Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Инфляция – это экономическое явление, когда рост цен на услуги и товары, сопровождающийся последующим обесцениванием денежной массы в обороте и снижением показателей покупательской способности [3].
Так при инфляции на сумму денежных средств по прошествии некоторого временного периода можно приобрести намного меньше товаров, услуг или работ, чем можно это было сделать прежде. При наличии данных проявлений в экономике говорят, что за истекший период покупательская способность потребителей снизилась, а деньги обесценились, соответственно деньги утратили некоторую часть своей стоимости.
Процесс инфляции следует отличать от явлений, когда происходит временный скачек цен. При инфляции данный процесс имеет длительную и устойчивую тенденцию. При инфляции в экономике не обязательно может быть рост абсолютно всех цен, так как цены на отдельные работы, товары и услуги могут понижаться, повышаться или быть без изменения [2]. При этом очень важно, чтобы фиксировалось изменение общего уровня цен.
Достаточно серьезным фактором, дестабилизирующим экономику Российской Федерации в промежутке последних десятилетий, остаются проявления инфляции. В данных условиях оценка деятельности компаний должна основываться на реальных показателях, очищенных от влияния инфляционных процессов в значениях, показателей, которые берутся к расчету.
На инвестиционные возможности компаний и на ее финансовое положение инфляция может по-разному влиять. Наиболее объективная оценка деятельности предприятия будет в том случае, если она базируется на реальных показателях.
Настоящая курсовая работа является этапом изучения дисциплины «Комплексный экономический анализ деятельности предприятий» и соотноситься с общими целями ФГОС ВО по направлению «Экономика», образовательной программой, учебным планом подготовки бакалавров по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что инфляция является одним из приоритетных по значимости факторов, которые оказывают влияние на достоверность финансовой отчетности предприятия. Даже относительно не¬высокие темпы инфляции могут снизить качество представляемой информации, следствием чего станут ошибочные управленческие решения руководством компании, принимаемые на ее основе.
Цель настоящей курсовой работы заключается в определении влияния инфляция на экономическую деятельность компании на примере АО «Завод «Дагдизель».
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- Изучение организационно-методических основ анализа влияния инфляции на финансовую деятельность предприятия;
- Анализ общеэкономической характеристики предприятия АО «Завод «Дагдизель»;
- Проведение оценки финансовых последствий воздействия инфляции на экономические показатели деятельности на примере АО «Завод «Дагдизель»;
- Разработка рекомендаций по снижению влияния инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия.
Предмет исследования: показатели экономической деятельности предприятия.
Объект исследования: АО «Завод «Дагдизель».
В настоящей курсовой работе использованы следующие методы исследования:
- Теоретические – анализ, классификация, моделирование;
- Практические – наблюдение, сравнение, эксперимент.
Структура курсовой работа включает: введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список использованной литературы и приложения.
Объем работы: данная работа состоит из 37 страниц, количество таблиц 4, рисунков 1, количество использованных источников 21.
Практическая значимость исследования заключается в возможности на основе проведенных изысканий определить значимость проведения анализа экономических показателей предприятия, направленный для разработки аналитической базы позволяющий делать необходимые прогнозные расчеты, которые позволят принимать наиболее эффективные управленческие решения при необходимости коррекции деятельности предприятия под воздействием внешних факторов таких как инфляция.
Глава 1. Организационно-методические основы анализа влияния инфляции на финансовую деятельность предприятия
1.1. Понятие, виды и причины возникновения инфляции
Явление инфляция - это проявление устойчивого повышения уровня цен на услуги и товары в экономике страны или региона. Обратный процесс инфляции – при котором происходит снижение показателей уровня цен – называется процессом дефляция [1, с.96].
При изменении цен в показателях экономики определяются различные критерии ценовой динамики – такие как индексы цен от производителей, показатель дефлятора ВВП, показатель индекса в отношении потребительских цен. Под инфляцией, обычно понимается показатель индекса потребительских цен (далее ИПЦ), он измеряет динамику изменения в периоде по отношению к стоимости определенного набора товаров или услуг, потребляемых населением (т.е. это может обозначаться как стоимость «потребительской корзины» населения). Определение ИПЦ как основного показателя инфляции связан с его значительной ролью в качестве важного критерия динамики оценки стоимости жизни потребителей. Также ИПЦ обладает определенным рядом характеристик, делающие его более удобным для более широкого применения – такие как понятность и простота методологии расчета, периодичность расчета, оперативность и прочее.
Промежутки времени в которые измеряется ИПЦ, бывают очень разными. Более распространены методы сравнения динамики уровня потребительской корзины в определенном промежуток времени с их показателем в предыдущий период, предыдущего года [4].
Для проведения статистического наблюдение за динамикой изменения цен, необходимые выполнять расчеты и делать публикацию полученных данных, в России данную функцию осуществляет государственная служба статистики (ФСГС).
Потребители ассоциируют проявления инфляции с ростом стоимости продуктов в магазинах. С точки зрения макроэкономики данное явление проявляется всегда и имеет значительную роль.
