Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значимостью персонала для успешной работы современного предприятия.
Работа менеджера по персоналу связана с ежедневным стрессом. Профессиональное давление является неотъемлемой частью жизни экспертов, которые активно участвуют в процессе управления социальной средой организации. До сих пор эксперты из различных научных областей уделяли особое внимание проблеме профессионального стресса. Это происходит главным образом потому, что стресс может оказать негативное влияние на профессиональную деятельность и психическое состояние человека. Давление профессиональной деятельности менеджеров по персоналу проявляется в снижении эффективности труда и ухудшении состояния здоровья. Снижение сопротивляемости давлению новых видов деятельности, неспособность принимать соответствующие управленческие решения и общее замешательство личности. Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Как представитель профессионального сообщества, менеджер по персоналу испытывает стресс, источником которого является содержание профессиональной деятельности. Как мы все знаем, люди с высоким чувством ответственности чрезвычайно уязвимы к профессиональному стрессу и развитию синдрома эмоционального выгорания. Психологи даже ввели специальное понятие "давление менеджера", которое отличается от давления обычных исполнителей. Для того чтобы соответствовать требованиям современной жизни, менеджер должен продемонстрировать высокую степень эффективности управления, сначала самим собой, а затем персоналом организации. Он должен каждый день демонстрировать высокую степень стрессоустойчивости. В то же время исследователи отметили, что реакция на стресс зависит от индивидуальных психологических особенностей индивида. Некоторые люди проявляют большую степень стрессоустойчивости, чем другие, в стрессовых ситуациях. Следовательно, при изучении ценностей и мотивационных установок, связанных с фоном конкретной трудовой деятельности, а также социальной средой, можно более глубоко изучить проблему профессионального стресса.
Изучение проблем стресса, особенно профессионального, носит междисциплинарный характер. Стресс рассматривается с таких научных аспектов, как: психология личности, организационное поведение, психология управления, менеджмент, социология, психофизиология и инженерия труда, медицина.
Цель исследования – изучить особенности профессионального стресса у менеджеров по персоналу.
Объектом исследования данной работы является профессиональная деятельность менеджера по персоналу.
Предметом исследования является влияние профессионального стресса на деятельность менеджеров по персоналу.
Задачи исследования:
рассмотреть стресс в профессиональной деятельности менеджера;
изучить стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника;
определить организационно-экономическую характеристику ПАО СЕВРЫБСБЫТ;
дать анализ кадрового состава организации ПАО СЕВРЫБСБЫТ;
описать анализ действующей системы стрессоустойчивости персонала в ПАО СЕВРЫБСБЫТ;
рассмотреть разработку программы стрессоустойчивости персонала для ПАО СЕВРЫБСБЫТ;
дать оценку социально-экономической эффективности проекта .
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретическое исследование проблемы профессионального стресса
1.1 Стресс в профессиональной деятельности менеджера
Профессиональная деятельность менеджеров имеет ряд характеристик, особенно многозадачность, ответственность за принятие решений и выполнение нескольких видов работы одновременно. Сочетание этих факторов в конечном итоге приведет к появлению признаков профессионального стресса. Профессиональный стресс - это комплексное проявление психологических и физических реакций сотрудников на стрессовые ситуации, которые происходят каждый день на работе. Небольшой и кратковременный стресс полезен для выполнения определенных видов работы и безвреден для здоровья человека, но длительный стресс может иметь негативные последствия (от снижения уровня производительности до возникновения хронических заболеваний) .
Согласно Международной классификации болезней, профессиональный стресс является отдельной областью. Международная организация труда ежегодно проводит исследования, чтобы оценить убытки компаний, вызванные этим расстройством здоровья. В среднем убытки достигли 200 миллиардов долларов США. Долларов США в год. Такие факты подтверждают качественные характеристики явления и доказывают его значимость, что требует от менеджеров учитывать его в процессе управления персоналом. Управление персоналом в организации - это сложный процесс. Менеджеры всех уровней ежедневно несут ответственность за результаты работы сотрудников и организационной деятельности. Они должны принимать трудные, а иногда и нежелательные решения. Психологические исследования доказали, что лидерство может привести к состоянию напряженности и эмоционального перенапряжения у человека. Независимо от уровня управления, менеджеры чаще испытывают давление, чем другие сотрудники, потому что, во-первых, они несут ответственность не только за себя, но и за последовательность действий сотрудников. Во-вторых, большая часть их деятельности носит интеллектуальный характер и мультистресс создает ощутимое препятствие для достижения целей, из-за того, что это снижает эффективность сотрудников, приводя к снижению производительности и развитию организационной командной напряженности.
