Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня активно идет процесс формирования личности, приспособленной к активной деятельности в рыночных условиях современного общества, готовой ориентироваться в современном нестабильном обществе, обладающей определенным набором социокультурных качеств.
Литература влияет на формирование нравственности человека через нравственные ориентиры при воссоздании ее автором отношений между героями. Особенно обращает на себя творчество В.П.Астафьева.
Актуальность работы заключается в том, чтобы подойти к изучению повести «Последний поклон» не только как к феномену национальной культуры, но и как к воплощению индивидуально-авторской позиции в художественном произведении.
Объект исследования: воссоздание автором отношений в художественном произведении.
Предмет исследования: текст рассказов «Последний поклон».
Цель работы: определение нравственно-этических ориентиров при воссоздании автором отношений между автобиографическим героем, членами семьи и односельчанами в повествовании в рассказах «Последний поклон» Виктора Астафьева.
Задачи:
1. Дать понятие нравственно-этических ориентиров;
2. Определить особенности нравственного мира В.Астафьева;
3. Выявить особенности подхода В.Астафьева к написанию рассказов «Последний поклон»;
4. В цикле рассказов «Последний поклон» проанализировать воссоздание автором отношений между автобиографическим героем, членами семьи и односельчанами.
В работе использованы следующие методы:
- биографический;
- сравнительно-исторический;
- социологический;
- структурно-семиотический.
Теоретико-методологическую основу составляют
- работы по изучению автобиографических произведений: Б.В. Аверина, Л.И. Бронской, Л.Я. Гинзбург, Ю.П. Зарецкого, H.H. Козновой, Т.М. Колядич, Е.В. Крушельницкой, О.В. Мамаевой, М. Медарич, H.A. Николиной, Е.К. Созиной, Л.Н. Целковой, И.О. Шайтанова и др.;
- аксиологический подход к теме детства в работах H.A. Дворяшиной, Л.Н. Савиной и др.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на уроках литературы, во внеурочной деятельности школьников для дальнейшего изучения соотношения позиции автора и созданного им художественного мира.
Глава 1 Теоретические основы нравственно-этических ориентиров при воссоздании автором отношений между автобиографическим героем, членами семьи и односельчанами в повествовании в рассказах «Последний поклон» Виктора Астафьева
1.1 Понятие нравственно-этических ориентиров
В данном параграфе определимся с понятием нравственно-этического ориентира.
В науке целостного термина «нравственно-этический ориентир» не встречается, но в разных научных исследованиях можно найти определения каждого из понятий в отдельности. Стоит начать с определения понятия нравственный ориентир как нравственная ориентация.
В кратком словаре по философии понятие нравственности соотнесено с понятием мораль. «Мораль (латинское mores – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [13, с. 191–192].
В. И. Даль определял под словом мораль ученье нравственного содержания, волевого правила, человеческой совести [10]. Он считал, что нравственность противоположна телесности. Нравственный – это духовный и душевный. Нравственность быта человека важнее, чем быта вещества. «Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [10, с. 558].
Понимание нравственности с годами менялось. Ожегов С. И. под нравственностью понимает внутренние, духовные качества, руководящие человеком, а также нормы этики, поведенческие правила, которые определяются данными качествами [16].
В словаре по этике нравственность определяется как «понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль», происходит от слова «нрав»)» [18].
Как отмечает доктор педагогических наук Н. П. Шитякова, мораль нужно относить к сфере идеального, она в качестве совокупности требований предъявляется к поведению человека. Нравственность нужно относить к сфере реального, она является сутью человеческих поступков в реальной жизни семьи, народа, государства. Это явно считается сферой нравственной личностной свободы, когда требования общества и требования людей имеют совпадение с внутренними мотивами, которые побуждают творить добро. Именно духовные ценности, а также их значение, осознание их личностного смысла способствуют тому, что мораль обретает универсальный характер, а личности – применение ее предписаний в разных ситуациях жизни. «Думается, именно ценности являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность» [31].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Художественные тексты
1. Астафьев В. П. Всему свой час / В.П. Астафьев. – Москва : Молодая гвардия, 1985. – 254 с. – (Писатель – молодежь – жизнь).
2. Астафьев В. П. Затеси / В. П. Астафьев. – Москва:Эксмо, 2008. – 352 с.
3. Астафьев В. П. Собр. соч.: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997–1998. Т. 4, 5, 15.
4. Астафьев В. П. Последний поклон : повесть : в 2 т. Т. 1 : Кн. 1. Кн. 2 / В. Астафьев. – 2–е изд., испр. и доп. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 336 с.
5. Астафьев В. Посох памяти. М., 1980. С. 222.
6. Астафьев В. Последний поклон: повесть в рассказах. Комментарии (авторские). М., 2010. С. 794.
7. Астафьев В. П. Нет мне ответа... Эпистолярный дневник 1952–2001 / В. П. Астафьев ; сост. Г. Сапронова. – 2–е изд., доп. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2009. – 752 с.
Теоретические и философские источники
8. Большее А. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. СПб., 2002. С. 4.
