Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На момент вступления Н.С. Хрущева в должность Первого секретаря
ЦК КПСС система государственного управления СССР представляла собой сложную сверхцентрализованную структуру. Все большую остроту приобретали экономические проблемы, особенно в аграрном секторе, решение которых требовало новых управленческих подходов. Период отечественной истории с 1953 по 1964 гг. характеризуется многочисленными административными преобразованиями, призванными улучшить управление народнохозяйственным комплексом и оптимизировать систему государственного управления .
По оценкам специалистов, за два с половиной г. после избрания Н.С. Хрущева на высший партийный пост руководство КПСС было обновлено более чем на треть.
Метафора «ручное управление», как считается, употребляется в общей теории публичного управления по аналогии с управлением воздушным судном, которое имеет технические возможности большую часть полета осуществлять в автоматическом режиме, и лишь при возникновении нештатных ситуаций или сложных погодных и иных условий пилот может перейти к системе ручного управления судном.
В нашем государстве режим ручного управления в негативным смысле и с негативными же последствиями начал систематически задействоваться при Н. С. Хрущёве, что повлекло многочисленные критические проблемы для страны. Функционирование системы государственного управления до этого периода описывалось бывшим председателем Госплана СССР В. Н. Новиковым следующим образом: «государственная машина, раскрученная до 1953 года, продолжала работать и двигалась в основном вперед, независимо от того, кто где сидел. Мне даже представляется, что если бы тогда «там» вообще никого не было, страна продолжала бы существовать и развиваться по линии, намеченной ранее... с моей точки зрения, в масштабе СССР сбить государство в целом на худший ритм работы можно было только искусственными или нарочито глупыми мерами...» . При этом и Сталин, и предыдущие руководители государства в той или иной мере тоже задействовали ручное управление. Ручное управление в государственном управлении не прекращалось всю постсоветскую историю России. Применялось оно и в Российской империи. И речь идет далеко не только о негативных примерах.
Целью данной работы является рассмотрение советского государства и права в конце 50-х - начала 60-х годов XX в.
Задачи:
- описать реформирование системы государственного управления и региональное управление при Н. С. Хрущеве;
- рассмотреть проект Конституции при Н. Хрущеве;
- дать общее представление о праве в конце 50-х - начала 60-х годов XX в. Институты альтернативного (внесудебного) разрешения споров в советской России периода 50–60-х годов XX века;
- проанализировать государственно-правовую политику в отношении несовершеннолетних правонарушителей периода 50–60-х годов XX века, борьбу с преступностью и общественность;
- изучить модернизацию уголовного судопроизводства в СССР в период хрущевской «оттепели».
Объект исследования – хрущевская оттепель» с точки зрения государства и права. Предмет исследования – особенности административной реформы Н. С. Хрущева, модернизации уголовного судопроизводства Н. С. Хрущевым.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОНЦЕ 50-Х - НАЧАЛА 60-Х ГОДОВ XX В.
1.1 Реформирование системы государственного управления и региональное управление
При Н. Хрущеве верхние слои советского общества превратились в то, во что страстно желали, но не могли превратиться при И. Сталине: в новый господствующий класс, стоящий у рычагов государственного управления, государственного устройства и материального благополучия .
По мнению исследователей, именно в годы Н. Хрущева сформировалась современная бюрократия, парадоксальным образом способная сочетать бездействие и псевдоактивность, «принятие действенных мер», но не в интересах дела, а ради отчета, рапорта, служащих залогом собственного социального выживания, клятвы на верность «генеральной линии» с откровенным игнорированием государственных и партийных решений.
Особое внимание в реформировании политической системы общества, ее демократизации отводилось руководством СССР улучшению деятельности Советов и аппарата управления.
Так, начиная с середины 50-х гг. было принято полтора десятка партийно-государственных постановлений, направленных на улучшение работы Советов.
Одной из мер явилось укрупнение в 1954 г. сельских Советов. Число сельсоветов уменьшилось по стране с 73736 на 1 января 1954 г. до 50583 на 1 января 1955 г.