Инфляция имеет в себя определенные характерные черты и особенности, такие как [17]:
- показатели сокращение доходов потребителей;
- динамика повышения уровня цен на услуги и товары;
- процесс обесценивание денежной массы: когда деньги становятся значительно дешевле;
- процесс пересмотр ведения денежно-кредитной политики в государстве или регионе;
- изменение ключевой ставки ЦБ в целях ее сдерживания.
От роли, которую играют государственные структуры в экономике, выделяют два основных вида инфляции [6, с. 114]:
1) Открытая инфляция. Бывает в странах с рыночной экономикой. При этом деньги обесцениваются, цены значительно растут, при этом также падает уровень жизни. Правительство регулирует проявления инфляции за счет снижения доступности денег - повышает налоговые ставки, изменяет ключевую ставку и прочее.
2) Скрытая инфляция. Она возникает, когда в стране начинают жестко регулирует ценообразование. Данные запреты приводят на рынке к дефициту товаров, при этом издержки производителей начинают расти, и компании вынуждены снижать показатели объемов производства. При увеличении себестоимости продукции и невозможности компенсировать затраты, начинает страдать качество продукции.
Также существует классификация инфляции, которая привязана к изменению динамики прироста стоимости на рынке. Рассмотрим ее более подробно [5]:
1) Низкая инфляция – при которой роста цен в годовом выражении не превышает 6%.
2) Умеренная инфляция – динамика роста цен за год составляет от 6% до показателя 10%. Незначительные прирост всегда очень благотворно влияет на показатели экономики: начинает расти денежная масса в обороте, снижается стоимость кредитов, инвесторы начинают активнее вкладывать производство. При этом деньги быстро обесцениваются, их становиться более выгодно тратить, нежели чем копить. Так, например, в 2022 г. показатель инфляции в США 7,7% составил и смог побить сорокалетний рекорд. Экономика Америки считается одной из наиболее стабильных во всем мире: при этом правительство всегда жестко контролирует бюджетные расходы, и производство ориентировано равномерно как на покупателей внутри страны, так и на экспорт. Для сравнения – показатель инфляции в 2020 г. в США был 1,36%. Плановый показатель инфляции в России установлен в размере 4% в годовом значении.
3) Высокая или галопирующая инфляция – она подразумевает рост цен на товары от 10 до 100% и более в год, отмечены случаи, когда такой вид инфляции достигал показателя в 300% и больше. Такая инфляция является самой неблагополучной, показатели при ней изменяются стихийно, планирование для экономики становится невозможным. Данная инфляция характерна для стран с развивающийся или переходной экономикой, например, такие как: Латинские страны, страны Африки. В кризисной ситуации: когда деньги быстро обесцениваются и банкам невыгодно выдавать займы и кредиты. Размещать деньги на вкладах нет смысла, население предпочитает больше тратить свои накопления. В таком случае спрос растет, что приводит к значительному повышению цен. Такая инфляция, когда показатели были в десятки процентов отмечена в России в кризис 1998 г., уже в 1999г. цены выросли более чем на 36%, а в 2000г.- более чем на 20%, показатели в 2001г. инфляции начали снижаться до 18%. Производство в то время не развивалось: сырье и оборудование дорожали, банки выдавали кредиты для предприятий под 40%-50% годовых.
4) Гиперинфляция – такая инфляция проявляется в бесконечном пополнении рынка страны деньгами в целях восполнения дефицита бюджета. Такая инфляция наступает при росте потребительских цен на значительные показатели в сотни и тысячи процентов годовых. Это наиболее болезненный вид инфляции для развития предприятий и населения страны. Когда объем импорта значительно превышает показатели объема экспорта и печатаются новые деньги, в целях остановки оттока капитала. Потребители переходят к натуральному обмену, цены могут за один день вырасти в несколько раз. Известный пример - Германский кризис 1921-1923гг. Цены росли каждый день на 25%. Обесценивались деньги быстро, люди тратили зарплату сразу. Процветал активно бартер, стали появляться суррогатные деньги (нотгельды), которые выпускались в виде жетонов, и приравнивались к определенному продукту: 1кг. сахара,1кВТ в час электроэнергии или 1гр. золота.
5) Явление дефляция – этот процесс, является противоположным инфляции, цены устойчиво снижаются за короткий промежуток времени. Дефляцию нельзя характеризовать как положительный признак экономики, чаще спираль дефляции ведет к значительному экономическому спаду. В первом этапе идет снижение цен по причине высокой конкуренции и перепроизводства, производители начинают недополучать прибыль и уменьшают объемы выпуска, что приводит к сокращению персонала, безработице и к снижению уровня покупательской способности потребителей. Прохождение периодов дефляции бывают в странах с развитой экономикой. Например, период дефляции, наблюдался в Японии в 90-х годах 20 века. Также появилось определение «японская болезнь», когда предпринимаемые правительством меры для выхода из процесса дефляции, не приносят необходимых изменений.
