Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологизм можно назвать одной из важных составляющих литературы.
Благодаря психологизму автор может наиболее полно и точно передать особенности внутреннего мира лирического героя, рассказать о его душевных переживаниях.
Исследованием психологизма занимались М. М. Бахтин, Л. Я. Гинзбург, В. Гудонене, Е. Б. Есин, О. Б. Золотухина, В. В. Компанеец, С.Г. Бочаров, Г.Н. Поспелов, М.Б. Храпченко, А.П. Скафтымов, Б.И. Бурсов, А.Н. Иезуитов, Л.В. Каневская и другие.
Человек постоянно пребывает в коммуникации: это общение с реальными людьми, с виртуальными собеседниками в пространстве медиа, с многочисленными источниками информации. Мозаичность – признак сознания современного человека. Он живёт в пространстве диалога культур, диалога языков, диалога религий, диалога времен.
Глава 1. Психологизм персонажей в литературоведческих исследованиях
Понятие внутреннего мира появилось в европейской литературе XVIII века в основном благодаря сентиментальным романам Дж. Ричардсона, Ж.Ж. Руссо и Л. Стерна. Благодаря творчеству Ричардсона и Руссо образ внутреннего человека начал играть ключевую роль в исследовании. Эта тенденция более выражена у Стерна.
Фокс пишет в своем произведении «Роман и народ», что «заслуга Ричардсона, Руссо и Стерна не в том, что они ставят человека в центр изображения, а в том, что они показывают, что человек и есть вся Вселенная» ССЫЛКА. Не случайно именно после Ричардсона, Руссо и Стерна психологизм, начиная с XIX века, начал быстро развиваться в Европе. В произведениях европейских писателей, таких как Гете, Мюссе, Гюго, Хоффман, Новалис, описание внутреннего мира, чувств и мыслей главного героя являются ведущими факторами сюжета и фабулы произведения.
Художественный вымысел должен быть сосредоточен на человеке и его внутреннем мире, психологии, а тема человеческого счастья должна иметь ясную эмоциональную окраску, воздействовать на читателя. Это возможно благодаря психологизму прозы.
Проблема психологии всегда была в центре внимания теоретиков и исследователей.
Упомянутые авторы в своих исследованиях высказали интересные идеи по проблемам психологизма, его категориям, а также теоретическим и эстетическим принципам.
Психологический анализ можно изучать, вводя различные аспекты художественной мысли.
Например:
а) раскрытие и выражение черт характера;
б) влияние общественных отношений и бытовых проблем на характер;
в) анализ чувств и эмоций;
г) анализ страстей.
2. Психологизм является следствием художественного творчества.
3. Психологизм как одна из форм общественного сознания является органической частью художественного творчества в качестве эстетического принципа.
Л. Гинзбург, изучающая психологическую прозу, различает явное и неявное, прямое и косвенное описания концепции психологизма как творческого метода и приходит к выводу, что «литературный психологизм начинается с непоследовательного, неожиданного поведения главного героя» . Таким образом, психологизм, с точки зрения Л.Я.Гинзбург – это не предмет описания внутреннего мира, а эстетическое восприятие, художественный анализ души, внутреннего мира героя произведения.
При описании внутреннего мира личности И.В. Страхов различает две формы психологического анализа: внутренний и внешний. Внутренний психологический анализ реализуется через художественное восприятие внутреннего мира героев, то есть через внутреннюю речь, память или воображение. Внешний психологический анализ же основан на речевом поведении, мимике и других внешних средствах образов или героев .
А.Б. Есин добавляет к этой классификации еще одну форму - «общее указание». В данном случае речь идет о чувствах и мыслях героя, когда дается очень конкретная ссылка на процессы, происходящие во внутреннем мире .
Комментируя новые перспективы психологизма, Л. Колобаева пишет: «Общая и основная тенденция психологизма ХХ века – отказаться от аналитического метода в пользу синтетического, перейти от прямого и рационального метода к косвенному методу, который трудно выразить, и все внимание сосредоточить на подсознании» .
Лидер футуризма Ф. Маринетти также выступает за освобождение литературы от психологии в целом. Однако ясно, что основным объектом литературы является человек, и нельзя проводить анализ человека вне психологии. Значит, избавить литературу от психологии невозможно .