Летом 1955 г. исполкомом местных Советов РСФСР было передано право решать многие финансовые и хозяйственные вопросы. Позднее этот порядок распространился и на другие союзные, а также автономные республики.
Реорганизация государственного аппарата была направлена на повышение его гибкости, устранение дублирования в работе органов управления, повышение квалификации руководящих кадров.
В Совете Министров СССР были упразднены отделы группы, дублировавшие Госплан и министерства. В результате этих мер из сферы управления за 1954-1955 гг. высвободилось почти 750 тыс. квалифицированных работников
Однако, в условиях командно-административной системы управленческий аппарат не только не утрачивал своих позиций, но и приобретал способность к самовоспроизводству.
Региональное управление
Региональная политическая элита СССР значительно изменилась к середине 1960 гг. – заметно обновился ее состав, региональные партийные и советские функционеры приобрели ценный управленческий опыт. Остановимся более подробно на рассмотрении мер советского руководства по реформированию системы государственного управления и выявим основные особенности формирования региональных управленческих структур СССР в 1953-1964 гг.
К региональным управленческим структурам СССР в рассматриваемый
период следует отнести находящиеся в тесной взаимосвязи партийные и советские организации краевого/областного, районного и местного уровней, а также управленческие кадры сферы народного хозяйства (включая руководство созданных в 1957 г. советов народного хозяйства). Прежде всего, сюда относятся кадры региональной номенклатуры ЦК КПСС, в которой выделяется несколько групп. К группе партийных работников относятся секретари обкома КПСС, горкома партии областного центра, заведующие отделами обкома. В группу работников советских организаций входили председатели облисполкомов и их заместители, чиновники облисполкомов, руководители силовых ведомств.
Государственно-хозяйственные руководители, директорат промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятий принимали участие в управлении народным хозяйством на региональном уровне.
Отдельно следует выделить руководителей общественных организаций (комсомол, профсоюз), руководителей вузов и народного образования края/
области. Отметим, что номенклатурный контроль, контроль за кадровыми назначениями, был одним из наиболее важных элементов системы регионального управления СССР.
Среди регионального партийного руководства обновление было более заметным – более чем наполовину: за три г. сменились 45 из 84 первых секретарей республиканских и областных парткомов, что способствовало усилению политических позиций Хрущева и его победе в борьбе за власть .
Структура региональных партийных кадров была достаточно сложна,
в ней выделяются следующие уровни: уровень ЦК КПСС, краевой/областной
(крайком/обком), районный (райком), уровень первичных парторганизаций.
Заметим, что многомерность и многослойность номенклатур различного уровня вызывает определенные трудности в изучении их взаимоотношений.
Начиная с 1953 г. наблюдается постепенный рост политического влияния партийных и советских функционеров регионального звена, а также претерпевает изменения кадровая политика КПСС. В 1953 г. пленум ЦК КПСС постановил: «считать одной из важнейших задач ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов и райкомов партии укрепление партийных организаций колхозов, МТС и совхозов, усиление их роли в дальнейшем подъеме сельского хозяйства» [3, с. 652]. О расширении компетенции местных партийных комитетов свидетельствует существенное сокращение номенклатуры должностей руководящих работников, утверждаемых и освобождаемых ЦК КПСС, что расширяло возможности обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик, а также министерств и ведомств в части кадровых назначений.
Данная тенденция нашла свое отражение в последующем постановлении Секретариата ЦК КПСС, согласно которому ЦК республиканских компартий получали возможность утверждать и изменять структуру отдельных горкомов и райкомов партии по согласованию с отделами партийных органов и Управлением делами ЦК КПСС.
В порядке исключения парткомам крупных предприятий и учреждений могли быть предоставлены права райкома по кадровым вопросам.
Такое решение стало своеобразным компромиссом между интересами центральной власти в лице ЦК КПСС (уменьшение канцелярской работы) и интересами укрепляющих свои позиции региональных политических элит.
Следующим шагом к оптимизации управления стали предпринятые советским руководством в 1953-1956 гг. меры по сокращению численности
бюрократического аппарата – однако, они принесли лишь временный успех, не способствовав качественному изменению процесса управления.