Главной предпосылкой для этого является то, что это приведет к изменениям, которые нарушат баланс, поддерживаемый в повседневной жизни и деятельности.
Давайте выделим основные предпосылки для развития давления на менеджеров:
- Системный - вызван факторами окружающей среды (национальная и мировая экономическая и политическая ситуация, уровень безработицы, семейные проблемы, климатические условия и т.д.);
- Организация - связана со структурой и стратегией компании, в целом, со всеми процессами на уровне отдельного предприятия (конфликт/неопределенность ролей, скучная работа и т.д.);
- Личностный – непосредственно определяется личностными чертами сотрудника (самооценка/уровень самоуважения, уровень тревожности, невротизм и т.д..).
Основными причинами давления со стороны менеджера являются:
1) Времени мало для решения различных задач;
2) Перегрузка работой, многозадачность;
3) Ненормированные рабочие дни;
4) Проводить семинары, вебинары и публичные лекции и участвовать в них;
5) Доминирование профессиональной жизни над личной и общественной жизнью;
6) Работать с задачами организации и команды в нерабочее время;
7) Много деловых поездок;
8) Заниматься работой ниже уровня своих способностей.
Во многих случаях источником давления на подчиненных является сам руководитель и его стиль работы. По разным причинам сотрудники или отдельные сотрудники могут испытывать сильное психологическое давление: из-за огромного контроля руководителя, высоких требований и поручений, недооценки важности работы, отсутствия четких инструкций и поручений, пренебрежения и т.д. .
Состояние стресса может существенно повлиять на экономические показатели организации. Нет необходимости экономить деньги, энергию и время на профилактике, потому что последствия длительного стресса могут быть очень негативными и могут проявляться как - прогулы (необоснованные опоздания или прогулы на работу); -частые производственные ошибки, ослабление внимания и, следовательно, снижение производительности труда; - ухудшение центральной роли команды. управленческий микроклимат - безразличие, снижение сопротивляемости болезням; - признаки девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, суицид).
При разработке методов борьбы со стрессом в организации важно учитывать психологические особенности личности. Меры, которые очень эффективны для одних людей, могут не дать результатов для других. Например, для некоторых сотрудников нормой является разнообразие работы и ее форм, для некоторых сотрудников, наоборот, постоянство и непротиворечивость форм работы .
Практика российских корпоративных психологов только зародилась. Поэтому филиал ICAS, британской консалтинговой компании, предоставляет услуги психологического консультирования работодателям и сотрудникам в трудные времена жизни. L.R.Мерфи предлагает три способа справиться со стрессом на рабочем месте. Первичная профилактика включает устранение или уменьшение факторов стресса и изменение организационной среды или условий труда.
Это могут быть действия руководства, такие как изменение характеристик организации, таких как процедуры обучения или отбора; - основанные на ролях, например, для расширения возможностей сотрудников участвовать в принятии решений; рабочие задачи, например, для усиления внедрения методов и продолжительности.
Конечно, при осуществлении этих мер следует принимать во внимание конкретные обстоятельства конкретной организации, подразделения или департамента. Поэтому, если сотрудники перегружены работой, то они могут рассмотреть возможность включения их в группы по принятию решений или собрания. Это ухудшение судьбы и усиление давления сверху. А это, в свою очередь, приведет к повышению уровня стресса, а не к его снижению.
Вторичная профилактика формируется с помощью мер, которые ослабляют последствия симптомов стресса у работников и направлены на его уменьшение или устранение. В то же время основное внимание уделяется обучению саморегуляции, расслаблению и навыкам позитивного мышления - все это позволит вам более эффективно справляться со стрессом. Однако, если стрессовая нагрузка слишком велика, а время слишком велико, вторичная профилактика должна сочетаться с первичной профилактикой, в противном случае она будет недействительной .
Профилактика уровня 3 предполагает предоставление конфиденциальных консультаций сотрудникам. Его цель - восстановить здоровье или благосостояние тех, кто пострадал из-за длительного стресса на работе. Необходимо иметь дело с производительностью стрессоров на нескольких уровнях: личном и организационном.
На личном уровне необходимо использовать следующие средства: самоуправление, то есть уметь грамотно и наиболее эффективно распоряжаться временем; устанавливать дружеские и надежные отношения с начальством и коллективами; регулярно заниматься спортом или физкультурными упражнениями; овладевать методами релаксации, самоуправлением.
