Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция Российской Федерации (далее по тексту- РФ) определила, что государство является правовым и демократическим, в качестве высшей ценности признаются права и свободы человека и гражданина, обязанность государства закреплена и выражается в признании, соблюдении и их защите [1]. Следовательно, находит место быть необходимость регулирования таких важных сфер, как общественный порядок и общественная безопасность.
В настоящее время одним из стратегически важных и актуальных направлений проводимой в стране Правительством Российской Федерации административной, муниципальной и правовой реформы, является совершенствование механизмов контрольной (надзорной) деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение экономической стабильности и правовой культуры в стране.
В этой связи административная ответственность, как один из видов юридической ответственности, безусловно, играет важную роль в обеспечении общественного порядка и безопасности в государстве. И эта роль, необходимо признать, с ускоренной динамикой набирает обороты, и становиться все более значимой.
В области гражданской обороны Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ) [2] устанавливает административную ответственность за невыполнение требований и мероприятий в этой области общественных правоотношений. Значение указанных положений определяется задачами настоящего кодифицированного источника и целям назначения административных наказаний.
Цель исследования: рассмотреть административную ответственность за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны
Объект исследования: Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере гражданской обороны.
Предмет исследования: привлечение к административной ответственности за невыполнение требований в области гражданской обороны
Задачи исследования:
1. Выделить особенности истории развития российского законодательства об административной ответственности за нарушения в области гражданской обороны.
2. Рассмотреть административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере гражданской обороны.
3. Изучить особенности привлечения к административной ответственности за невыполнение требований в области гражданской обороны.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Теоретической базой исследования были научные работы в области конституционного и административного права, государственного управления и уголовного права, связанные с рассматриваемой проблемой.
Эмпирическая база работы составляет: Конституция Российской Федерации, международные акты, Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации, федеральное административно-правовое законодательство, подзаконные нормативно правовые акты.
Глава 1. Российское законодательство об административной ответственности за нарушения в области гражданской обороны
1.1. История развития российского законодательства об административной ответственности за нарушения в области гражданской обороны
Административная ответственность за нарушение законодательства в области гражданской обороны имеет относительно недавнюю историю. В отечественном законодательстве она стала формироваться всего лишь около полутора десятилетия назад: начиная с 2001 года. При этом развитие рассматриваемого законодательства нельзя охарактеризовать как непоступательный процесс непрерывного использования метода проб и ошибок.
История отечественного законодательства об административной ответственности в области гражданской обороны имеет четко выраженную линию развития с учетом положительной динамики развития страны.
Условно в развитии законодательства, предусматривающего административную ответственность в области гражданской обороны можно выделить три этапа:
1) с 2001 по 2007 год;
2) с 2007 по 2011 год;
3) с 2011 по настоящее время. Следует указать, что вопрос о периодизации процесса развития рассматриваемого законодательства выделен нами условно на основании изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях. Следует отметить тот факт, что Кодекс РСФСР об административных нарушениях, утвержденный Президиумом Верховного совета РСФСР 20 июня 1984 года, не содержал положений об административной ответственности за нарушение законодательства в области гражданской обороны[14].
Первый этап. Первоначальная редакция статьи 20.7 КоАП РФ носила название «Нарушение правил гражданской обороны». Данной статьей была предусмотрена ответственность за нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Санкции были предусмотрены только в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Сложностью квалификации административных правонарушений по данной статье являлось то, что административная ответственность не была предусмотрена за нарушение всех без исключения нормативно-правовых актов. Так, например, за нарушение требований Федерального закона «О гражданской обороне» невозможно было привлечь к административной ответственности по указанной статье.
Второй этап. Этот период в развитии законодательства об административной ответственности за нарушение законодательства в области гражданской обороны обуславливался принятием Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». В соответствии с данным законом размер административного штрафа на должностных лиц стал исчисляться в размере от пятисот до одной тысячи рублей[13].
