Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема формирования фонетической компетенции на уроках иностранного языка остается актуальной, поскольку требует рассмотрения в контексте компетентностного подхода, что позволит согласовать ее формирование с другими языковыми компетенциями, составляющими коммуникативную компетенцию иностранного языка, целью которой является изучение иностранных языков в общеобразовательных учреждениях.
Начинать формирование фонетических навыков удобнее на начальном этапе обучения, так как речь ученика, его произношение формируются еще в младшем школьном возрасте.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования фонетических навыков речи у учащихся средней школы на уроках английского языка
1.1. Сущностные характеристики формирования фонетических навыков у учащихся при изучении иностранного языка
Важным аспектом необходимого понимания речевого общения, правильности выражения мысли и выполнения любой коммуникации является формирование фонетических навыков. Известно, что этот процесс легко происходит у маленьких детей в естественной языковой среде. А в неязыковой среде большое внимание следует уделять развитию навыков произношения на уроках иностранного языка. Это причина, по которой школьники усердно работают над своим произношением на начальном этапе.
Термин «фонетика» многозначен.
А.И. Домашнев под этим термином понимает:
- раздел лингвистики, изучающий, как формируются звуки речи и их акустические свойства в разных языках, а также акустические и физиологические (артикуляционные) характеристики конкретного языка;
- нормативная фонетика, то есть определение норм произношения данного языка на данном этапе его развития;
- практическая фонетика [Колкер, 2000, с. 110].
Соловова Е.Н. дает следующее определение фонетики «фонетика, как аспект обучения звуковая структура языка - совокупность всех звуковых средств, составляющих его материальную сторону (звуки, звуковые комбинации, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы), относится к звуковой структуре языка.» [Соловова, 2002, с. 60].
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин в «Новом словаре методических терминов и понятий» дают следующие определения фонетике:
- раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустические свойства;
- аспект обучения в практическом курсе языка, имеющий своей целью формирование слухо-произносительных навыков [Пассов, Кузнецов, 2018, с. 11].
Определение Е.Н. Солововой является наиболее полным, поэтому в данном исследовании оно принято за основное.
А.В. Васильев и Е. И. Пассов связывают с термином «фонетика» термин «произношение», имеющий в современном языкознании два толкования: узкое и широкое. В первом случае «произношение» характеризуется только произношением звуков речи, а во втором этот термин охватывает все составляющие фонетической структуры языка: звуковой состав, слоговую структуру языка, ударение и интонацию речи [Васильева, 1979, с. 74], [Пассов, 1988, с. 94].
Отечественные методисты Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез отмечают, что произношение играет важную роль в обучении иностранному языку, поскольку успех в овладении устной речью сильно зависит от произношения, а отклонения от норм произношения приводят к нарушению устного обмена мыслями, двусмысленности речи [Гальскова, Гез, 2008, с. 112].
Б.Ф. Корндорф отмечает, что многочисленные экспериментальные исследования, проведенные советскими психологами и физиологами, показали, что человеку необходим фонематический слух и постоянные внутренние слуховые образы, поскольку только в присутствии человека он может правильно читать и писать. Экспериментальные исследования показали, что человек, лишенный фонематического слуха и способности выражать звуки, полностью теряет навыки чтения и письма [Корндорф, 1958, с. 64]. Мнение о важности обучения произношению возникло давно и продолжает существовать.
Работа по преподаванию этого аспекта ведется на протяжение всего периода обучения иностранным языкам. Однако роль и характер этой работы различаются на разных этапах обучения. На начальном этапе происходит формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков, поэтому изучение произношения занимает важное место на уроках иностранного языка. На средней и старшей стадиях предполагается развитие этих навыков и их укрепление.
Таким образом, овладение звуковой структурой языка является обязательным условием общения в любой форме. Правильное произношение предполагает формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
1.2. Фонетические песни как средство развития фонетического навыка учащихся на уроках английского языка
Анализ исследований авторов по использованию музыки в преподавании английского языка учащимся различных возрастных групп показал, что в последние годы в этой области наблюдается значительный интерес к использованию музыкальных и песенных материалов при обучении произношению на уроках иностранных языков. Это подтверждается тем фактом, что в методической копилке есть пособие Л.Б. Биржаковой «Английская фонетика через музыку», содержащий попевки для обучения произношению, которое определяется как мелодическая формула, короткий мелодический оборот, основанный на типичном паттерне интонации [Верещагина, 2020, с. 28].