Также стоит отметить феномен бифляция – когда в один момент проявляется черты дефляции и инфляции в секторах экономики [2].
Методы борьбы с проявлениями инфляции, называется дезинфляция, когда происходит изъятие некоторого объема денег из обращения. И является положительным критерием эффективности методов монетарного руководства государства, в процессе перехода к уровню инфляции, являющемуся выгодном для дальнейшего развития экономики.
В качестве условий для повышения инфляции является рост доходов потребителей, который не подкреплен увеличением производства продукции. Это ведет к росту спроса при сохранении на рынке уровня спроса наступает инфляция.
Увеличение денежной массы на рынке в обороте, происходит при снижении ставки рефинансирования, когда становиться более дешевое кредитования и при программах реализации количественного смягчения, когда печатается дополнительный объем денег и распределяется на рынке. В целях снижения инфляции также используют ужесточение денежно-кредитной политики. При этом также изымают излишки денег из обращения [12].
Основные причины связаны с доступностью и количеством денег на рынке, данные. критерии называют монетарными. Процесс инфляции ускоряется, при условии, когда денег, а рынке становится больше, основные причины почему это происходит следующие:
- начинают снижаться ставки по кредитам;
- начинают снижаться налоги;
- значительно снижаются объемы производства;
- увеличиваются показатели бюджетных расходов;
- начинает расти зарплата у населения.
Влияют на обесценивание денег также и немонетарные факторы которые не связанны с их объемом в обороте на рынке:
- зависимость от урожая, при котором меняются цены на продукты;
- рост конкуренции - при усилении начинаются снижаться цены на предложения;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акаев, А. А. Динамика темпов глобальной инфляции. Закономерности и прогнозы / А.А. Акаев, А.В. Коротаев, А.А. Фомин. - М.: Либроком, 2020. - 904 c.
2. Ахмедова М.М. Антиинфляционная политика и механизмы инфляции // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. – 2021. – № 1-1 (83). – С. 189-193. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46416431_56356484.pdf (дата обращения: 25.11.2022).
3. Боробов В.Н. Особенности инфляции и антиинфляционной политики государства в рыночных условиях / В.Н. Боробов, Ю.Б. Миндлин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2021. – № 10. – С. 9-17. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/df10ca07-818e-4e54-92d2-ac31909986dc (дата обращения:25.11.2022)
4. Брыскина Е.О. Анализ и оценка инфляционных процессов в России // МНИЖ. – 2020. – №4-2 (94). – С. 6-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-otsenka-inflyatsionnyh-protsessov-v-rossii (дата обращения: 25.11.2022).
5. Будагова, С.П. Понятие и сущность анализа финансового состояния / С.П. Будагова // Форум молодых ученых. - 2020. - № 10 (50). - С. 97-101.
6. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методика: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 326 с.
7. Давыдянц Д. Е. Показатели и оценка эффекивности рыночной экономики в условиях рыночных отношений / Д. Е. Давыдянц. - Ставрополь: Кавказский край, 2018. - 492 с.
8. Горюнов, Ф. А. В петле инфляции / Ф.А. Горюнов. - М.: Издательство политической литературы, 2020. - 112 c.
9. Кочубей Е.И. Влияние инфляции на экономику России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №8-2. – С. 22-25. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-inflyatsii-na-ekonomiku-rossii (дата обращения: 25.11.2022).
10. Куклинова П.С. Специфика развития инфляционных процессов в современной российской экономике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – №1. – С. 26-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-razvitiya-inflyatsionnyh-protsessov-v-sovremennoy-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 25.11.2022).
11. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ финансовой деятельности. - Ростов н/Д: Феникс, 2019.
12. Методика анализа показателей эффективности производства: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Маркарьяна. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2019.
13. Меньшиков, С. М. Инфляция и кризис регулирования экономики / С.М. Меньшиков. - М.: Мысль, 2019. - 368 c.
14. Минакова И.В. Повышение эффективности антиинфляционной политики на основе учета специфики российской инфляции / И.В. Минакова, Е.И. Быковская, Д.И. Распопин // Modern Economy Success: электрон. журн. – 2020. – № 1. – С. 12-18. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42626099_59615304.pdf (дата обращения: 25.11.2022).
15. Просветов Г.И. Сравнение методик проведения финансового анализа / М.С. Антонова // Инновационная экономика: материалы VI Междунар. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 20- 24.
16. Скобелина Д.А. Инфляция в России как одна из ключевых проблем экономики // Актуальные вопросы современной экономической науки: материалы Х Междунар. науч. конф. / сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарева. – Астрахань: ФГБОУ ВПО "Астраханский гос. ун-т", 2020. – С. 127-130. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43829733_91335580.pdf (дата обращения: 25.11.2022).
17. Шахнович, Р. М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике / Р.М. Шахнович. - М.: Либроком, 2019. - 392 c.
18. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: ИНФРА-М, 2018. - 254 с.
19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 2017. – 374 с.
20. Официальный сайт АО «Завод «Дагдизель»: https://dagdizel.ru/ (дата обращения: 25.11.2022).