Фрагмент для ознакомления
2
За продолжительное время собственного существования Россия получила колоссальный опыт в области административно-территориального устройства. Такие знания крайне важны для будущих поколений, для ориентации направле-ний внешней и внутренней политики страны, предостерегать от совершения ошибок.
Перед государством была поставлена большая задача – сформировать стабильное и эффективное государство. Трудность поставленной задачи состоя-ла в большой территории, которая раскинулась на всем континенте, многонаци-ональном и многомиллионном населении, каждый народ которого разговаривал на разном языке.
Вопросы устройства Российского государства в настоящее время считают-ся краеугольным камнем в правовой науке и рассматриваются разными ее дис-циплинами. Проблемы, формирующиеся в свете сбережения отечественной государственности, как показывает российский и зарубежный опыт истории, несут в себе скрытую угрозу существования страны и являются причиной фор-мирования вооруженных конфликтов и гражданских войн. На данный период времени РФ переживает сложную стадию преобразования всех областей жизни общества, и в данных условиях крайне важно сохранить единство государства и общества, проработать эффективную систему противодействия разным прояв-лениям сепаратизма в качестве залога поступательного и стремительного разви-тия государства.
После распада СССР у современной России было два пути для последу-ющего развития, если рассматривать ее с позиции территориального устройства государства: первый – это унитарное государство с централизованным и жест-ким управлением, второй – федеративное государство, с передачей части пол-номочий субъектам.
Россия избрала второй путь развития, но это продолжает быть предметом научных споров ученых, исследующих этот вопрос в разных сферах науки. О федеративном административно-территориальном устройстве страны задумыва-лись очень давно. Но эти идеи было трудно реализовать по объективным при-чинам, а именно самодержавия и унитаризма.
Актуальность этого исследования заключается в том, что федеративный механизм государственного управления предусмотрен в большинстве ведущих мировых государств, сложная система которого требует тщательного исследо-вания для решения формирующихся в государстве вопросов и юридических коллизий.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с российским федерализмом.
Предмет исследования – особенности российского федерализма.
Цель данной работы – комплексное исследование развития российского федерализма, конституционных принципов федеративных отношений в Россий-ской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-чи:
1)рассмотреть понятие и сущность формы государственного устройства;
2) изучить понятие, признаки и виды федеративных государств;
3) исследовать особенности федерализма в зарубежных странах (на при-мере США и ФРГ);
4) рассмотреть правовую природу Российского государства как федера-ции;
5) изучить конституционные принципы федеративного устройства РФ;
6) исследовать проблемы совершенствования федеративного устройства РФ.
Методологическую основу данного исследования составили ряд общена-учных и частнонаучных методов: системный метод, диалектический, анализ и синтез, сравнительный.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Федерация как форма государственного устройства
1.1.Понятие и сущность формы государственного устройства
Отличительные особенности государства, первоначально отраженные в его предпосылках, в ходе развития истории переходят в форму государства.
Форма государства – это устройство, которое состоит в характере полити-ко-правовых отношений между гражданами, между гражданами и государством, а также в процессе управления ими, в способах функционирования и организа-ции высших органов государственной власти и административно-территориальном разделении государства.
Категория «форма государства» показывает характерные черты внутрен-ней организации государства, процесс создания и систему государственных ор-ганов власти, характерные черты их территориальной самостоятельности, ха-рактер правовых отношений друг с другом и гражданами, а также методы, ис-пользуемые ими при осуществлении организующей и управленческой деятель-ности. Иными словами, формой государства признается устройство и организа-ция государственной власти .
Форма государства включает в себя три структурных элемента:
— формы правления;
— формы государственного устройства;
— политического режима.
Именно о форме государственного устройства пойдет речь в нашем ис-следовании.
Форма устройства государства – это административно-территориальное и национальное построение государства, раскрывающее характер отношений между его структурными компонентами, между местными и центральными ор-ганами власти, государственного управления.
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с позиции распределения власти государства и суверенитета государства в центре и на местном уровне, их разделение между структурными элементами государ-ства.