По словам С.В. Перкаса, взаимосвязь содержания песни с содержанием материала, изученного на уроке, способствует повышению эффективности пения на иностранном языке [Каминов, 2017, с. 76]. Работа с песней включает в себя лингвистический комментарий к тексту песни и отображение мест, связанных с песней, на карте.
Е.Н. Соловова предлагает использовать песенный материал в качестве фонетической зарядки при возникновении типичных артикуляционных ошибок, а не случайных. Целью использования фонетической зарядки в данном случае является развитие фонетических навыков, которые оказались недостаточно сформированными. Согласно концепции методиста, в уроке нет фиксированного места для фонетической зарядки, ее место в классе зависит от порядка выполнения заданий, при которых учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями [Соловова, 2002, с. 98].
По мнению В.Ф. Аитова, в настоящее время необходимо пересмотреть цели, образовательное содержание и технологии преподавания иностранного языка как нового средства коммуникации. Автор отмечает, что существенную помощь в этом могут оказать подлинные образцы песенного творчества, использование песни на языке, выученном на уроках иностранного языка, в качестве источника культурных знаний. Использование песенного материала способствует повышению эмоциональной стороны учащихся в учебной деятельности, стимулирует мотивацию и, следовательно, способствует лучшему запоминанию и усвоению языкового материала за счет действия механизмов непроизвольного запоминания, которые увеличивают объем заучиваемого материала [Антон, 1993, с. 5].
Он также отметил, что особое внимание следует уделять фонетическому изучению текста, выполняемому путем имитации после учителя или исполнителя на фонограмме.
Кроме того, В.Ф. Аитов подчеркнул принципы подбора песенного материала: по принципу оригинальности, это позволяет расширить лингвистический кругозор, были выбраны народные песни, короткие рифмовки, такие как типа «Nursery Rhymes», основанные на музыке; принцип эмоционального и мотивационного воздействия области личности, учитывающие возрастные особенности и интересы, позволили подобрать песни с запоминающимся мелодией; принцип методической ценности для формирования и развития основных речевых навыков и способности учащихся, обеспечиваемые соответствием песни предмету урока [Антон, 1993, с. 36].
Глава 2. Практические методы формирования фонетических навыков речи у учащихся средней школы на уроках английского языка на основе иноязычных песен
2.1. Анализ УМК для 5 класса по английскому языку
По словам Е.Н. Солововой, учитель, в настоящее время, сталкивается не с отсутствием необходимых образовательных инструментов для эффективной работы, а с их грамотным выбором [Соловова, 2002, с. 76]. Автор выделил основные и вспомогательные средства обучения. К основным средствам обучения относится УМК (учебно-методический комплекс), ориентированный на различные модели изучения иностранных языков.
Поэтому в настоящем параграфе мы проведем анализ некоторых УМК по английскому языку для 5 классов на предмет наличия иноязычных песен и фонетических песен, направленных на развитие фонетических навыков.
В поле нашего исследования попали два УМК:
1. УМК Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули и др. «Английский в фокусе. Spotlight 5 класс» [Ваулина, Дули и др., 2016].
2. УМК «Звездный английский 5» авторов Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др. [Баранова,
В качестве критериев для анализа были избраны:
- структура и вспомогательные средства;
- наполненность учебника;
- наличие фонетических упражнений, в том числе с использованием песенного материала.
Рассмотрим каждый УМК в отдельности:
2.2. Комплекс упражнений, направленных на формирование фонетических навыков речи у учащихся 5 классов с использованием иноязычных песен
Существует огромный спектр заданий, предлагаемый в работе с музыкой на занятиях иностранного языка. Выделяют следующие категории:
― стратегия подготовки (pre-listening);
― стратегия обработки информации (while-listening);
― стратегия заключения (post-listening).
а) Задачи перед прослушиванием:
― ратите внимание на тематическую актуальность;
― Интерес к работе с текстом;
― поощрять выдвижение версий, связанных с содержанием песни;
― включить резерв доступной информации по этой теме;
― применить имеющиеся знания.