На организационном уровне, в процессе изменений в производственной политике и структурах, может быть снижена степень профессионального давления, могут быть сформированы четкие требования к сотрудникам, и их деятельность может быть беспристрастно оценена. В то же время необходимо использовать такие, как:
а) Ввести и использовать справедливую систему оплаты труда;
б) Улучшить условия труда;
c) Усовершенствовать систему распространения информации. Информирование сотрудников о симптомах и факторах риска профессионального стресса является одним из способов предотвращения профессионального стресса. Самый простой способ получать уведомления - создать раздел во внутренней сети компании или информационную станцию для систематической публикации статей о типах стресса и методах его профилактики. Кроме того, для сотрудников группы риска следует проводить различные лекции и семинары с участием профессиональных психологов;
г) Создать атмосферу взаимной поддержки и укреплять эту атмосферу всеми возможными способами. В большинстве случаев профессиональный стресс связан с неблагоприятной психологической внутренней атмосферой в организации. Это может стать проблемой как для отдельных структурных подразделений, так и для всей компании. В качестве профилактики и коррекции существующих негативных показателей эффективны тренинги по сплочению команды, курсы по управлению стрессом и конфликтами, проводимые бизнес-тренерами или психологами.;
e) Смягчение последствий конфликтов и разъяснение организационных ролей;
e) Планирование карьеры сотрудников, которое помогает повысить будущую мотивацию и уверенность;
ж) осуществлять меры социальной поддержки, направленные на удовлетворение основных потребностей работников и членов их семей (различные виды финансовой помощи, деловые семьи и детские мероприятия и т.д.);
з) ввести перерывы на физическую подготовку для обеспечения надлежащего отдыха сотрудников, организовать спортивные соревнования между структурными подразделениями и создать комнаты психологической разгрузки (таблица).
В 21 веке стресс активно распространяется во всех сферах человеческой деятельности, и профессиональная среда не является исключением. Ключевая роль в управлении стрессом сегодня должна заключаться в контроле уровня его возникновения, который осуществляется путем диагностики работоспособности по характерным признакам работников. Современный менеджер должен обладать навыками управления стрессом, потому что это главное условие его эффективной профессиональной деятельности.
1.2 Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника
В 21 веке, в эпоху высокого технологического прогресса и стремительного развития, с быстрым и интенсивным ритмом жизни, стресс стал ежедневным "спутником" большинства работников. Термин "стресс" происходит от английского "Stress", что означает давление, напряженность и нагрузку. Стресс был впервые описан канадским патологом и эндокринологом Хансом Хьюго Бруно Селье в 1936 году, определив его как неспецифическую реакцию организма на внешние воздействия .
В общественном транспорте давление находится поблизости. Когда человек ведет машину, по дороге в офис, взбегает по лестнице в офис или садится в переполненный лифт, давление находится поблизости. Где обычный человек проводит большую часть своей жизни? Конечно, на работе. Конечно, некоторые люди абсолютно счастливы на работе, они не будут жаловаться на множество рабочих обязанностей, и им не придется работать сверхурочно. Но, к сожалению, на самом деле таких счастливчиков очень мало. Согласно исследованиям ученых, только около 13% людей в мире абсолютно удовлетворены и довольны своей работой.
По состоянию на 2021 год население мира составляет 7 817 410 000 человек, из которых только около 13% довольны своей работой, то есть 1 016 263 300 человек.
Есть много причин для стресса на работе. Неудовлетворенность сотрудников своей профессиональной деятельностью, конфликты в рабочем коллективе, высокая загруженность, стиль руководства, неудовлетворенность зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста – все это может привести к профессиональному стрессу.
"Американский институт стресса" пришел к выводу после опроса американских соискателей работы, что в 46% случаев стресс на рабочем месте обычно вызван большой нагрузкой, длительным рабочим временем и отсутствием надлежащего отдыха, то есть несоответствием между требованиями сотрудников и их внутренними ресурсами; в большинстве случаев 28% - это взаимоотношения в коллективе, то есть психоэмоциональные или психосоциальные факторы, в 20% случаев - дисбаланс между работой и личной жизнью .
Стоит отметить, что актуальность этой темы отражена в последних событиях в стране и мире, и весь 2020 год - это непрерывное давление. Эпидемия внесла свои коррективы в работу миллионов людей по всему миру. Впервые многие люди освоили "дистанционное управление", новый формат взаимодействия с коллегами и руководством, а также новые гаджеты. Многие люди были полностью уволены, а позже вынуждены осваивать новые области работы и направления. Для тех, кто все еще остается на рабочем месте и переходит на работу в "удаленном формате", это определенное давление.