Третий этап. Данный период ознаменовался принятием Федерального закона от 06.11.2011 N 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях». Указанный закон изложил название статьи 20.7. КоАП РФ в следующей редакции «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны». Диспозиция статьи разделена на две части. В первой части предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. Второй частью - за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В настоящее время гражданская оборона определяется как система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Задачи, стоящие перед гражданской обороной, как и сама ее структура, оснащение, методы защиты населения и территорий в различных условиях складывающейся обстановки, за период ее становления, развития и совершенствования претерпели значительные изменения. Они зависели прежде всего от уровня развития военной техники и вооружения, тактики и стратегии их применения возможными противоборствующими сторонами. Свою историю гражданская оборона России начинает в 30-е гг. ХХ столетия. 4 октября 1932 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», в соответствии с которым в стране была образована система местной противовоздушной обороны (МПВО), включавшей в себя комплекс защитных мероприятий и средств. Общее руководство МПВО было возложено на Народный комиссариат по военным и морским делам (с 20 июня 1934 г. — Наркомат обороны СССР), на территории военных округов — на командующих войсками округов. Великая Отечественная война стала суровым испытанием для недавно созданной системы (в первую очередь для формирований, расположенных в приграничной полосе). 2 июля 1941 г. Совет народных комиссаров СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Газета «Правда» опубликовала статью «Каждое предприятие, каждый дом — крепость обороны».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 799,
4. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях».
5. Федеральный закон от 22.06.2007 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение».
6. Федеральный закон от 06.11.2011 № 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях».
7. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 (ред. от 30.09.2019) «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» // Собрание законодательства РФ, 06.11.2000, № 45, ст. 4490
8. Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 26.12.2016, № 52 (Часть V), ст. 7611
9. «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ
10. Барчан Н.Н., Григорьев С.М., Змиенко М.Е. Применение мультимедийных контролирующих программ в нормировании труда // Человеческий капитал. 2019. № 3 (123). С. 100-104.
11. Белкин А.В., Григорьев С.М. Диагностика профессионально-важных качеств сотрудников творческих профессий как научная проблема в современном психологическом знании // Человеческий капитал. 2019. № 6- 2 (126). С. 448-450.
12. Годлевский П.П. Особенности обеспечения организационно-мобилизационным департаментом выполнения силами МЧС России задач гражданской обороны в условиях локального вооруженного конфликта / В сборнике: Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы VI Научно-практической конференции. 2009. С. 156-157.
13. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утв. МЧС России 17.04.2019) // СПС «Консультант плюс»
14. Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований от 17.04.2021. 2. Заворотный А.Г., Фирсов А.В., Осипов А.В. Особенности административных нарушений за несоблюдение требований и мероприятий в области гражданской обороны. Безопасность бизнеса. 2020. № 5. С. 59-64. 3.
15. Кокорев В.Г. К вопросу о понятии общественного порядка в контексте уголовно-правовой квалификации и разграничения преступлений от административных правонарушений // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Том 4. № 13. С. 122-134.
16. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных нарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.// СПС «Консультант плюс»
17. Хлобыстин С.И., Осипов А.В. Анализ состава участников, реализующих надзорные функции, возложенные на МЧС России. Вестник НЦБЖД. 2021. № 1 (47). С. 119-124.
18. Хлобыстин С.И., Осипов А.В. особенности применения проверочного листа при проведении мероприятий по надзору в области гражданской обороны. Безопасность жизнедеятельности. 2021. № 3 (243). С. 26-32.
19. Хлобыстин С.И., Осипов А.В. Особенности применения проверочных листов при проведении мероприятий по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Технологии гражданской безопасности. 2020. Т. 17. № 4 (66). С. 84-88.
20. Чеботарёв, С.С. Теория гражданской защиты в современной системе отраслей знаний / Чеботарёв С.С., Овсяник А.И., Лысенко И.А. // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2019. № 3. С. 63-70.