Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует около 200 конституций, которые по-явились на определённых этапах развития и становления государства и об-щества. Приоритетом современных конституций являются не только и, может быть, не столько права человека, а достойное человека существование, опре-деленный уровень жизни, который обеспечивается каждому его члену обще-ством и государством.
Конституция как Основной Закон государства и общества занимает важное место в жизни любой страны. По образному выражению, Конститу-ция - это правовой паспорт государства, в котором фиксируется система кон-ституционных ценностей, норм и принципов, регулирующих основополага-ющие общественные отношения.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ юридически олицетворя-ет образ новой России как свободного, демократического, федеративного государства. Она знаменовала собой переход к новому конституционному строю, на вершине которого человек, его права и свободы. Верховенство права, неотчуждаемые права и свободы человека определяют основу сущ-ностного бытия государства.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституцион-ного права, основным является Конституция.
Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституци-онно-правового регулирования.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принци-пиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необ-ходимость всестороннего изучения конституции, связанных с понятием, сущ-ностью и иными аспектами конституции в рамках настоящей работы.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена важностью нормативно-правового акта. Конституция Российской Федерации является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях меж-ду личностью и государством, основой защиты прав и свобод человека.
Отсюда основополагающий закон должен быть стабилен, не должен быть подвержен постоянным изменениям, так как они напрямую отражаются на жизни всего населения государства.
Объектом настоящей работы является конституционно-правовое за-крепление понятия и юридических свойств конституции.
Предмет работы: нормы конституционного законодательства, регули-рующего понятие и сущность конституции.
Целью работы является комплексная характеристика преобразования Конституции Российской Федерации.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть сущность Конституции как Основного Закона государства;
- выявить содержание и функции Конституции;
- раскрыть институт изменения Конституции Российской Федера-ции;
- рассмотреть проблемы у порядка пересмотра Конституции Рос-сийской Федерации;
- выявить перспективы порядка пересмотра Конституции Россий-ской Федерации
Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений. В ходе работы над темой также применялись сравнитель-но-правовой и логико-юридический методы.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованной ли-тературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и юридические свойства Конституции
Общеизвестно, что термин «Конституция» берет свое начало от антич-ного «constitutio», обозначающего установление некоего нового порядка, а так же учреждение или устройство государства. Используя понятие «консти-туция», греческие ученые рассуждали, с их точки зрения, об идеальном устройстве государства, о разумно организованной, рачительной и справед-ливой государственной власти.
Важно подчеркнуть, что в Древнем Риме этот термин применялся для обозначения особой важности актов императорской и религиозной власти. Именно тогда документы, именуемые конституциями, начали приобретать значение чрезвычайно важных государственных документов, что в дальней-шем давало основание придавать им свойства основного закона, акта, обла-дающего высшей юридической силой и верховенством. Тогда же начата ко-дификация всех императорских конституционных актов, что явилось первым шагом к пониманию кодифицированной конституции, как основного закона .
Особенностью такого рода законов, кроме верховенства и высшей юриди¬ческой силы, было еще и то, что император обязан был их соблюдать, в отличие от других законов. Кроме того, историки, характеризуя и оцени-вая успешность тех или иных реформ государственных деятелей древности, говорят именно о конституции. По-видимому, такое использование слова «конституция» связано с тем, что реформы государственного управления ча-сто приводят к существен¬ному изменению государственного устройства и новому распределению власти, что и побуждало авторов исторических сочи-нений усиливать значимость тех или иных преобразований.
В эпоху раннего средневековья вожди германских племен не только наследовали римскую идею конституции, но и превратили конституции в до-кумент, определяющий границы властных полномочий и вольностей круп-ных феодалов. Таким образом, документы под грифом «конституция» опре-деляли властные возможности, то есть права субъектов иерархических пра-воотношений вассалитета.
Немаловажным фактором развития понятия «конституция» является появление в Западной Европе множества городов. Наибольшего прогресса в Европе достигли Англия, где процесс ограничения власти монарха начался с Великой Хартии Вольностей и Франция с образованием Генеральных шта-тов.