Продолжением курса на регионализацию кадров стало и закрепление в новом Уставе КПСС, принятом по итогам XXII съезда КПСС в октябре 1961 г., положения о систематическом обновлении руководящих кадров партии. Согласно новому Уставу, на каждых очередных выборах состав ЦК КПСС и его Президиума должен быть обновляться не менее чем на четверть, ЦК Компартий союзных республик, крайкомов и обкомов – на треть, окружкомов, горкомов, райкомов, а также парткомов или бюро первичных партийных организаций – наполовину. При этом члены руководящих партийных органов должны были избираться лишь на три, а секретари первичных партийных организаций – не более чем на два созыва подряд. Для избрания на более продолжительный срок необходимо было не менее трех четвертей голосов коммунистов, принимавших участие в голосовании. Очевидно, что такое
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы.
1) Закон СССР от 2 октября 1965 г. «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1965 г., No 39.
2) Положение о прокурорской надзоре в СССР (утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24. 05. 1955 г.) // Ведомости ВС СССР. No 9. Ст. 222.
3) Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР (утвержден ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. No 40. Ст. 592
4) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.07. 1956 «О подсудности дел о государственных преступлениях» // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 76-77.
2. Учебные, научные и иные публикации.
5) Агаева А.В. Эволюция государственно-правовой политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей в России XX века//ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета. Том Часть 1. Ответственный редактор С.Г. Емельянов. 2017. С. 14-17
6) Алексеева Т. В. Институты альтернативного (внесудебного) разрешения споров в советской России периода 50–80-х годов XX века// СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ, НОРМОТВОРЧЕСТВА И ПРАКТИКИ. МОСКОВСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ. Материалы XIII Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения): в 3 частях. Том Часть 1. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 2018. С. 131-134
7) Безлепкин И.В., Яценко В.В. Из истории принятия Конституции СССР 1977 года// Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей. Май 2022 года. Выпуск 7. С. 81-83
8) Ведерников А.В. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР СССР В 1953-1964 ГГ. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014;(4):95-102.
9) Волков А. П. Общественно-политические процессы конца 50-х - начала 60-х годов XX века: некоторые аспекты//СИМБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. 2013. № 1. С. 22-29
10) Горобцова А. С. «Приказное правопонимание» в советской правовой системе//EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Том Часть 2. 2018. С. 162-165
11) Губачев Н.Н. А. Н. Косыгин: кадры и управление//ВКЛАД А.Н. КОСЫГИНА В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР. Сборник статей. Под редакцией А.М. Коршунова, В.Н. Титова . 2021. С. 90-111
12) Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.
13) Лебина Н. Антимиры: принципы конструирования аномалий. 1950-1960-е годы// Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940 – 1985 / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова (Из библиотеки Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. С. 255-260
14) Лукашева Е. А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений // Советское государство и право. – 1975. – No 4. – С. 29-36.
15) Мельников В.Ю. Проблемы осуществления прав личности и ее защиты по уголовному делу на стадии предварительного расследования // Адвокатская практика. 2017. N 5. С. 45 - 54.
16) Миколенко Я.Ф. Право и формы его проявления // Советское государство и право. – 1965. – No 7. – С. 47-54.
17) Понкин И. Режим ручного управления//ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. Учредители: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 2016. № 4. С. 45-48
18) Пыжиков А.В. Хрущевская оттепель. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
19) Региональная политика Н.С. Хрущева. ЦК КПСС и местные партийные комитеты. 1953-1964 гг. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Федер. арх. агентство, Гос. архив Рос. Федерации, Рос. гос. архив новейшей истории, Рос. гос. арх. соц.-полит. истории и [др.]; сост.: О.В. Хлевнюк [и др.]. – М.: РОССПЭН, 2009. – С. 6–17
20) Упоров И. В. Модернизация уголовного судопроизводства в СССР в период хрущевской «оттепели» (середина 1950 - 1960 гг.)//ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. 2020. № 6. С. 213-216
21) Шубарин К.А., Семиколенов М.В. Оттепель: реформы Н. С. Хрущева и их значение для СССР//ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник трудов по материалам IX Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2022. С. 69-76