Может быть, сначала это было весело и отчасти комфортно - работать из дома, удобное место, где можно в любое время выпить кофе, надеть удобную одежду, посидеть за ноутбуком с любимой кошкой на коленях, но через некоторое время для многих сотрудников весь комфорт начинает маскироваться постоянным отвлекающим факторы (члены семьи, домашние животные и работа по дому, а также наиболее распространенное "приляг на удобный диван или кровать на несколько минут"), отсутствие общения на месте с коллегами и начальством, а офис обычно технически более подходит для работы. Поэтому, если вы работаете в офисе, дома, из своего личного автомобиля или в любой точке мира, то вы так или иначе будете испытывать стресс. Всегда будут существовать те или иные факторы, которые могут вызвать напряжение и спровоцировать состояние напряженности. Развитие стрессового состояния сотрудника осуществляется поэтапно и в несколько этапов.
Первая стадия - это стадия тревоги или возбуждения, когда сотрудники сталкиваются с факторами, вызывающими дискомфорт и помехи. В то же время организм вынужден использовать все возможные защитные механизмы и ресурсы, и поведение человека начинает меняться. Стрессовые факторы и явления могут привести к тому, что состояние и поведение сотрудников претерпели огромные изменения. Например, спокойный и сдержанный человек начинает вести себя позитивно, сварливый, раздражительный и грубый в ответ. А сотрудник, который всегда общителен и активен - наоборот, замкнитесь в себе, переживайте все, что происходит "внутри", и перестаньте общаться с коллегами.
На первом этапе потеря самоконтроля и деформация общения, состояние возбуждения и тревоги приводят к тому, что сотрудники не могут сознательно контролировать свое поведение. Продолжительность первого этапа профессионального стресса достаточно индивидуальна для каждого и во многом зависит от его личных качеств. Например, спокойные и терпеливые люди могут накапливать внутреннее напряжение в течение длительного времени, а некоторые люди будут немедленно реагировать на стрессоры .
Второй этап - адаптация к стрессовым условиям. Сотрудники стараются противостоять стрессу и адаптироваться к нему. Этот этап считается особенно напряженным: сотрудник может потерять контроль над своим поведением, потому что стресс может оказать разрушительное воздействие на его психику, а в более серьезных случаях он может даже заметить затуманенное сознание. Вот почему в стрессовых ситуациях люди часто совершают нехарактерное для себя поведение - они могут грубо отвечать на вопросы и просьбы коллег и менеджеров, подавать заявления об увольнении и т.д. Многие люди позже признавались, что не понимали, как они могли совершить такой поступок, и сожалели об этом. Эта ситуация называется "влиянием". Если стрессовая ситуация длится долго, то начинается третья стадия – это истощение резервов организма. Когда влияние стрессоров не устранено и психологические и физические ресурсы организма исчерпаны, сотрудники больше не в состоянии противостоять этой ситуации и адаптироваться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных условий и факторов может привести к хроническому стрессу. Длительная стадия истощения часто приводит к различным видам заболеваний. Кроме того, результатом постоянного стресса может стать профессиональное "выгорание" сотрудников .
Сегодня существует широкий спектр причин давления со стороны современных сотрудников в компании. Поэтому можно сказать, что каждый современный человек испытывает разную степень стресса на рабочем месте, от легкой до тяжелой, что приводит ко многим дальнейшим проявлениям. В связи с этим возрастает не только важность формулирования и регулярного внедрения мер по устранению стресса сотрудников, его предотвращению в организации, но и уровень стрессоустойчивости кандидатов, оцениваемый на собеседованиях. Стрессоустойчивость - это способность индивида сохранять самоконтроль, способность быстро адаптироваться к ситуации, внешним проявлениям и проявлениям саморазрушительного стресса. Стрессоустойчивость кандидатов на определенную должность в компании может быть оценена с помощью ряда методик: это могут непосредственно наблюдать эксперты кандидата, или они могут вести диалог с высококлассным психологом, а также они могут провести самооценку стрессоустойчивости кандидата, и некоторые методы психологического тестирования могут быть дополнительно объяснены экспертами.
Стресс-интервью - занимает особое место в выявлении стрессоустойчивости. Стресс-интервью (или stress interview) - это беседа с кандидатом, использующая набор стрессовых вопросов, а также психологический стресс, чтобы вывести человека из его собственной "зоны комфорта" и другие инструменты, которые вызывают стресс в разговоре. Инструменты для проведения стресс-интервью включают:
- Нестандартные и некомфортные условия, в которых кандидат выступает (неудобное место, душно или наоборот, слишком холодное помещение, внешний шум и т.д.).);
- Агрессивность интервьюера;
- Интервьюер надолго опаздывает – долгое ожидание начала интервью;
- Во время интервью присутствовали незнакомые люди;
- Недосказанность и провокационные вопросы и т.д.