б) Задачи во время прослушивания:
― достичь цели прослушивания;
― улучшите свой опыт прослушивания;
― вызвать необходимую реакцию;
― Решите, как понять текст;
― Сделать выводы о значении песни.
в) Задачи после прослушивания:
― заинтересовать в осмыслении (более глубоком) песни;
― мотивировать языковое понимание;
― стимулировать учащихся к дискуссии по теме;
― провоцировать на личные высказывания, эмоции [Нехорошева, 2016, с. 23-24].
На основе данных этапов мы разработали комплекс упражнений для учащихся 5 класса на основе песни The Beatles – «Hey Jude». В этой песне нами был выбран следующий отрывок:
Hey, Jude, don't make it bad.
Take a sad song and make it better.
Remember to let her into your heart.
Then you can start to make it better.
Hey, Jude, don't be afraid.
You were made to go out and get her.
The minute you let her under your skin,
Then you begin to make it better.
В данной песне отрабатываются следующие звуки: [dʒ ] в слове Jude; [tʰ ] в словах take, to, into; [d] в словах Jude, don’t, bad, sad, afraid; связующий [r] в сочетаниях her into, her under; а также слияния звуков [-t⁼b-] в сочетаниях it better, don’t be; [-d⁼t-] в сочетании made to.
В транскрипции придыхание мы будем обозначать с помощью надстрочного знака «h» – [ʰ ], отсутствие придыхания – с помощью надстрочного знака равенства – [⁼].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций [Текст] / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – 7-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2016. – 164 с.
2. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений культуры шк. с углублённым изучением англ. яз. [Текст] / [К. М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др.]. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. – 112 с.
3. Аитов, В. Д. Использование песенного материала в 5-6 классе средней общеобразовательной школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Д. Аитов. - СПб., 1993. - 149 с.
4. Васильев, В.А. Обучение английскому произношению в средней школе: пособие для учителей [Текст] / В.А. Васильев. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с
5. Веренинова, Ж. Б. Песня как методический прием при фонетической отработке английских срединных сонантов [Текст] / Ж. Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 5. - C. 26-31.
6. Веренинова, Ж. Б. Роль песни при обучении английскому произношению [Текст] / Ж. Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 69-72.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
8. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] : Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М.: Высш. Школа, 1982. –373с.
9. Камянова, Т.Г. Успешный английский: системный подход к изучению английского языка [Текст] / Т. Г. Камянова. – М.: Э, 2017. - 480 с.
10. Колкер, Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] : Учеб.пособие / Я. М. Колкер. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
11. Колыхалова, О. А. Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум [Текст] / О. А. Колыхалова, К. С. Махмурян. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. –232 с.
12. Корндорф, Б.Ф. Методика преподавания английского языка [Текст] / Б.Ф. Корндорф. – М.: Издательство «Учпедгиз», 1958. – 328 с.
13. Лебединская, Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку [Текст] / Б. Я. Лебединская. – М.: Астрель, 2003. – 175 с.
14. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность : коллективная монография [Текст] / [А. А. Миролюбов и др.] ; под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2012. – 462 с.
15. Нехорошева, А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке [Текст] : Практическое пособие / А.В. Нехорошева. – М: АРКТИ, 2016. – 80 с.
16. Павлова, С.В. Хорошее произношение – больше, чем произношение [Текст] / С. В. Павлова, В.В. Бужинский // Коммуникативная методика. – 2004. - №6. – С. 10-13.
17. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е. И. Пассов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. – 222
18. Пассов, Е.И. Цели обучения иностранному языку [Текст] : учебное пособие / Е.И. Пассов – Москва, 2002. – 185 с.
19. Певцова, А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку [Текст] / А. А. Певцова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 64-65.
20. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе [Текст] :Пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
21. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст] : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. –239 с.
22. Формирование произносительных навыков [Текст] : учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж, 2018. – 180 с.
23. Шалаева, Е.А. Фонетические сказки на уроках английского языка в начальной школе [Текст] / Е.А. Шалаева. – 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/RT1ox9 (дата обращения: 09.11.2022).