Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный хоккей на льду с шайбой – вид спорта, предъявляющий высокие требования к скоростным качествам игроков. Хоккеисты должны обладать возможностью демонстрировать высокие скорости передвижения по льду на протяжении всего игрового времени. (В. П. Савин, 2003; Ю. В. Никонов, 2003; И. В. Захаркин с соавт., 2008).
Предпосылкой для поиска путей повышения спортивного мастерства в хоккее явились результаты физической подготовленности. В программе физического воспитания обучающихся общеобразовательной школы (Лях В.И., Зданевич А.А.) развитию качества быстроты, необходимой для хоккеистов, уделяется должное внимание, есть нормативные требования, есть методические рекомендации по их достижению. Однако, реалии учебного процесса свидетельствуют, что динамика скоростных способностей у занимающихся хоккеем детей имеет выраженные признаки стагнации (А.Н.Корольков, Стрижак А.П., Разинов Ю.И.), что и предопределило выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: тренировочный процесс хоккеистов.
Предмет исследования: средства и методы развития скоростных и скоростно-силовых способностей хоккеистов.
Цель исследования: выявить эффективные средства и методы по развитию скоростных и скоростно-силовых способностей хоккеистов.
Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности спортивной подготовки хоккеистов.
2. Определить основные средства и методы спортивной подготовки хоккеистов
3. Рассмотреть особенности методики (А. Ю. Букатин, Ю. С. Лукашин) развитию скоростно-силовых и скоростных способностей хоккеистов.
Экспериментальная методика может быть использована при организации и проведении тренировочных занятий обучающихся школы в условиях урока-секции хоккея.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ХОККЕЕ НА ЛЬДУ С ШАЙБОЙ
1.1. Основы подготовки хоккеистов
Хоккей появился в Канаде во второй половине 18 века, датой проведения первого хоккейного матча принято считать 3 марта 1875 года, когда в Монреале встретились команды, представлявшие университет Макгилла. На протяжение двух столетий хоккей претерпел множественные изменения как в области правил, так и в области экипировки и превратился из игры любителей в профессиональный спорт.
Основы отечественной школы хоккея с шайбой были заложены в начале 50- х годов XX века. Методические концепции построения тренировочного процесса в хоккее изначально были заимствованы из теории и практики других видов спорта. Характер тренировочного процесса в спорте всегда определен его структурой и содержанием.
Структура годового тренировочного цикла хоккеистов традиционно состоит из трех основных периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
Подготовительный период подготовки хоккеистов всех возрастных групп всех спортивных квалификаций традиционно состоит из двух этапов – общеподготовительного и специально-подготовительного [7].
Основной задачей общеподготовительного этапа подготовки хоккеистов является создание базы в виде общей физической и функциональной подготовленности хоккеистов для последующего формирования их состояния физической подготовки. В процессе втягивающего мезоцикла - общего подготовительного этапа необходимо постепенно увеличивать тренировочные нагрузки за счет значительного увеличения их объема и незначительного увеличения интенсивности, используя в основном аэробные нагрузки неспецифической направленности, одновременно используя средства и методы, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата [11].
Основными задачами специального подготовительного этапа являются повышение уровня специальной физической и психологической подготовки, а также технико-тактических навыков [8]. Решение этих проблем, по мнению Ю. В. Никонова (2003), обеспечивает специфическую адаптацию организма к соревновательным нагрузкам.
По мнению В. П. Савина (2003), Ю. В. Никонова (2003), И.Е. Дмитриева (1995) и др., на специальном подготовительном этапе подготовки хоккеистов, включающем базовые специальные подготовительные стабилизирующие и предсоревновательные мезоциклы, формируется состояние спортивной формы [7].
Специальный подготовительный этап характеризует оптимальное сочетание тренировок вне льда и на льду [13].
Самый длительный период подготовки хоккеистов - соревновательный, который связан с официальным календарем соревнований. И в соответствии с календарем соревнований по хоккею предлагается разделить период соревновательной подготовки на два-три соревновательных и один-два промежуточных этапа.
Основными задачами соревновательных этапов соревновательного периода являются: непосредственная подготовка к хоккейным матчам и участие в них, а также поддержание уровня специальной подготовленности, достигнутого хоккеистами. Основные задачи, которые необходимо решить на промежуточных этапах: восстановление после соревновательного этапа и подготовка к следующему соревновательному этапу [4].
