Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная сфера - важнейшая подсистема общества, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для повышения благосостояния граждан, удовлетворение их духовных и материальных потребностей, и в целом достойной жизни.
Социальная сфера в жизни общества настолько важна, что по уровню её развития можно судить об уровне развития страны.
Социальная сфера включают оказание социальной помощи малообеспеченным; обеспечение деятельности институтов обязательного страхования; регулирование рынка труда, обеспечение занятости; производство и распределение общественных благ социального характера (здравоохранение, образование). [9, с. 116.]
В России развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан.
В последние годы отмечается много позитивных изменений в социальной сфере, в том числе развитие социального законодательства. Вместе с тем усиление дифференциации населения по доходам, повышение пенсионного возраста, снижение доступности и качества бесплатной медицинской помощи обусловливают необходимость повышения эффективности государственных расходов на социальную сферу.
Введение западных санкций только усиливает актуальность изучения данной проблематики.
Вопросам социальной сферы посвящены работы таких отечественных авторов, как: Е.И. Андреева, Д.Г. Бычкова, М.В. Демченко, Б.А. Райзберга, Г.Ф. Ручкина, А.В. Каменец, В.И. Шадрина и др.
Тем не менее, в научных публикациях теоретические и методические вопросы государственных расходов на социальную сферу остаются недостаточно освещенными.
В связи с вышесказанным тема работы является актуальной.
Цель - исследование теоретических и практических вопросов, характеризующих современные расходы государства на социальную сферу в РФ.
В рамках поставленной цели ставились задачи:
- изучить понятие социальной сферы;
- рассмотреть понятие государственного бюджета
- определить расходы государственного бюджета;
- дать анализ динамики и структуры расходов государственного бюджета на социальную сферу;
- определить направления повышения эффективности расходов государственного бюджета на социальную сферу.
Объект исследования – социальная сфера Российской Федерации.
Предмет исследования – расходы государственного бюджета на социальную сферу.
Теоретической, методической, информационной основой для написания работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, источники Интернет, данные официального сайта Министерства финансов РФ.
В качестве методов исследования в работе применялись общенаучные методы: сравнения, анализа, а также экономико-статистические методы: наблюдения, группировки, исчисления абсолютных и относительных показателей, наглядного отображения информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические основы расходов государственного бюджета в социальной сфере» определены понятия «социальная сфера», «социальная политика», «расходы бюджета».
Во второй главе «Современное состояние расходов государственного бюджета на социальную сферу в РФ» проанализирована динамика и структура расходов государственного бюджета РФ на социальную сферу, выявлены проблемы, определены направления повышения эффективности расходов государства на социальную сферу.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список использованной литературы насчитывает 37 наименований, работа включает приложения.
Глава 1 Теоретические основы расходов государственного бюджета в социальной сфере
1.1 Понятие социальной сферы
Для разработки рекомендаций по совершенствованию расходов государственного бюджета на социальную сферу необходимо, прежде всего, определить само понятие «социальная сфера».
Следует отметить что, несмотря на длительную историю изучения социальной сферы, единого определения данному понятию» в учебной и справочной литературе не сложилось.
Более того, очень часто социальную сферу трактуют через такие понятия как «социальная политика», «сфера услуг», «социальное обслуживание», «социальная защита», «социальная инфраструктура» и т.д.
В философии и социологии социальная сфера рассматривается как сфера воспроизводства человека, где он производит себя, как существо биологическое, духовное, социальное.
Другой подход связан с интерпретацией слова социальный как общественный. В данной связи любое общество можно рассматривать с точки зрения его:
1 структуры, выделяя различные классы, группы, слои (безработные, пенсионеры, учащиеся, богатые, бедные и т.д.);
2 системы взаимоотношений по поводу состояния этого общества;
3 социальных институтов, к ним относят государство, политические партии, институты семьи, образования, охраны здоровья. [31, с. 7-9]
Социальные отношения между людьми и их объединениями реализуются в социальной сфере через социальную инфраструктуру, к отраслям которой относят здравоохранение, образование, науку и технологию и т.д. [25, с. 29.]
При этом акцентируется, что в социальной сфере происходит удовлетворение потребностей индивидов и различных социальных групп в образовании, культуре, труде, социальном обеспечении, жилищных условиях и др.
Удовлетворение данных потребностей происходит, в основном, в форме услуг, что и служит основанием для отождествления социальной сферы и сферы услуг.
Такой позиции придерживаются авторы Е.Н. Жильцов и Е.В. Егоров, считая, что социальная сфера является составной частью сферы услуг, поэтому она имеет с ней общие черты, но, одновременно, обладает особенностями.