9. Бронская Л. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века : И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, М. А. Осоргин. Ставрополь, 2001. С. 58.
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка – М: 1979, т. 11.
11. Лейдерман Н.Л. Крик сердца. Творческий облик В. Астафьева. – Екатеринбург, 2001. – 34 с.
12. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПб., 2002. – 768 с.
13. Краткий словарь по философии – М: 1982. – 461 с.
14. Курбатов В. Книга одной жизни // Астафьев В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1979.
15. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы [Текст] : учебное пособие / Н. А. Николина. – М., 2002. – 442 с.
16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 1995. – 907 с.
17. Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. С. 48.
18. Словарь по этике https://clck.ru/32pNkv
Научные монографии и статьи
19. Авдохина Т. В. Черты автобиографизма в прозе В. П. Астафьева // Вестник БГУ. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cherty-avtobiografizma-v-proze-v-p-astafieva (дата обращения: 02.12.2022).
20. Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtobiografizm-i-avtobiografiya-samokonstruirovanie-i-semiotizatsiya-subekta (дата обращения: 02.12.2022).
21. Васильева М. А. Тип автобиографизма в ранних повестях В. П. Астафьева // Костромской гуманитарный вестник. 2015. №. 1. С. 52.
22. Мешалкин, А.Н. Заветная книга В.П. Астафьева: мир детства, добра и красоты в повести «Последний поклон» / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. – 2007. – № 3 . – С. 18–22.
23. Падерина Л. Н. Особенности идиостиля В. П. Астафьева (обзор имеющихся исследований) // Эпоха науки. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-idiostilya-v-p-astafieva-obzor-imeyuschihsya-issledovaniy (дата обращения: 02.12.2022).
24. Полякова Л. В. Астафьевская парадигма современной литературы отзыв научного консультанта о докторской диссертации П. А. Гончарова «Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины ХХ века» (Тамбов, 2004, 27 апреля) // Вестник ТГУ. 2004. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/astafievskaya-paradigma-sovremennoy-literatury-otzyv-nauchnogo-konsultanta-o-doktorskoy-dissertatsii-p-a-goncharova-tvorchestvo-v-p (дата обращения: 01.12.2022).
25. Ростовцев Ю. Виктор Астафьев. М., 2009. С. 23.
26. Смирнова А.И. Этикоцентризм творчества В.П. Астафьева в контексте классической литературной традиции // Творчество В.П. Астафьева в контексте национальной истории и культуры. Красноярск: Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. Астафьева, 2019. С. 61–70.
27. Смирнова А. И. Локус дома в художественном мире Виктора Астафьева // Феномен В. П. Астафьева как регионально-национальное самосознание эпохи. Красноярск, 2017. С. 81–93.
28. Смирнова А. И. В. П. Астафьев и музыка // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-p-astafiev-i-muzyka (дата обращения: 02.12.2022).
29. Чжэн Ян. «Последний поклон» В. П. Астафьева: История создания. Жанр. Система персонажей. Монография. М.: МАКС Пресс, 2013. 140 с.
30. Чжэн Ян «Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-poklon-v-p-astafieva-istoriya-sozdaniya-zhanr (дата обращения: 01.12.2022).
31. Шитякова Н. П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2007. 342 с.
32. Юбилейные Астафьевские чтения «Писатель и его эпоха». 28–30 апр. 2009 г. / редкол. : А. М. Ковалева (отв. ред.) [и др.] ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск : КГПУ, 2009. – 476 с
33. Янковская Л.С. Автобиографизм или автопсихологизм? к вопросу авторского присутствия в художественном повествовании // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtobiografizm-ili-avtopsihologizm-k-voprosu-avtorskogo-prisutstviya-v-hudozhestvennom-povestvovanii (дата обращения: 02.12.2022).
Диссертации и авторефераты
34. Большев, А. О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века : дис.... д-ра филол. наук [Текст] / А. О. Большев. - СПб., 2003.
35. Букаты Е. М. Поэтика художественного пространства в прозе В. П. Астафьева («Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты»): дис. … канд. филол. наук. Томск, 2002. С. 13.
36. Гончаров П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века (Тамбов, 2004) https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002637920.pdf?ysclid=lb6787qop4863758205
37. Им Ен Им. Автобиографические мотивы в творчестве В. П. Астафьева: 60-е-70-е годы: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. – Москва, 1999. – 26 с.
38. Перевалова, С. В. Проблема автора в русской литературе 1970-1980-х годов : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01. - Волгоград, 1998. - 288 с.
39. Творчество В. П. Астафьева в контексте национальной истории и культуры: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летнему юбилею В. П. Астафьева. Красноярск, 29–30 апреля 2019 г. / отв. ред. Т. Н. Садырина; ред. кол. Красноярск: КГПУ им. В. П Астафьева, 2019. 372 с.
40. Холодкова, Е.К. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х-начала 2000-х годов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : спец. 10.01.01. – Москва : [б. и.], 2009 .– 22 с.
41. Шлома Е. С. Материнское начало в прозе В. П. Астафьева: дис. … канд. филол. наук. Москва, 2009. С. 16–17