Спортивный сезон в хоккее заканчивается переходным периодом, который, по мнению В. П. Савина (2003), Ю. В. Никонова (2003) и др., характеризуется потерей спортивной формы [12].
На всех этапах подготовки хоккеистов (в том числе и на специальном подготовительном этапе) характерно использование разнонаправленных по своей специфике и тренировочному воздействию нагрузок, которые, в соответствии с теорией периодизации подготовки спортсменов, призваны стимулировать развитие общих и специальных физических качеств хоккеиста игроки.
Специалисты по хоккею, которые делают упор на специализированную физическую подготовку, утверждают, что она должна быть направлена на развитие физических качеств, характерных для хоккея, и избирательное развитие двигательных единиц, обеспечивающих игровую активность хоккеистов. Средства и методы специализированной физической подготовки хоккеистов рекомендуется использовать на специально подготовительных и промежуточных этапах годового цикла подготовки хоккеистов [5].
Задачи развития двигательных качеств, характерных для хоккея, предлагается решать с помощью средств и методов специальной физической подготовки, которая призвана способствовать закреплению и совершенствованию техники хоккея, развитию функциональных возможностей физиологических систем организма [3].
Специальная физическая подготовка, по мнению тех же хоккейных специалистов, должна быть направлена на развитие двигательных качеств, необходимых хоккеисту, и реализовываться в структуре специфичных для хоккея движений [7]. Утверждается, что общая и специальная физическая подготовка являются взаимозависимыми [6].
В то же время ни в одном из доступных нам литературных источников не удалось найти достоверного обоснования и доказательств принципа единства общей и специальной физической подготовки. Игру в хоккей с шайбой можно охарактеризовать как работу преимущественно скоростного и силового характера. Именно поэтому особое внимание следует уделять повышению скорости и скоростно-силовых качеств хоккеистов [2].
В результате анализа научно-методической литературы мы приходим к выводу, что развитие скоростных качеств должно происходить в большей степени на специальном подготовительном этапе (июль-август) и закрепляется на соревновательном этапе (сентябрь-февраль) во время игровой практики.
1.2. Основные средства и методы спортивной подготовки хоккеистов
В тренировочном процессе хоккеистов используются различные средства для развития скоростных качеств. Большинство из них носят комплексный характер, то есть оказывают одновременное влияние на различные виды скорости. Средством развития скорости являются упражнения, выполняемые с экстремальной или почти экстремальной скоростью (скоростные упражнения). Поэтому эти упражнения должны быть относительно простыми в координации работы нервно-мышечного аппарата. Их можно разделить на три основные группы [5]:
1. Упражнения, непосредственно влияющие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) скорость реакции; б) скорость отдельных движений; в) повышение частоты движений; г) повышение стартовой скорости; д) скоростная выносливость; е) скорость выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бег, плавание, управление мячом).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные составляющие скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Сопряженные ударные упражнения: а) на скорость и все другие способности (быстрота и сила, быстрота и координация, быстрота и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и т.д.).
Однако, несмотря на то, что все подобные упражнения направлены на развитие скорости, все же существуют существенные методические особенности развития различных ее форм. По словам В.А. Сальникова, большое значение имеют режимы выполнения скоростных упражнений. Продолжительность каждого упражнения не должна превышать 20-22 секунды. А интервалы активного отдыха между упражнениями (удержание шайбы в медленном темпе, броски и т.д.), обеспечивают, с одной стороны, восстановление хоккеиста, с другой - оптимальную возбудимость его центральной нервной системы: 100 м - 8 мин, 30 м - 2-1.5 мин. [13].
Кроме того, упражнения на развитие скорости эффективны только в том случае, если у участников нет признаков усталости от предыдущих занятий. Скоростная работа, выполняемая на фоне острой или хронической усталости (а также на фоне недостаточного восстановления), не только не приведет к желаемому эффекту, но и может катастрофически усугубить дисфункциональное состояние спортсмена, приведя его к перетренированности. Работа на выносливость и абсолютную силу «убивает» скорость [7].
В спортивной практике для развития скорости отдельных движений используются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без нагрузки или с такой нагрузкой, которая не снижает скорость движения. Кроме того, используются такие упражнения, которые выполняются с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и рывки.
По мнению В.И. Старшинова, для того чтобы достичь необходимого уровня скорости хоккеистов, целесообразно сократить время выполнения отдельных двигательных актов. Так, сокращение длины ускорения шайбы и длины замаха значительно повысят скорость. Также увеличение взрывной силы позволит достичь такого же эффекта.