К специфическим особенностям сферы услуг данные авторы относят то, что труд работников направлен «на производство особой потребительной стоимости в форме конкретной трудовой деятельности и ее полезного эффекта, удовлетворяющего потребности общества и производства в целом, а также личные потребности людей». [33, с. 14.]
В экономической литературе преобладает точка зрения, в соответствии с которой социальную сферу рассматривают как набор различных отраслей.
Например, коллектив авторов «Современного экономического словаря» представляет социальную сферу как «совокупность отраслей, предприятий, связанных с уровнем жизни людей, их благосостоянием, потреблением». [20, с. 400]
Автор И.С. Цыпин также под социальной сферой понимает совокупность отраслей национального хозяйства. [30, с. 241]
Данные отрасли оказывают влияние на качество жизни людей и их самочувствие.
Выделение различных отраслей социальной сферы предполагает их классификацию, которая представляет собой устоявшуюся группировку. Отметим, что и по этому вопросу в литературе можно встретить различные позиции.
Как правило, в число отраслей социальной сферы включают следующие отрасли: здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование, культуру, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение.
Некоторые авторы добавляют пассажирский транспорт, связь, торговлю, если они обслуживают население, а также потребительский рынок. [9, с. 160]
Коллектив авторов в составе социальной сферы с точки зрения структурно-функционального подхода, выделяет пять групп:
1) социальную инфраструктуру – территориально закрепленную часть основных фондов, которая формирует среду жизнедеятельности населения;
2) совокупность предприятий, учреждений и организаций различных отраслей социальной сферы;
3) результат деятельности – услуги образования, здравоохранения, бытового обслуживания населения и т.д.;
4) органы и институты управления социальной сферой государство, организации;
5) механизмы и нормативная база регулирования социального поведения человека. [15, с. 11-12]
Другой коллектив авторов выделяет основные функции социальной сферы:
- социальная, сущность, которой заключается в поддержании развития человека и общества, путем удовлетворения различных потребностей;
- экономическая – реализуется путем распределения и перераспределения благ;
- специализации, т.е. путем взаимодействия личности и общества происходит передача традиций, исторического опыта и т.д.;
- гуманистическая, в соответствии с которой, происходит создание условий для нормальной жизнедеятельности;
- коммуникативная функция заключается в передаче информации;
- воспитательная функция определяет поведение человека в обществе.
В соответствии с более узким подходом выделяют три функции социальной сферы общества:
- предоставление членам общества ресурсов, необходимых для минимального удовлетворения потребностей;
- социальное обслуживание;
- поддержка нетрудоспособных слоев населения страны.
Проведенный анализ понятия «социальная сфера» позволяет сделать вывод, что данное понятие достаточно широкое и многоаспектное. Оно включает в себя и социальные группы, взаимодействие между ними, социальные отрасли, предприятия, виды деятельности, имеющие результатом социальную услугу, социальное страхование и социальное обеспечение. Обзор литературы на понятие социальная сфера представлен в приложении 1.
Значение отраслей социальной сферы состоит в том, что они создают социальные блага в виде услуг. Эти услуги позволяют удовлетворять потребностей общества в таких социальных благах, как образование, здравоохранение, культура и т.д., что, в свою очередь, оказывает влияние на трудоспособность, благосостояние, качество жизни людей, а также на уровень квалификации, образования и др.
Взаимодействие между социальными группами и слоями находит отражение в социальной политике, которая представляет собой комплекс мер государственного регулирования социальных процессов.
Целями социальной политики являются создание условий, гарантирующих определенный доход, реализацию социальных возможностей и потребностей всем членам общества.
Система мер и действий государства по управлению социальной сферой излагается в социальной политике.
«Социальная политика – проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов». [20, с. 400]
Социальная политика реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Социальная сфера представляет собой отрасли народного хозяйства и деятельность государственных органов, результатом этой деятельности является производство социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения в целом и отдельных его групп.
Система социальных отношений находит выражение в социальной политике, в формировании которой участвуют субъекты: граждане, государственные органы и учреждения, общественные движения, предприятия и организации и др..
Объектом социальной политики является социальная сфера, в том числе населения страны, отрасли, системы социальной защиты, социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи.
1.2 Понятие государственного бюджета
Основой функционирования государства и его административно-территориальных образований является бюджет. Централизация денежных средств в бюджетах позволяет направлять финансовые ресурсы на решение важнейших социально-экономических задач и осуществлять органам государственной власти свои функции.
