Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как известно, термин «поэтика» имеет два определения. Согласно первому определению, под поэтикой понимается совокупность стилистических и художественно-эстетических качеств, определяющих своеобразие явления литературы – внутреннее строение, систему компонентов и взаимосвязи между ними. По второму определению, поэтика – одна из дисциплин литературоведения о системе эстетических средств и реалиации авторского стиля и замысла произведения.
Уникальный авторский стиль может оказать большое влияние на произведение, в котором он используется, а значит, на читателей. Когда авторы пишут и воплощают свои идеи в слова, у них есть много вариантов, в том числе: слова, звуки, логика, структуры предложений.
Сельма Лагерлеф (1858–1940), чье произведение анализируется в данном исследовании, вероятно, одна из самых известных писательниц Швеции. Ее контрастные произведения, созданные под влиянием традиции устного повествования, принадлежат мировой литературе. Она была первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе, чей авторский стиль достоин всестороннего изучения, в связи с чем работа, цель которой – исследование поэтики трилогии Перстень Левеншельдов автора Сельмы Лагерлеф, является актальной.
Объект исследования в данной работе – поэтика, а предметом - трилогия Перстень Левеншельдов.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие художественного дискурса;
- охарактеризовать понятие индивидуального стиля в литературе;
- проанализировать структуру исследуемого произведения, композицию и сюжет;
- раскрыть психологизм романа и портреты героев;
- провести анализ стилистических особенностей и художественных приемов исследуемого произведения.
Материалами исследования послужили работы В.В. Виноградова, И. Х. Моздоговой, П. Симпсона и др., а источниками – трилогия Сельмы Лагерлеф Перстень Левеншельдов.
Методами исследования послужили методы наблюдения и анализа.
Теоретиеская значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в вопросе изучения поэтики произведений художественной литературы.
Практическая значимость работы заключаетя в том, что полученные результаты могут быть применены в практике анализа эстетических средств выражения автороского стиля.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Поэтический текст и его особенности
1.1 Поэтика в современном литературоведении
Как указывалось выше, термин «поэтика» имеет два определения и если согласно первому определению, под поэтикой понимается совокупность стилистических и художественно-эстетических качеств, определяющих своеобразие явления литературы – внутреннее строение, систему компонентов и взаимосвязи между ними, то по второму определению поэтика – это наука, изучающая важные литературоведческие вопросы – как это показано на рис.1.
Рисунок 1 Вопросы, изучаемые поэтикой
Кроме того, поэтика обычно относится к теории литературных форм и литературного дискурса.
В отечественной лингвистике первые попытки дифференциации понятий «текст» и «дискурс» были осуществлены в начале 70-х гг. В результате корреляция между данными понятиями была сведена к следующей формуле: дискурс — это текст плюс коммуникативная ситуация.
Термин «текст» будет обозначен речевым произведением при осуществлении при помощи его вербальной коммуникации людей. Реализация здесь отдельно законченной мысли осуществляется как высказывание. Для всякого текста, представляющего произведение речи характерно наличие определенного содержания, т. е., некий информационный контент, который и должен за счет процесса перевода, быть переданным.
Художественный текст характерен тем, что он изображает словами мысли, чувства, понятия, природу, людей, их общение. Каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет по законам словесного искусства, в системе правил и приемов создания художественных образов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
2. Гальперин, И.Р. Информативность единиц языка / И.Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002.
3. Моздогова И.Х. О существующих классификациях образных средств [Электронный ресурс] https://www.pglu.ru/upload/iblock/0dc/Pages-from-CH._04_130-ekz_81.pdf
4. Мангейм К. Проблема поколения // Новое литературное обозрение. 1998. №30. С. 7-47.
5. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
6. Jeffreys, Leslie. 1993. The Language of Twentieth Century Poetry. London: Macmillan.
7. Simpson P. Stylistics. A Resource Book for Students [Электронныйресурс] https://www.routledge.com/Stylistics-A-Resource-Book-for-Students/Simpson/p/book/9780415644976
8. Тоштендаль-Салычева Т.А. СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПЕРЕВОДОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ. В сборнике: Секреты мастерства. Этика, религия, эстетика в творчестве Сельмы Лагерлёф. Материалы научной конференции, посвящённой 20-летию Российско-шведского учебно-научного центра РГГУ. 2018. С. 201-210.
9. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33979
10. Мирвода Т. А. Детский страшный фольклор: вчера и сегодня [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-strashnyy-folklor-vchera-i-segodnya/pdf
11. Перстень Лёвеншёльдов [Электронный ресурс] http://loveread.ec/read_book.php?id=67267&p=9