Очевидно, что даже самые уверенные в себе люди, которые не предупреждают о проведении такого рода собеседований, могут испытывать некоторый дискомфорт, и результатом будет стресс. Однако есть мнения, что человек с сильной стрессоустойчивостью сохранит самоконтроль в любой нестандартной ситуации, будет вести себя спокойно и с достоинством в сложившейся ситуации и сохранит дружелюбие к интервьюеру. Но, несмотря на это, прибегая к использованию стресс-интервью, важно профессионально обучать менеджеров по персоналу методам стресс-интервью; применять стресс-интервью только в определенные моменты собеседований с кандидатами; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство кандидатов; держаться подальше от использования стресс-интервью для высшего руководства компании и т.д.
Таким образом, профессиональный стресс – это проблема уже не только сотрудника, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации в целом. Становится ясно, что «носители» стресса не в силах полностью отдаваться работе. Как следствие – это снижение производительности труда, качества выполняемой работы, или предоставляемых услуг и увеличение текучести кадров в компании. О влиянии стресса на персонал организации и его последствиях, должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Так как предупредить – всегда легче, чем лечить, т. е. исправлять те последствия, которые привели к уже критической ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: Юнити, 2017. - 223 c.
2. Бычков, В.П. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
3. Горина, М. С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности / М.С. Горина // Modern Economy Success. – 2019. – № 3. – С. 15-22.
4. Деева, О. С. Зарубежные и отечественные способы профилактики профессиональных стрессов в организации / О. С. Деева, Т. А. Труфанова // Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. – Тамбов: Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2018. – С. 80–88.
5. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2018. - 352 c.
6. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: Уч. / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.
7. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Уч. / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: Форум, 2018. - 400 c.
8. Имяреков, С. М. История управленческой мысли: учеб. пособие / С. М. Имяреков; Саран. кооп. ин-т (фил.) РУК. – Саранск: Тип. «Рузаев. печатник», 2017. – 200 с.
9. Калмыкова, О.Ю. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. «Экономические науки». 2019. – № 1 (7).
10. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 219 c.
11. Креденцер, А.В. Психологические особенности поведения в конфликте персонала коммерческих организаций сферы торговли / А.В. Креденцер, Л.Н. Онищенко // Актуальные проблемы психологии. Киев: Наукова мир, 2018. Т. 1, Ч. 21–22. – С. 152–157.
12. Мовсесян, В. Э. Управление стрессом как один из способов повышения работоспособности сотрудников / В. Э. Мовсесян // Наука через призму времени. – 2017. – № 6. – С. 42–47.
13. Носс И. Н. Профессиональная психодиагностика. Психологический отбор персонала / И.Н. Носс. – М.: Гостехиздат, 2018. – 464 c.
14. ПАО СЕВРЫБСБЫТ г. Мурманск [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=9566 (дата обращения: 15.11.2022)
15. Панова, Л. С. Факторы профессионального стресса и основные способы совладания с ним / Л. С. Панова. // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 158-161.
16. Пост П. Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха / П. Пегги. – М.: Эксмо, 2018. – 304 c.
17. Потемкин, В.К. Управление персоналом / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, 2019. - 32 c.
18. Прошина А.Н. Адаптация персонала в российских организациях: социально-управленческий анализ / А.Н. Прошина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 717 c.
19. Путинцева, А. В. Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника / А. В. Путинцева. // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 344-346.
20. Пучкова, Г. Р. Стресс в работе менеджера / Г. Р. Пучкова // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 265–267.
21. Репина, А.А. Влияние стрессовых ситуаций на качество профессиональной деятельности / А.А. Репина, Т.Г. Волкова. // NovaInfo, 2018. – № 94. – С. 182-187.
22. Руденко, А.М. Управление персоналом: Учебное пособие / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 480 c.
23. Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала / В.Г. Соломанидин. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 922 c.
24. Суховерхов Н.Ю. Адаптация персонала организаци к изменениям и нововведениям / Н.Ю. Суховеров // Молодежный научный форум [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10 (17).pdf (дата обращения: 15.11.2022)
25. Терещенко Н.Г. Качества личности как факторы эффективной деятельности руководителя / Н.Г. Терещенко // Современные научные исследования. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2013/53378.htm. (дата обращения: 15.11.2022)