К таким функциям относятся осуществление судебной, управленческой, правоохранительной деятельности, обеспечение внешней и внутренней безопасности государства, обеспечение прав граждан на образование, охрану здоровья, социальную защиту, государственное регулирование экономики и т.д. [12, с. 125]
Понятие бюджета и понимание его сущности исторически менялось. В переводе с английского бюджет (budget) – это сумка, кошелек. В дальнейшем под бюджетом стали понимать имеющую официальную силу, признаваемую всеми роспись, таблицу, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. [20, с. 52]
Автор В.А. Галанов считает, что государственный бюджет – это установленная законом форма образования и расходования денежных средств государства в лице тех или иных органов управления за определенный временной период. [11, с. 162]
Коллектив авторов под редакцией проф. О.И. Лаврушина, трактует бюджет как особую совокупность финансовых отношений, в результате которых органами государственной власти и местного самоуправления формируются фонды денежных средств и используются для удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач. [12, с. 126]
В экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна бюджет толкуется в трех смыслах: 1) это роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утверждаемая в установленном порядке; 2) это смета расходов по проекту; 3) это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [8, с. 85]
В данной связи отметим, что коллектив авторов Санкт-Петербургской школы считают, что бюджетом нельзя называть документ, так как для документа используется понятие «роспись государственных доходов и расходов». [26, с. 123]
В «Бюджетном кодексе РФ» в ст. 6 приводится следующее определение: бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Обзор точек зрения на понятие бюджет представлен в приложении 2.
Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на различные подходы, в настоящее время в литературе по финансам под бюджетом понимают:
- систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный фонд денежных средств (бюджетный фонд);
- фонд денежных средств используемый органами власти для выполнения своих функций и решения социально-экономических, политических, территориальных и иных задач;
- плановый документ, отражающий доходы, расходы и источники финансирования дефицита;
- документ, имеющий силу закона.
Бюджетные отношения регулируются законодательством, состоящим из Бюджетного кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов РФ; муниципальных правовых актов.
Как законодательно утвержденный документ, бюджет представляет собой, условно говоря, таблицу, в левой части которой представлены источники доходов, а в правой части направления расходования фонда денежных средств.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Основой функционирования государства и его административно-территориальных образований является бюджет, который позволяет направлять финансовые ресурсы на решение важнейших социально-экономических задач и осуществлять органам государственной власти свои функции. Несмотря на различные подходы, в настоящее время под бюджетом понимают: систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный фонд денежных средств.
1.3 Расходы бюджета
Расходы бюджета, как полагает профессор Г.Б. Поляк, это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти задачи отражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств государства по различным направлениям. [27, с. 296]
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджета это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Автор С.В. Бараулин даёт такое же определение - расходы представляют собой выплачиваемые из бюджета денежные средства (БК РФ исключает из состава расходов средства, являющиеся источниками формирования дефицита бюджета). [7, с. 316]
Мысляева И.Н. считает, что расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. [17, с. 197]
Авторы Г.И. Золотарёва и Н.И. Смородинова уточняют: так как к расходам бюджета относятся денежные средства, выплачиваемые из бюджета и направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, то в первую очередь для каждого уровня управления определяется круг его обязательств.
Различные позиции авторов на понятие «расходы бюджета» приведены в приложении 3.
В курсовой работе под расходами бюджета будем понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, а также экономические отношения по поводу расходования фонда бюджетных средств.
Основными принципами расходования бюджетных средств являются:
- принцип соблюдения целевого характера бюджетных ассигнований;
- принцип достижения максимального эффекта при минимальных затратах;
- принцип предоставления бюджетных средств в меру выполнения установленных показателей;
- принцип осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Статьей 65 БК РФ определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые представляют собой обусловленные законом обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета. В расходных обязательствах различают: бюджетные обязательства, публичные, обязательства, публично-нормативные обязательства и межбюджетные трансферты.
Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета перечень законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
При подготовке федерального бюджета используется реестр расходных обязательств РФ, представляющий собой «инвентаризацию» правовых оснований и методов расчетов всех включаемых в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ расходов.
Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде ассигнований: средств на оплату товаров, работ и услуг; трансфертов населению; бюджетных кредитов; субвенций и субсидий; бюджетных ссуд; кредитов и др. состав бюджетных ассигнований представлен в приложении 6.
Итак, по разделу можно сделать выводы.
Под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, а также экономические отношения по поводу расходования фонда бюджетных средств. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами. Основными принципами расходования бюджетных средств являются: принцип соблюдения целевого характера бюджетных ассигнований; принцип достижения максимального эффекта при минимальных затратах; принцип предоставления бюджетных средств в меру выполнения установленных показателей; принцип осуществления финансового контроля в целях обеспечения соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые представляют собой обусловленные законом обязанности предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета перечень законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Бюджетные отношения регулируются законодательством, состоящим из Бюджетного кодекса, федеральных законов, законов субъектов РФ; муниципальных правовых актов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Официальные государственные и нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации
2. Бюджетный кодекс РФ
3. «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.05.2022). Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
4. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] федер. закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020).Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
5. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. Доступ из правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс» Версия Проф.