Ю. В. Никонов (полагал, что в тренировочном процессе важно учитывать взаимозависимость отдельных скоростных возможностей.
Н практике количество методов и средств, которые хоккеисты могли бы использовать в своей спортивной подготовке, невелико. Основными из них являются катание на скорости, близкой к максимальной, на коротких отрезках, катание без защитного оборудования, выполнение специальных упражнений на льду с максимальной скоростью, использование упражнений на льду с лёгкой шайбой.
В числе основных методов, которые используются для подготовки хоккеистов, следующие:
1) методы строго регламентированных физических упражнений;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод;
4) различные варианты комбинированных методов.
При развитии скорости хоккеистов основным методом является метод строго регламентированных упражнений. Как правило, это методы, включающие определённое повторение бега на коньках на короткие отрезки, а также использование специального оборудования, направленного на повышение скоростных качеств.
Как отмечает С.К. Сарсани, методы повышения скоростных качеств хоккеистов могут быть следующими:
1) Использование скоростно-силовых упражнений. При этом отягощения должны быть умеренными, а скорость приближаться к максимальной
2) Использование упражнений, прямо направленных на демонстрацию спортсменами своих скоростных возможностей. В этой работе важно, чтобы паузы отдыха между подходами были достаточными [8].
Эффективным методом повышения скоростных возможностей также является вариативный метод, который предполагает чередование выполнения скоростных упражнений в сложных, нормальных и облегченных условиях. Выполнение скоростных упражнений в сложных условиях стимулирует активное мышечное напряжение, что способствует увеличению скорости движения. Например, на этапе тренировок без льда вы можете использовать такие упражнения, как бег в гору, по песку и снегу, бег с отягощениями, чтобы увеличить скорость бега.
На ледовом этапе тренировки катание выполняется с отягощениями на поясе, на коньке, бег с преодолением сопротивления в виде партнера, с различными отягощениями или поясным эспандером [14]. Выполнение скоростных упражнений в условиях освещенности стимулирует чрезвычайно быстрые движения, которые превышают скорость движений, выполняемых в нормальных условиях. Например, для увеличения скорости бега они используют бег по наклонной дорожке (с горы), бег за лидером, катание на коньках без защитного снаряжения.
Также возможно увеличить скорость выполнения технического приема и отдельного двигательного акта с помощью упражнений на специальных тренажерах с преодолением сопротивления на конце крюка клюшки (утяжеленные шайбы и булавы методом сопряженного действия). В то же время веса должны быть оптимальными, чтобы не влиять на структуру движения. Итак, вес утяжеленной шайбы должен быть в пределах 0,4-0,8 кг.
Для скорости выполнения технических приемов и отдельных двигательных актов используются упражнения с облегченными снарядами, с облегченной клюшкой, шайбой, без защитного снаряжения в упрощенных условиях. Методы строго регламентированных физических упражнений в процессе воспитания скоростных способностей должны постоянно дополняться соревновательными и игровыми методами, обеспечивающими более высокий эмоциональный подъем, столь необходимый для проявления максимальной скорости.
Соревновательный метод используется в форме различных тренировочных соревнований (оценки, эстафеты, соревнования по уравниванию гандикапов) и финальных соревнований. Эффективность этого метода очень высока, так как спортсменам разной физической подготовки предоставляется возможность бороться друг с другом на равных, с эмоциональным подъемом, проявляя максимум волевых усилий.
Игровой метод предполагает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишнего напряжения. Неслучайно соревновательные и игровые методы в их различных формах широко практикуются при подготовке спортсменов, специализирующихся в скоростных видах спорта. При решении задач изучения и совершенствования техники скоростных движений необходимо учитывать трудности сенсорной коррекции, возникающие при их выполнении.
Во время занятий вне льда, наряду с решением задач всестороннего развития физических качеств с помощью общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, стартов, прыжков, различных эстафет, решаются задачи совершенствования простых и сложных двигательных реакций, укрепляются связки, повышается подвижность суставов и мышечная сила увеличивается, улучшается координация движений. Все это является основой, на которой юные хоккеисты осваивают технику владения коньками и в будущем смогут развивать скорость непосредственно на льду в специальных игровых хоккейных упражнениях. Во время занятий на льду основное внимание уделяется тренировке и совершенствованию техники катания на коньках и техники использования клюшки.