Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В настоящее время общество улучшает всеобщий доступ людей к информации и создает условия для распространения и развития человека во всех сферах жизни. Это не может не сказаться на образовании, в том числе на школьном этапе. В условиях растущего числа противоречий и постепенной компьютеризации различных сфер общественной жизни, к сожалению, лишающей общения на месте, формирование речевых навыков и умений у детей приобретает особое значение. Этот процесс напрямую влияет на процесс социализации ребенка и развитие его личности.
Возникает вопрос, какие методы помогут наиболее эффективно формировать правильные орфоэпические речевые навыки школьников. Средства массовой информации и общество, несомненно, оказывают большое влияние на развитие детей, но на самом деле можно назвать это особенно позитивным явлением. Применяя к детскому образованию и воспитательной работе различные методы народной устной работы, знакомой для детей, можно помочь детям приобщиться к народному языку и культуре, к понятию простоты и красоты.
Для того, чтобы успешно учиться в школе, дети должны обладать хорошим уровнем развития правильных речевых навыков, поскольку это не только напрямую связано с успеваемостью, но и влияет на процесс социального и личностного развития. Это приводит к настоятельной необходимости рассмотреть этот вопрос.
Орфоэпия в современность считается одним из ключевых способов, с помощью изучения которых улучшаются речевые навыки учащихся. Данный процесс рассматривается как совокупность правил устной и письменной речи, закреплённых в литературном языке.
Проблема исследования состоит в изучении потенциала использования элементов народного творчества для развития орфоэпической правильности речевых умений у детей начального школьного возраста.
Актуальность проблемы и её социальная и теоретическая значимость определили тему исследования: «Работа над орфоэпической правильностью речи на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования: развитие орфоэпической правильности речи учащихся.
Предмет исследования: работа над орфоэпической правильностью речи на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: проанализировать способы работы над орфоэпической правильностью речи на уроках русского языка в начальной школе, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени в современном обучении.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. раскрыть орфоэпию как раздел лингвистики;
2. изучить орфоэпические умения и их формирование у младших школьников;
3. раскрыть возможности дидактической игры для формирования орфоэпических умений у младших школьников на уроках русского языка;
4. провести анализ современных учебников русского языка с точки зрения наличия в них орфоэпического материала;
5. осуществить анализ педагогического опыта работы по формированию орфоэпических умений у младших школьников на уроках русского языка;
6. разработать комплекс дидактических игр и упражнений для формирования орфоэпических умений.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Степень научной разработанности проблемы исходит из того, что, как раньше, так и в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику:
Вопросом развития речевых знаний и умений детей начального школьного возраста занималось огромное количество ученых, как раньше, так и к настоящему времени. Здесь следует привести следующих авторов: Е.Е. Дмитриева, Р.Б. Стеркина, Р.К. Терещук, В.Г. Утробина, ЕА.Самохвалова и многие другие.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты формирования орфоэпической правильности речи на уроках русского языка.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ системы по формированию орфоэпических учений у младших школьников на уроках русского языка.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКОЙ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Орфоэпия как раздел лингвистики
Орфоэпия - свод правил устной и письменной речи, закрепленный в литературном языке. Разные авторы несколько по-разному трактуют понятие орфоэпии. «Широкий» метод включает нормы произношения и ударения, правильность использования фонетических оборотов в речи и письме, а «узкий» метод исключает ударение из правил орфоэпии.
С распространением латыни в новых провинциях Римской империи и увеличением разрыва между письменным литературным языком и разговорным произношением в орфоэпических справочниках появился список случаев диалектного произношения, которые отличаются от орфоэпических норм [15, с. 162-187].
Столетия феодализма, с его раздробленностью и отсутствием единого литературного языка, не знали орфоэпии. Начало орфографического единства можно увидеть только в попытке изгнать излишнюю «выпуклую» диалектику из рыцарской поэзии, создав тривиальный, но все же нормализованный и диалектически окрашенный поэтический язык.