Книги, монографии, статьи на русском языке
6. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова Эффективность региональных политик социальной поддержки населения //Проблемы прогнозирования 2021, № 5, с. 101-110.
7. Бараулин С.В. Финансы: [Текст] учебник /С.В. Бараулин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 640 с.
8. Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А.Н.Азрилияна. – 7-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1472 с.
9. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета /В.П. Васильев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 164 с. – (Серия: Бакалавр и специалист). ISBN 978-5-534-05544-3.
10. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация //Журнал Российского права, № 7 (199), 2013, с. 5-16.
11. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: [Текст] Учебник. – М.: ФОРУМ6 ТНФРА-М. 2008. – 416 с.
12. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» /[Лаврушин О.И., Абрамова М.А., Александрова Л.А. и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. – 13-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2014. 448 с.
13. Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития Российского здравоохранения. Часть 1 //Проблемы прогнозирования. 2021. № 6 (189). С. 59-71.
14. Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития Российского здравоохранения. Часть 2 //Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 45-54.
15. Игнатов В.Г, Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А., Уварова Г.Г.. Ходарев С.В., Ходарев А.С. Эланский Ю.Г Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание. – Москва. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 528 с. ISBN 5-241-00509-9.
16. Михеева Н.Н., Басарева В.Г. Региональные особенности бедности в России //Проблемы прогнозирования 2021, № 5, с. 74-85.
17. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: [Текст] Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. 393 с.
18. Петросян Д.С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 300 с. ISBN 978-5-16-010272-6.
19. Райзберг Б.А. Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере: учебное пособие /Б.А. Райзберг. – М.: Экномистъ, 2007. – 191 с. ISBN 978-5-98118-209-9.
20. Райзберг Б.А. [Текст] Современный социоэкономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2010, с. 629.
21. Роик В.Д. Социальный бюджет: монография. – Москва: Проспект, 2016. – 288 с. ISBN 978-5-392-21581-2.
22. Руденко И.В. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учебно-методическое пособие /И.В. Руденко. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019. – 156 с. ISBN 978-5-7779-2379-0.
23. Савина Т.Н., Ерастова К.О., Лебедева О.Н. Социальная политика: вызовы, возможности, перспективы. //Финансы и кредит. – 2019. – Т. 25, № 2, с. 426-442
24. Садыков Р.М., Большакова Н.Л., Хамадеева Р.Х. Правовое регулирование системы социального обслуживания населения в современной России //Социальная политика и социальное партнерство. Т.17, № 6 (209) 2022, с. 407-415.
25. Синявец Т.Д. Экономические основы социальной работы: учебное пособие для студентов специальности 350500 «Социальная работа»/ Т.Д. Синявец. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 268 с. ISBN 978-5-7779-0792-9.
26. Финансы: [Текст] учебник для бакалавров /под ред. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт-Издат; ИД Юрайт, 2012. 590 с.
27. Финансы: [Текст] учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» /под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 735 с
28. Хубаев Т.А., Бетанов В.Т., Ковалева М.А. Региональная политика: проблема и концептуальные основы //Региональная экономика: теория и практика. 2022. – Т. 20, № 3, С. 406-423.
29. Чернышев К.А. Демографическая динамика крупнейших городских агломераций России //ЭКО, 2022, № 4, с. 81-93.
30. Цыпин И.С. Государственное регулирование экономики: учебник /И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с. ISBN 978-5-16-006866-4.
31. Шарин В.И. Основы социальной политики и социальной защиты: учебное пособие /В.И. Шарин. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с. (Высшее образование: бакалавриат). ISBN 978-5-16-011700-3
32. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ. 2003. – 367 с. ISBN 5-7598-0193-7.
33. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров /Под ред. д. э. н., проф. Е.Н Жильцова, д. э. н., проф. Е.В. Егорова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 496 с. ISBN 978-5-394-02423-8.
Источники глобальной сети Интернет
34. Добросоцкий В.И. Государственное регулирование экономики: учебник /В.И. Добросоцкий; Моск. Гос. ин-т междунар. Отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. Государственного управления и права. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 414 с. ISBN 978-5-9228-1760-8.
35. Основные характеристики субъектов РФ Федеральная служба государственной статистики /http://gks.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm.
36. «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 18.12.2020 № 385-ФЗ /https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/ (дата обращения 07.09.2022).
37. «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 № 380-ФЗ /https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/ (дата обращения 07.09.2022).