Форма устройства государства отчетливо показывает: из каких компонен-тов состоит внутренняя государственная структура: каков правовой статус дан-ных частей и каковы отношения данных органов; каким образом построены от-ношения между местными и центральными органами государства; в какой фор-ме государства отражаются интересы каждой нации, которые живут на данной территории.
Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и отношений между центральными и региональными властными органами.
Как правило, принято выделять три главные формы государственного устройства, а именно федерация, унитарное государство, а также конфедерация.
Унитарное государство признается наиболее распространенной формой в мире на современном этапе развития, выражается в единстве конституции и си-стеме высших государственных органов власти, высокой степенью централиза-ции управления всех системных административно-территориальных единиц (де-партаментов, областей, районов и т.д.) при отсутствии у них политической неза-висимости.
В качестве примеров стран с унитарным устройством выступают Финлян-дия, Франция, Япония. До 1918 г. Российская империя также признавалась уни-тарным государством.
В настоящее время в отдельных унитарных государствах – Великобрита-нии, Финляндии, Испании, Италии, Дании – действует административная неза-висимость
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосо-вания 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 N ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2003, N 1(157), ст. 3.
Научная и учебная литература:
1. Абдулаева С.С. Сравнительный анализ федерализма в США и Германии // Журнал «Закон и право». - 2020. - № 9. - С. 49-51.
2. Бикмурзина Н.С., Федотов С.А. Форма современного государства // Журнал «Правовестник». - 2019. - № 5 (16). - С. 118-121.
3. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принци-пы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вест-ник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.
4. Гаврилова М. И. Российский федерализм на современном этапе // Мо-лодой ученый. — 2017. — №2. — С. 302
5. Горохова С. С. Теория государства и права: учебник // М.: Право. Юри-дические науки. – 2017. – С.104
6. Гуляков А. Д., Леонкина А. А. Федерализм как фактор устойчивого развития Российского государства // Журнал «Право: история и современность». – 2017. – С. 140-142
7. Зиникова Э.Р. Конституционно-правовые основы современного федера-лизма в Германии // Теория и практика современной юридической науки. Сбор-ник научных статей. - 2017. - С. 86-90.
8. Золотарева А.Р. Проблемы современного федерализма // Журнал «Си-нергия Наук». - 2019. -№ 32. - С. 998-1001.
9. Калина В. Ф. Федерализм как основа национального единства России // Журнал «Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2018. –С. 139
10. Кетова Е. В. Понятие и сущность принципа российского федерализма // Журнал «Философия права». – 2017. – С. 142
11. Ковалева М.Ш. Эволюция теоретических основ и принципов федера-лизма // Журнал «Государственное и муниципальное управление. Ученые запис-ки». - 2019. - № 3.- С. 276-281.
12. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баг-лай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
13. Конституционное право учебно-методическое пособие / И.А. Алеш-кова, И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова, Н.А. Марокко, М.А. Мещерякова, Ю.К. Ма-кеева, О.Х. Молокаева, С.П. Попова, А.Н. Писарев, С.В. Сабаева, В.Е. Сафонов, Н.М. Сизикова, А.С. Стальнова. — Москва : Российский государственный уни-верситет правосудия, 2017. — 304 с.
14. Макеева Н. В., Миряева Ж. А. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Журнал «Известия высших учебных заведений. Поволжский ре-гион. Общественные науки». – 2016. – С. 132-134
15. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с.
16. Портнова Е. В. Некоторые проблемы современного российского фе-дерализма // Журнал «Социально-политические науки». – 2017. – С. 34
17. Сулейманов А.Ю., Габиева С.М. Сравнительный анализ федерализма в России и зарубежных странах (на примере Германии и США) // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 11 (138). - С. 61-63.
18. Трофимова И. Б. Территориальное устройство государства: социаль-но-философский аспект // Журнал «Теория и практика общественного разви-тия». – 2017. –С. 73-75
19. Уханкин В.В. Федеративная государственность: понятийно-терминологический анализ // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 2 (56). - С. 75-79.
20. Шабанов М.Х. Конституционные основы федерализма в США // Жур-нал «Государственная служба и кадры». -2019.- № 3. - С. 221-222.
21. Юрасова А. В. Конфедерация: исторический опыт и современность // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 24