Все это и, прежде всего, развитие отношений договорного вассалитета, рост городов и реформация способствовали созданию целого ряда учрежде-ний конституционного свойства. Прежде всего, это суды и представительные учре¬ждения (английский парламент, французские генеральные штаты и т.д.), которые в силу сословного представительства не подпадали под абсолютную власть королей и тем самым укрепляли в обществе уверенность в борьбе за ограничение абсолютизма. Этому же времени соответствует и появление та-кого термина как «lex fundamentalis», что читалось как Основной закон и со-ответствовало по значимости будущим конституциям.
Развитию конституционной идеи, безусловно, способствовало и то, что дворянская, монастырская и городская среда средневековья выдвигала фи-лосо¬фов, теологов, историков, политических теоретиков и публицистов, ко-торые на основе идеологии либерализма постепенно разрабатывают и про-пагандируют идеи свободы, республики и конституции. Они рассматривали античные пред¬ставления о естественном праве с позиций либерализма, что, естественно, дало стимул для развития теории прав человека. Тем самым го-товилась почва для подготовки будущих революций, которые проводились под лозунгом равенства правового статуса представителей нарождающейся буржуазии и других приви¬легированных сословий. Понятно, что буржуаз-ным революциям следовали кон¬ституции, стержневой идеологией которых становился либерализм с его пони¬манием равенства и прав человека и граж-данина. Либералы требовали слома старого сословного общества, с ликви-дацией привилегий дворянства и церкви, единовластия монархов и принятия современной конституции. Их целью было замена сословного представитель-ства на народное, в результате чего буржуазия получала не только права, но и политическое влияние и власть. Все это должно быть закреплено в консти-туционной норме, правда первоначально народное представительство огра-ничивалось многочисленными избирательными цензами, главные из которых были основаны на уровне доходов и размере собственности.
Понятно, что общим мотивом инакомыслия и стимулом борьбы для пред¬ставителей дворянства, духовенства и городских жителей было всевла-стие мо¬нарха. Именно поэтому рождаются новые теории власти и модели её распреде¬ления. В качестве примера можно привести теорию общественного договора, в рамках которой представление об Основном законе формулиру-ется как договор народа с правителями относительно власти.
При этом, договор понимается как учредительный документ (Т. Гоббс), в котором демократическим путем определяются взаимные права и обязан-ности народа и власти (Д. Локк) .
Следовательно, нормативный акт под названием «конституция» стано-вится документом, определяющим центры власти и распределяющим между ними полномочия.
Результатом такой умственной и практической борьбы стало появление первых писанных конституционных актов, которые часто имели название «Хар¬тия» в справедливом подражании Великой хартии вольностей, когда в Англии, впервые в истории, был начат процесс ограничения власти монарха.
Итак, первая писаная конституция, которую приняли в 1787 году в Се-вер¬ной Америке, была подготовлена традициями античности и европейского сред¬невековья, а также опытом ограничения британской монархии. Если же говорить о местных колониальных нормативных основаниях, то конституции предшествовали многочисленные договоры переселенцев о создании общин и отдельных правительственных учреждений. По сути, эти договоры были следствием того, что английская корона не желала создавать, а колониаль-ные администрации не имели возможности гарантировать колонистам права и относительно нормальные условия жизни. Именно это толкало переселен-цев к самоуправлению и самостоятельной заботите о поддержании свободы, общежития и выживания. Эти акты явились прообразами конституций шта-тов (государств) сразу после провозглашения независимости от Великобри-тании. Американский опыт дает основание утверждать, что впервые в кон-ституциях закреплялись идеи: о народе как о реальном носителе высшей вла-сти, разделении властей с президентской формой республики, гражданском равенстве, свободе вероисповедания и т.д.
