -2016. - Серия «ОГЭ. ФИПИ – школе»
19. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика ди- станционного обучения. М. : Академия, 2014.
20. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ : учеб. для 9 кл. М. : БИНОМ : Лаборатория знаний, 2018.