Однако в эпоху становления единого национального языка вопрос орфоэпии (правильного произношения и нормирования) стал актуальным. Борьба за фонетическое единство языка была направлена не только на местные диалекты, но и на узкогрупповые языковые формы. Например, французские грамматисты в 16-17 веках выступали как против местной диалектики, так и против попыток придворной знати создать особое «собственное» произношение.
Позже, в 18-19 веках, установленные в то время нормы произношения обычно сохранялись, лишь с незначительными изменениями, большей конвергенцией с устной речью городских жителей и устранением некоторых древних диалектов, культивируемых дворянами. Например, во время Французской революции каламбур «oi» произносился как «wa» и был орфографически закреплен во французском литературном языке.
В начале двадцатого века московское произношение сохранялось в старинных московских семьях и считалось типичным русским произношением. Однако к тому времени было очевидно, что это произношение во многом отстало от жизни, и в будущем, с распространением и миграцией этнических групп в Москву, оно также устареет для нее.
Поэтому новые спецификации в орфоэпии создаются каждый день, а старые спецификации в орфоэпии исчезают и изменяются. На этот процесс влияет сама жизнь, живой язык и меняющаяся культура. В современной русской орфографии существуют «продвинутые» и «элементарные» нормы произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Расширенная» спецификация сохраняет характеристики старомосковского произношения. Норма «молодой» отражает специфику современного литературного произношения [12, с. 142-164].
Нормы литературного языка, связанные с орфоэпией:
1. местоимения (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонематический состав одной морфемы);
2. суперинтонационная спецификация (ударение);
3. формирование вариантных грамматических фонем.
Орфоэпия - это система норм литературного произношения, свод правил звукового оформления языковых значимых единиц: морфем, слов, предложений. В орфоэпической спецификации есть соответствующие местоимения, связанные с особенностями фонем, реализуемых в разных позициях, а также местоимения с ударением, которые регулируют установку
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года).
Учебная литература
3. Абрамова, Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в творческой игре // Школьное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 30-32.
4. Аверина, М.Н. Особенности развития образности речи школьников на материале фольклора // Вектор науки Тольяттинского университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 1 (24). – С.9-13.
5. Алексеева М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2019. - 448 с.
6. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / Батюта М.Б., Князева Т.Н. — М.: Логос, 2016. — 304 c.
7. Бойчук, И. А. Ознакомление детей школьного возраста с орфоэпией: перспективное планирование, конспекты занятий, картотека игр / И. А. Бойчук,. – СПб.: Вита, 2020. – 411 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебник / Л. С. Выготский. М.: АСТ : Астрель : Люкс, 2008. 571 с.
9. Долгова, В.И., Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками // Творческие основы. – 2020. – 115 с.
10. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей школьника // Работа со школьниками. - 2020. - С. 16-88.
11. Ежкова, Н.С., Эль-Сейид, О.А. Экспериментальный анализ проблемы развития коммуникативных умений у школьников // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 034-038.
12. Казаручик, Г.Н. Особенности коммуникативных умений детей школьного возраста // Управление в социальных и экономических системах. - 2019. - № 28. - С. 176-177.
13. Краева, А.А., Привалова, С.Е. Особенности развития коммуникативных умений // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 8. - С. 46-51.
14. Онучина, Т. В. Развитие детского художественного творчества посредством русского народного фольклора // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 297-299.
15. Преорчук, Н.П., Санникова, А.С. Средства и формы социально-коммуникативного развития детей школьного возраста. Особенности их применения со старшими дошкольниками // Аспирант. - 2021. - № 2 (59). - С. 154-156.
16. Привалова, С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период школьного детства // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 213-217.
17. Савенкова, Т.Д. Развитие умений и навыков сотрудничества и сотворчества у школьников в совместной деятельности // Детский сад от А до Я. - 2021. - № 6 (114). - С. 30-41.
18. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Коммуникация»: учебное пособие / О.Н. Сомкова. - М.: «Детство-Пресс», 2012. - 26 с.
19. Хабарова, О.В. Использование орфоэпии как средства развития речи в образовательной деятельности детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2020. – № 6. – С. 451-453.
20. Халина, И.В. Роль орфоэпии в развитии школьников // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. – 2017. – С. 67-69.