Понятно, что североамериканские конституционные подвижки нашли по¬следователей в Европе, прежде всего во Франции, которая оказалась сла-бым звеном в цепи европейского феодализма. Французские новации консти-туционной теории и практики заслуживают того, чтобы сказать о них не-сколько слов. Прежде всего, речь идет о Великой Французской Декларации прав человека и гражданина, которая на долгие годы жестко возвысила ли-берализм, в качестве программы мирового конституционного процесса и хо-тя иносказательно, но, по сути, впервые дала определение конституции - «Каждое общество, в котором не закреплены соответствующие средства за-крепления прав и при этом совершенно
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О референдуме: ФКЗ от 28 июня 2004 г. № 5–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 5 июля. № 27. Ст. 2710.
3. Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государствен-ной Думы: Закон о поправке от 30 декабря 2008 г. № 6–ФКЗ // Собрание за-конодательства Российской Федерации. 2009. 5 янв. № 1. Ст. 1
4. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отноше-нии Правительства РФ: Закон о поправке от 30 декабря 2008 г № 7–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. 5 янв. № 1. Ст. 2
5. О Верховном Суде и прокуратуре: Закон о поправке от 05 фев-раля 2014 г. № 2–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. 10 февр. № 6. Ст. 567.
6. О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Феде-рации: Закон о поправке от 21 июля 2014 г. № 11–ФКЗ // Собрание законо-дательства Российской Федерации. 2014. 28 июля. № 30 (часть I). Ст. 4202
7. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов орга-низации и функционирования публичной власти: Закон о поправке от 14 марта 2020 г. № 1 – ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федера-ции. 2020. 16 марта. № 11. Ст. 1416
8. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: ФКЗ от 17 декабря 2001 г. № 6–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. 24 дек. № 52 (часть I). Ст. 4916
Литература
9. Матвейчева, А.В. Эволюция понятия и сущности конституции как юридического документа / А.В. Матвейчева // Идеи конституционализма в отечественном законодательстве материалы Всероссийского студенческого юридического форума. Ответственный редактор Т.А. Сошникова, 2019. – С. 152.
10. Конституционное право России: учебное пособие / А. Ф. Чупил-кина [и др.]. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, – 2019. – Часть 1. – 561 с.
11. Николаенко Д.А. Правовая природа конституции Российской Фе-дерации / Д.А. Николаенко, О.В. Жданова // Современное состояние органи-зационно–экономических и правовых проблем развития региональной эко-номики. Сборник научных трудов по материалам Региональной научно–практической конференции. – 2018. – С. 280–284.
12. Эйсмонт, Д.Г. Функции современной конституции / Д.Г. Эйсмонт // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспек-тивы развития сборник научных трудов по материалам Международной за-очной студенческой научно–практической конференции. – 2017. – С. 268–272.
13. Исмаилова, З.Н. / Функции и основные черты Конституции РФ 1993 г. / З.Н. Исмаилова // Проблемы совершенствования законодатель-ства. Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Ма-хачкала, 2019. – С. 173–175.
14. Протозанов, С.А. Функции Конституции Российской Федерации / С.А. Протазанов // Вестник Южно–Уральского государственного универси-тета. Серия: Право. – 2017. – Т. 17. № 1. – С. 102–108.
15. Авакьян, С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Рос-сийской Федерации: грядет раунд четвертый? / С.А. Авакьян // Конституци-онное и муниципальное право. – 2020. – № 1; Овсепян, Ж.И. О поправках в Конституцию РФ 1993 г. в первые два десятилетия ее действия / Ж.И. Овсе-пян // Юрист–Правовед. – 2015. – №3 (70).
16. Смоленский, М.Б. Теория Конституционных поправок и пере-смотра Конституции: проблемы формирования в России / М.Б. Смоленский // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 12 (91). – С. 87–90.
17. Радченко, В.И. Поправки к Конституции РФ и устойчивость Кон-ституционного строя России / В.И. Радченко, О.А. Угланова // Вестник Сара-товской государственной юридической академии. 2020. – № 6. – С. 65–76.
18. Авакьян С.А. Конституционное Собрание Российской Федерации: проект и концепция Федерального конституционного закона // https://www.law.msu.su